Хасан Хайри и Исмет Инёню, служившие оккупантам, врагам курдского дела, останутся в глазах курдского народа двумя людьми, заклеймившими себя как предатели. Навязав курдам Лозаннский договор, они похоронили их вековую мечту о независимости и свободе. Теперь ДПК играет ту же роль, что и Хасан Хайри и Исмет Инёню, годами служа врагам курдского народа.
Лозаннский договор был подписан 24 июля 1923 г. в замке Оши в Лозанне (Швейцария) между государствами Великобритания, Франция, Италия, Япония, Греция, Румыния, Югославия и Турция.
После аннулирования Севрского договора и подписания Лозаннского Исмет Инёню и Хасан Хайри, два курда из Северного Курдистана, вели неустанную работу по навязыванию своих собственных прав.
Исмет Инёню и его предательство
Исмет Инёню, выходец из известной курдской семьи из Бедлиса (Северный Курдистан), был одним из символов турецкого национального движения. Интересно, что среди турок-националистов Исмет Инёню признан одним из пионеров национальной мысли. Как и Ататюрк, он много работал над созданием турецкого государства.
Одной из причин любви Исмета Инёню к националистически настроенным туркам было то, что он в меру своих сил и возможностей реализовывал собственныепланы и программы по искоренению культуры, языка и национальной самобытности курдского и других народов, проживающих в пределах Турции.
Исмет Инёню был одним из архитекторов отмены Севрского договора, официально постановившего создание государства Курдистан. Успех Инёню в его начинаниях против собственного народа начался после того, как он возглавил делегацию, представлявшую турок в Лозанне. Целью Лозаннского договора была отмена и аннулирование Севрского договора.
В начале переговоров по Лозаннскому договору европейские страны обратились к новому правительству Турции с вопросом о требованиях курдов. И хотя турецкие чиновники отвечали европейцам, что Турция – это не просто страна турок, а место, где турки и курды живут вместе, и что оба народа решили жить вместе, европейские чиновники не поверили словам турецких чиновников, ноИнёню не смог убедить страны-участницы в этом вопросе. Поэтому он поспешил вернуться в Турцию и попросил Ататюрка прислать кого-нибудь для представления курдов на встречах по Лозаннскому договору.
В ходе этого процесса Инёню предложил Ататюрку Хасана Хайри, сказав: «Хасан Хайри может представлять курдов в интересах Турции и заявить государствам-участникам Лозаннского договора, что курды хотят остаться в Турции». С этого момента началась предательская миссия Хасана Хайри.
Процесс использования Хасана Хайри турецким государством и нацией
Ататюрк попросил Хасана Хайри явиться в турецкий парламент в курдской традиционной одежде. Это должно было показать журналистам и делегациям из других стран, что турецкое правительство признает национальную одежду, язык и культуру курдского народа.
Несмотря на то, что жена Хасана Хайри неоднократно говорила ему, чтобы он не делал так и не предавал свой народ, Хасан Хайри не послушал ее и несколько раз ходил в парламент, чтобы дать понять, что «курды не хотят отделяться от Турции».
Тогда Ататюрк попросил Хасана Хайри отправить телеграмму в Лозанну. Ознакомившись с телеграммой Хасана Хайри, европейские чиновники подписали Лозаннский договор. Таким образом, столетняя мечта Курдистана о независимости была разрушена двумя курдами, предавшими свой народ и страну.
После подписания Лозаннского договора Хасан Хайри был арестован по приказу Ататюрка и предан суду. Хасан Хайрипротестовал против обвинений, утверждая, что процесс был политическим и что он добивался подписания Лозаннского договора. Суд ответил: «Мы знаем, что вы препятствовали независимости курдов, но ношение курдской национальной одежды в парламенте противоречит закону». Таким образом, суд приговорил Хасана Хайри к смертной казни. Когда перед казнью Хасана Хайри предложили произнести последние слова, он ответил: «Я хочу, чтобы мою могилу поставили на дороге, по которой проходят курды, чтобы каждый курд, проходящий мимо, плевал на мою могилу».
Государства, разделившие Курдистан, и Турция, оккупировавшая большую часть Курдистана, начали подавлять все курдские революции и восстания, отвергавшие Лозаннский договор.
Спустя столетие после заключения Лозаннского договора ДПК, прикрываясь именем курдской революции, играет роль, которую играли Хасан Хайри и Исмет Инёню. Как они столетие назад, нынче ДПК и ее члены стали предателями курдского народа, а курдам не дают возможности бороться против этого решения и оккупантов Курдистана.
ДПК является крупнейшим сторонником государства-оккупанта Турции в борьбе против партизан Курдистана и Рожавы. С другой стороны, она готова помогать иранскому режиму против партий Восточного Курдистана.
ДПК пытается защитить и укрепить границы, разделяющие Курдистан.
Закрывая пограничные ворота Семалка между Рожавой и Южным Курдистаном, ДПК заявляет о своем партнерстве с силами, которые налагают эмбарго на Рожаву и ежедневно обстреливают народ Рожавы, доказывая свою приверженность Лозаннскому договору.
Она также поставила свои разведывательные и охранные организации на службу интересам турецкого государства. Оккупационное и фашистское турецкое государство при поддержке ДПК почти каждый день нападает на курдских партизан, Шенгальскую автономную администрацию или курдских патриотов.
Сегодня ДПК полностью повторяет дело Хасана Хайри и Исмета Инёню и не стыдится предательства своего народа. Она продолжает предавать, не задумываясь и не упуская ни единой подобной возможности.