Рамадан становится полем политической битвы в Турции
Пышные собрания в Рамадан, проводимые правящей партией Турции, вызвали возмущение общественности на фоне ошеломляющей инфляции и стремительного роста цен.
Пышные собрания в Рамадан, проводимые правящей партией Турции, вызвали возмущение общественности на фоне ошеломляющей инфляции и стремительного роста цен.
В этом году правящая Партия справедливости и развития (ПСР) уделяет особое внимание молодежи, поскольку количество голосов молодежи, отданных за ПСР, неуклонно снижается.
Чиновники ПСР организуют ифтар и сухур (трапеза перед восходом солнца) с участием различных молодежных групп. С 2016 года Эрдоган советует чиновникам ПСР воздержаться от посещения экстравагантных собраний во время Рамадана. В этом году тяжеловесы правящей партии публично предупредили своих членов о том, что они должны избегать участия в пышных ифтарах и сухурах на фоне экономических трудностей в стране.
Однако сухур, проведенный 7 апреля в юго-восточном городе Агри, где проживают преимущественно курды, вызвал общественный резонанс. Агри, расположенный в районе турецкой границы с Ираном, известен как один из беднейших городов Турции.
Видео собрания сухура в Агри, организованное молодежным отделением ПСР, стало вирусным после того, как Халил Ибрагим Сельджук, глава молодежного отделения ПСР в Агри, разместил его в социальных сетях.
Видео возмутило различные слои общества. Благочестивые мусульмане, например, усомнились в подлинности видео, поскольку они не могли поверить, что ПСР может организовать собрание сухура, где молодые мужчины и женщины сидят вместе, едят и поют под живую музыку.
Остальные задались вопросом, кто финансировал это мероприятие и почему была разрешена живая музыка, ведь в барах и клубах по всей стране запрещено включать живую музыку после полуночи. На видео показаны миски, полные меда, сыра, оливок, яиц - всех основных товаров, цены на которые резко выросли за последние пару месяцев, достигнув запредельной суммы для граждан низшего и среднего класса, которые вынуждены стоять в длинных очередях, чтобы сэкономить несколько турецких лир на хлебе.
Оппозиционные группы раскритиковали эти снимки в социальных сетях, сравнив пышные сборища с сухуром, который имеет место в общежитиях колледжей.
Когда критика в частных чатах и социальных сетях резко возросла, один из видных членов ПСР открыто попросил председателя удалить свой твит. Мехмет Метинер, бывший депутат ПСР и обозреватель проправительственной газеты Yeni Safak, написал: "Председатель молодежного отделения Агри, который поделился этим постом (со ссылкой на удаленное видео сухура), не могли бы вы немедленно удалить его?". Метинер не критиковал собрание за его пышный стиль, но он был расстроен тем, что видео стало достоянием общественности. Оба твита были удалены вскоре после этого.
Высокопоставленный член ПСР, говоривший на условиях анонимности, объяснил изданию Аль-Монитор причину удаления твита: "Существует порог терпения. Праздничные видео, такие как этот сухур, могут спровоцировать социальные волнения".
Но удаление твита не помогло. Сложившаяся ситуация заставила мэра Агри от ПСР Савджи Саяна перевести стрелки. Он заявив, что критика, прозвучавшая в адрес пышного собрания, равносильна дискриминации курдской молодежи. Саян также сказал, что в мероприятии приняли участие 600-700 студентов, а его стоимость составила всего 21 000 турецких лир (около 1 400 долларов США). Однако заявления Саяна не смогли успокоить гневные голоса.
8 апреля Махир Унал, заместитель главы ПСР, еще больше раздул пламя, посетив с фотоаппаратами дом, в котором живут студенты колледжа. Зайдя на кухню и проверив плиту, Унал был удивлен, увидев, что суджук (сухая турецкая колбаса) включен в еду, утверждая, что этот суджук опровергает жалобы оппозиционных кругов на высокую стоимость жизни. Унал сказал: "Смотрите, у них здесь есть суджук. Разве они не жаловались [на дороговизну жизни]?".
Его слова вызвали вспышки гнева в социальных сетях, люди спрашивали, приемлемо ли для студентов есть только черствый хлеб.
Рамадан обычно знаменует гармонию, взаимопомощь и заботу друг о друге. Так почему же в Турции все стало настолько спорным?
Абдулла Айдоган, политолог и аналитик, сказал Аль-Монитору: "Это происходит из-за их отрыва от реалий населения в целом и молодежи в частности, эти PR-проекты часто заканчиваются неожиданными с точки зрения ПСР результатами. Например, экстравагантная организация сухура в Агри получила большой резонанс. Вот почему многие молодые избиратели, которые с трудом справляются с растущими ценами, раскритиковали это мероприятие".
Что касается реакции Унала на суджук на студенческом ужине, Айдоган сказал: "В анатолийской культуре люди склонны относиться к своим гостям с максимальной щедростью. Особенно, когда люди принимают гостей, которых они считают особенными. Поэтому они подают еду, которую не могут позволить себе в обычное время. Насмехаясь над едой, которую ему подали, и над комментариями студента о хозяйстве, Унал вызвал большое разочарование. Но также эти комментарии подтверждают, что суджук стал труднодоступной едой для обычных людей".
Неспособность признать, насколько реальна борьба за выживание для простых людей, становится серьезной проблемой. Серкан Танылдизи, эксперт по социальным сетям, сказал в интервью Аль-Монитору: "К сожалению, политики ПСР пытаются объяснить рост цен непонятными доводами - например, когда они сказали, что повысили цены на мясо, чтобы уменьшить очереди. Эти умопомрачительные заявления и попытки пошутить действительно задевают нервы людей, которые задаются вопросом [не высмеивают ли их]".