Приток афганских беженцев усиливает напряженность в Турции
Свежий поток беженцев из Афганистана в Турцию усилил политическую и социальную напряженность в стране, где кризис беженцев становится все более политизированным.
Свежий поток беженцев из Афганистана в Турцию усилил политическую и социальную напряженность в стране, где кризис беженцев становится все более политизированным.
Всплеск нелегальной миграции из Афганистана на фоне вывода войск НАТО из страны вновь подогрел и без того сильные антимигрантские настроения в Турции, что застало Анкару врасплох. Причина в том, что у нее до сих пор нет комплексного и интегрированного механизма охраны границ.
Поскольку НАТО и США прекратили оперативную деятельность и в основном завершили вывод войск из Афганистана, столкновения между «Талибаном» (запрещена в РФ) и афганским правительством значительно усилились на фоне стремительных территориальных завоеваний боевиков-талибов. Эти столкновения вызвали новый поток беженцев в Турцию через Иран, так как сотни афганцев, спасаясь от угрозы безопасности и экономической нестабильности, стремятся попасть в Европу в надежде на лучшую жизнь.
Появившиеся в начале июля сообщения о новом потоке нелегальных иммигрантов, проникающих в Турцию пешком, еще больше подогрели и без того повышенные антибеженские настроения в стране: хэштеги против беженцев неоднократно становились главной темой в Twitter, что вынудило власти принять меры. 19 июля турецкие власти объявили, что с 10 июля в районе юго-восточной границы страны с Ираном силы безопасности задержали около 1500 мигрантов, большинство из которых афганцы, а также 11 человек были задержаны по подозрению в торговле людьми. Шесть из подозреваемых были арестованы до суда, как говорится в заявлении местного офиса губернатора в юго-восточной пограничной провинции Турции Ван.
По мнению экспертов и наблюдателей, официальные цифры едва ли отражают реальную серьезность ситуации на местах. Афганский ученый, занимающийся вопросами безопасности границ и находящийся в Турции, говорит, что в последние недели число просителей убежища афганского происхождения, въезжающих в Турцию через Иран, ежедневно составляет от 1 000 до 1 200 человек. По словам ученого, который беседовал с «Аль-Монитор» на условиях анонимности, эта цифра может подскочить до более чем 2 000 к августу и сентябрю, если «Талибан» расширит свое продвижение в стране.
Агентство ООН по делам беженцев, УВКБ ООН, в докладе за 2020 год назвало число афганских просителей убежища, которых принимает Турция: 125 104 человек. Однако, по оценкам специалистов по этой проблеме, число нелегальных иммигрантов афганского происхождения в стране может превышать 500 000 человек с учетом недавних потоков.
Граждане Афганистана в Турции – второй по величине контингент беженцев в стране после сирийцев. Это молодые мужчины в возрасте от 16 до 25 лет. Хотя конкретных данных по полу и возрасту нет, число женщин, детей и стариков среди афганских просителей убежища, по имеющимся оценкам, невелико, поскольку путь из Афганистана в Турцию через Иран является сложным и длится почти месяц, в основном пешком, иногда в сложных погодных условиях и на трудной для переходов местности. Стоимость поездки составляет от 2 500 до 3 000 долларов США для каждого человека.
Согласно официальной статистике, в первой половине 2021 года турецкие власти поймали более 25 000 нелегальных иммигрантов афганского происхождения, а общее число пойманных за последние пять лет граждан Афганистана достигло почти 500 000 человек.
По имеющимся данным, Анкара опасается возможной нестабильности в Иране, который служит буферной зоной для потока беженцев из Афганистана. Если Иран не сможет контролировать надвигающийся поток беженцев, поток афганских граждан в Турцию может достичь беспрецедентного уровня.
В дополнение к 140-километровой пограничной стене, которую Турция строит вдоль 534-километровой юго-восточной границы с Ираном, финансируемой Европейским союзом, последний всплеск вынудил Анкару принять дополнительные меры, чтобы остановить поток нелегальной миграции. В три юго-восточные провинции – Ван, Игдир и Агри – вдоль иранской границы были переброшены батальоны специальных операций жандармерии, увеличено количество патрулей и контрольно-пропускных пунктов в этом районе. Власти стремятся отпугнуть нелегальных мигрантов с помощью круглосуточного наблюдения и засад.
Большинство тех, кто попадается, депортируются в Иран, не доезжая до крупных городов, таких как Анкара и Стамбул. Однако отсутствие успеха в предотвращении незаконного пересечения границы, несмотря на все меры, свидетельствует о том, что в будущем может быть создан всеобъемлющий и комплексный механизм охраны границы, который Анкара до сих пор не создала вдоль своих южных границ, несмотря на нестабильность на протяжении десятилетий.
Еще одно важное наблюдение, сделанное афганским ученым, заключается в том, что большинство афганских граждан в Турции стремятся попасть в Европу, в отличие от сирийских беженцев, большинство из которых обосновались в стране. По словам ученого, цель 8 из 10 афганских граждан – попасть в Европу. Это означает, что почти каждый гражданин Афганистана, нелегально пересекающий границу Турции, хочет попасть в ЕС, так что эта проблема касается и Евросоюза.
Однако ЕС, похоже, не желает поддерживать Анкару перед лицом растущей проблемы нелегальной иммиграции из Афганистана, что намекает на новую главу в расколе по беженцам между Анкарой и европейскими столицами в предстоящий период.
Оппозиция Турции тем временем, похоже, попадает в ловушку популизма в дебатах о беженцах. Совсем недавно, 18 июля, главный лидер оппозиции Кемаль Киличдароглу в своем сообщении в Twitter пообещал отправить сирийцев обратно в их страну в течение двух лет после прихода к власти. Никто не может превратить Турцию в «открытую тюрьму [для] беженцев». Позвольте мне сказать вам заранее, вас ждут очень жесткие переговоры», – добавил он, имея в виду переговоры Анкары с ЕС. Лидер Хорошей партии Мераль Акшенер также часто повторяет, что беженцы в Турции должны вернуться в свои страны.
Кризис беженцев в Турции слишком важен, чтобы оставлять его на откуп политическим препирательствам и популистским рассуждениям. Тем не менее оппозиция остается при своем мнении, используя этот вопрос для агитации на фоне разговоров о досрочных выборах. Растущая политизация вопроса препятствует усилиям по проведению более рациональной дискуссии о беженцах.
Анкара, похоже, застигнута врасплох, поскольку в ближайшие месяцы, вероятно, будет наблюдаться новый приток беженцев из Афганистана на фоне опасений еще более массовой волны беженцев. Предвыборные обещания, такие как отправка беженцев обратно в их страны, еще больше политизируют вопрос, увеличивая разрыв в глубоко поляризованной стране и обостряя напряженность между различными слоями общества.