Турецкое вторжение в Африн началось 20 января 2018 года. После двух месяцев упорного сопротивления второй по величине армии НАТО отряды обороны приняли решение об отступлении, дабы предотвратить массовые убийства среди гражданского населения. С 18 марта того самого года Африн находится под турецкой оккупацией.
«Африн – пример неспособности международного сообщества постоять за человеческие ценности и международное право», – так главнокомандующий Сил демократической Сирии (СДС) Мазлум Абди описал ситуацию, подчеркнув, что бывший самоуправляемый кантон Африн живет в условиях оккупации уже три года. Международное сообщество продолжает хранить молчание о нарушении международного права и слепнет, когда дело касается нарушений прав человека, которые происходят здесь в привычном ежедневном режиме с начала оккупации.
Турция начала военную агрессию против Африна 20 января 2018 года с операции, которой дали циничное название «Оливковая ветвь». Она закончилась 18 марта 2018, когда враг вошел в центр города. Местное население – преимущественно курдское, одно из старейших среди народов горных стран. Кантон граничит с двумя турецкими провинциями – на севере это Килис, на западе Хатай, – и включает в себя регион Курдской горы (Çiyayê Kurmenc). На его территории расположены такие города, как Африн, Шерава, Джандарис, Мабата, Раджо, Бильбиль, Шие и Шера. Название Африн переводится с курдского как «благословенное создание».
В своей агрессивной войне Турция обеспечила себе поддержку со стороны джихадистских военизированных группировок, которые обучала, снабжала средствами ведения войны и финансировала. Так, у них в наличии было вооружение немецкого производства – например, 2 боевых танка «Леопард 2». На территории Африна турецкими войсками и приданными наемными группировками были совершены следующие преступления:
– Были вынуждены переехать около полумиллиона человек, включая сотни тысяч внутренне перемещенных граждан. Большинство до сих пор проживают в палаточных городках для беженцев в соседнем кантоне Шахба.
– Около семи тысяч мирных жителей были похищены, судьбы половины из них до сих пор остаются неизвестными.
– Сотни человек, включая множество женщин и детей, были убиты; 498 человек погибли только из-за бомбардировок в 2018 году. Убийства продолжаются по сей день: количество убитых в пыточных зонах оккупационными войсками велико, так же, как и количество случаев, о которых не сообщается. Более тысячи человек получили ранения во время атак оккупантов.
– Дома около 65% коренного населения Африна были отняты. В них расселились преимущественно исламистские семьи туркоманов и арабов, приехавшие из других районов Сирии, таких как Гута.
– Не пощадили оккупационные войска и природу Африна. Масштабное разрушение окружающей среды идет рука об руку с разрушительными экономическими эффектами, повлиявшими на регион и его население. С начала оккупации были срублены около 315 тысяч оливковых деревьев, они были проданы, как дрова; среди них 300 редких и старых экземпляров; 15 тысяч дубов и более 11 тысяч деревьев лесного массива. Более чем по трети из 33 тысяч гектаров сельскохозяйственных угодий Африна прошлись пожары.
– Разграблены по меньшей мере 105 археологических памятников. На местах расположения древних поселений, где были курганы, последние сравняли с землей. После этого там расположились военные базы.
– До вторжения в зоне оккупации были зарегистрированы 50 855 студентов, теперь их лишь около 13 000 в регионе Шахбы. Минимум 64 учебных заведения были уничтожены или преобразованы под другие цели, включая университет Африна. В школах, открытых после начала оккупации, из расписания вычеркнули курдский и арамейский языки, к обучению теперь доступны только турецкий и арабский. Сверх того, в рамках исламской системы шариат стал обязательным предметом во всех учебных заведениях – в том числе для детей, принадлежащих к меньшинствам.
– Христианские, езидские и алевитские места поклонения были преобразованы в мечети при содействии турецких властей. Названия большинства улиц, площадей, общественных и исторических мест кантона были изменены, получив новые названия в честь турецких и исламских деятелей. Некоторые из них совершали преступления против народа курдов.
Африн подвергся спланированному и длительному процессу переселений и перевоспитания. Это состояние дел не изменилось по сей день. Молчание международного сообщества о вторжении на территорию Сирии в нарушение международного права поощряет Турцию в ее дальнейшей агрессии в регионе. В рамках так называемого «Источника мира», очередной военной операции, начатой в октябре 2019 года, Турция оккупировала города Сарекание и Гре Спи и продолжила проводить политику расселения на их территориях.