Падение Алеппо изменило баланс сил
Падение Алеппо было неожиданным. В частности, вывод сирийской армии и российских войск без боя создал опасный дисбаланс, расчистив путь для Турции.
Падение Алеппо было неожиданным. В частности, вывод сирийской армии и российских войск без боя создал опасный дисбаланс, расчистив путь для Турции.
В последние дни в Сирии происходят неожиданные и очень быстрые события. HTS («Хайят Тахрир аш-Шам»*) и другие силы подготовились к столкновениям в Идлибе. Был период, когда Дамаск сосредоточил множество вооруженных подразделений в этих районах, и там неоднократно начинались бои. Режим пытался отстоять Тель-Рифат и Шахбу, чтобы не подвергать опасности Алеппо. Такие районы, как Манбидж, также оказались под угрозой. Турецкие власти заключили множество сделок с Дамаском, и начались переговоры о том, как вывести Силы демократической Сирии (СДС) из Манбиджа. Но, поскольку это поставило бы под угрозу Алеппо, это так и осталось теоретическим вариантом. Теперь же произошло то, что не должно было произойти: Алеппо пал. Город пал без боя и сопротивления, и это вызвало эффект домино.
Бандформирования HTS получили повод для дальнейшего продвижения. Джихадисты взяли город и подняли над Алеппо турецкий флаг. Дорога на Дамаск была перекрыта, и началось новое наступление. Сирийский режим мог бы создать фронт сопротивления на подступах к Алеппо. У Дамаска было достаточно боеприпасов, огневой мощи и поддержки с воздуха. Если бы армия не оставила позиции, HTS не удалось бы осуществить наступление в такие сроки. Возникает вопрос, почему Сирия сдала этот стратегический район без боя. Отдав Алеппо, Дамаск поставил под угрозу само свое существование. Теперь правящий режим заявляет, что собирает силы и затем перейдет в наступление. По сути так Дамаск предоставляет HTS и другим силам время на подготовку к удержанию этих районов. Если армия подготовит контратаку и проведет её, как это планируют сделать сирийские власти, разрушения и человеческие жертвы возрастут многократно.
Нападения на Шахбу не прекращаются
Многие курды, оставившие свои дома, спасаясь от войны после того, как Турция заняла Африн шесть лет назад, поселились в таких районах, как Тель-Рифат и Шахба. Шла интенсивная подготовка к защите региона от возможных нападений. Как бы то ни было, атаки со стороны турецкого режима и наемнических формирований, воюющих на стороне Турции, не прекращались ни на минуту начиная с 2018 года. Все это время силы Демократической автономной администрации защищали и контролировали регион. Однако, эти районы не имели полной защиты Автономной администрации. На этих землях были дислоцированы силы режима, а также военные подразделения России и других союзников. Они действовали, координируя свои оперативные и боевые задачи.
Режим планировал взять контроль над курдскими кварталами Алеппо
Курдские кварталы Алеппо находились под защитой сил самообороны, что неоднократно вызывало напряженность в отношениях с Дамаском. Режим Асада стремился взять под свой контроль весь Алеппо, и власти неоднократно вводили жесткую блокаду, запрещая въезд как в эти районы, так и в Шахбу. Однако, в ходе диалога всегда удавалось избежать военной эскалации. С 2012 года курдское население, проживающее в этих районах Алеппо, сохраняет свои органы самоуправления и силы самообороны. Люди не покидали свои земли даже в условиях атак исламистов с применением отравляющих газов и другого оружия. Напротив, эти районы всегда оставались островками сопротивления. Здесь население было лучше всего подготовлено к нынешней атаке.
Что дальше, отступление или война?
Однако, все меры обороны были подорваны одним фактором. Алеппо достался джихадистам вопреки всем расчетам. Теперь такие районы, как Тель-Рифат и Шахба, открыты для атак со стороны Турции. Несмотря на то, что лидеры HTS изначально заявили, что не будут предпринимать никаких действий против курдских районов в Алеппо и не намерены воевать с курдами, джихадисты приложили немало усилий, чтобы установить контроль над городом в целом. У жителей самоуправляемых районов не было другого выхода, кроме борьбы. Возник вопрос: продолжать сражаться с превосходящими силами, которые окружали кварталы шаг за шагом, или отступить.
СНА – прокси турецкого режима
Тель-Рифат и Шахба подверглись прямому нападению со стороны Турции. Так называемая «Сирийская национальная армия» (СНА) – это структура, созданная и полностью контролируемая турецким режимом. Группировки СНА атакуют местное население. Тем временем курды и другие народы живут в условиях равенства и мира на территориях Демократической автономной администрации. Никто не подвергается дискриминации из-за своей культуры или религии. Это самый прогрессивный регион на всем Ближнем Востоке. Турецкие войска устроили этнические чистки на оккупированных территориях, и курды были изгнаны. Эта преступная политика осуществлялась в первую очередь СНА.
Так называемая «оппозиция» – марионетка Турции
Так называемая оппозиция действует под контролем Турции и не имеет собственной политической идентичности. Нынешние нападения, включая атаку на Алеппо, поддерживаются и организуются Турцией. Астанинский процесс не имеет абсолютно никакого отношения к населению Сирии, игнорируя интересы её народов. Это крупная игра между государствами, которая ведет к дальнейшей оккупации сирийских территорий.
Патологическая ненависть к курдам
Турецкий режим и проправительственные СМИ никогда не называют HTS или «Джабхат ан-Нусру»* террористическими организациями. Между тем, эта структура находится в соответствующих списках террористов, принятых ООН, США и ЕС. Турецкие чиновники называют её «сирийской оппозицией», пытаясь придать видимую легитимность джихадистской группировке. Президент Турции не возражал бы, окажись вся Сирия под контролем HTS или ИГИЛ*. Но когда речь заходит о курдах, не используется даже слово «курды», вместо этого они говорят о «Террористане» или «коридоре террора». В прошлом приграничные районы Сирии были вынуждены существовать под контролем ИГИЛ. Эрдоган никогда не говорил, что эта ситуация представляет опасность. Не говорит он этого и сегодня, потому что сознание режима ПСР/ПНД отравлено почти патологической ненавистью к курдам. Кроме того, мышление Эрдогана ничем не отличается от мышления лидеров ИГИЛ, «Ан-Нусры» и других джихадистских группировок. Как иначе он мог бы годами взращивать и опекать «Ан-Нусру», взявшую себе новое название – HTS, – в Идлибе?
* - террористическая организация, запрещена в РФ