Согласно резолюции Совета Безопасности ООН, принятой после израильско-ливанской войны 2006 года, вооруженным боевикам «Хезболлы» запрещено появляться в приграничной зоне. Временные силы ООН в Ливане, или UNIFIL, размещены там для того, чтобы следить за соблюдением правил обеими сторонами.
Однако за последний год, по словам израильских военных, вдоль «голубой линии» – границы, установленной ООН, – появились форпосты группировки. Если раньше боевики «Хезболлы» проникали в этот район под видом гражданских лиц, то теперь некоторые из них носят форму и открыто носят оружие, анонимно сообщают израильские чиновники.
Один из боевиков, по некоторым данным, пробрался на территорию Израиля на расстояние 60 км и взорвал бомбу, ранив мирного жителя.
Просьбы о комментарии со стороны «Хезболлы» и ливанских вооруженных сил остались без ответа.
За последний год «Хезболла» возвела не менее 27 новых военных форпостов вдоль «голубой линии», – написал посол Израиля в ООН Гилад Эрдан в конце июня в письме Совету Безопасности. После строительства этих форпостов значительно возросло число инцидентов, инициированных боевиками «Хезболлы».
«Хезболла» систематически лишает военных ООН возможности выполнять свои основные задачи. Ее цель в том, чтобы обеспечить беспрепятственное наращивание военной мощи в Южном Ливане», – сказал он.
Однако и Израиль нарушает резолюцию ООН.
Согласно мартовскому документу ООН, в период с 3 ноября по 20 февраля израильские самолеты 182 раза пролетали над «голубой линией», и само израильское государство оккупирует северную часть города Гаджар, расположенного вдоль этой линии. В последние недели «Хезболла» заявила, что сбила израильский беспилотник над южным Ливаном.
Израиль обвиняет «Хезболлу» в нарушении пограничных соглашений
Согласно резолюции ООН, вооруженным боевикам «Хезболлы» запрещен доступ в приграничные районы
Эскалация напряженности
Эти события являются лишь одним из признаков эскалации напряженности в отношениях между Израилем и Ираном – страной, получившей поддержку благодаря ряду дипломатических прорывов, включая военный союз с Россией и восстановление дипломатических отношений с Саудовской Аравией. В последние недели появились даже признаки возможного неформального взаимопонимания между Тегераном и США, которое может привести к добровольному ограничению Ираном своей ядерной программы в обмен на разрешение экспортировать больше сырой нефти.
Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху, напротив, находится в затруднительном положении из-за протестов против планов реорганизации судебной системы и интенсивных боев на Западном берегу реки Иордан (оккупированного Израилем — прим.), в результате которых на прошлой неделе погибли 12 палестинцев и один израильский солдат.
Снимок границы
Посещение границы в сопровождении израильских военных показывает, насколько близко находятся боевики «Хезболлы» и их объекты.
С крыши пограничной базы израильской армии открывается широкая зеленая панорама с ливанской деревней с красными крышами и израильскими сельхозугодьями, простирающаяся вдаль к горному хребту Хермон.
Сразу за границей находится контейнер, который офицеры называют военным объектом «Хезболлы». Два человека стоят на вершине и фотографируют израильтян. Через несколько минут с ливанской стороны подъезжает микроавтобус, из которого выходят полдюжины человек. Группа переходит на крышу соседнего здания. Обе стороны смотрят друг на друга.
Израиль все больше обеспокоен деятельностью Ирана, причем не только в Ливане. На прошлой неделе израильские военные совершили рейд в лагерь беженцев в Дженине, что стало крупнейшим подобным вторжением на Западный берег за последние два десятилетия. Частью цели рейда было уничтожение объектов по производству оружия, которые, как утверждается, контролируются финансируемыми Ираном террористами.
В четверг из Ливана по Израилю была выпущена ракета, и израильские военные нанесли ответный удар.
«Хезболла», финансируемая в основном Ираном и имеющая в своем распоряжении более 100 тыс. ракет и снарядов, несомненно, сыграет свою роль в любом более-менее крупном конфликте в регионе. Израильские официальные лица полагают, что в Ливан вернулись люди «Хезболлы», воевавшие в Сирии, которые превратили группировку из партизанского отряда в полноценную военную организацию с профессиональными солдатами.
Израильские официальные лица утверждают, что по мере того, как Ливан все больше погружается в один из самых тяжелых экономических и финансовых кризисов в истории, «Хезболла» становится все более мощной. А официальная армия Ливана недостаточно сильна, чтобы контролировать ее.