Прошло тридцать девять месяцев с тех пор, как Абдулла Оджалан оказался в полной изоляции и содержится под стражей без связи с внешним миром. Эта проблема коснулась не только Оджалана. Изоляция распространилась и на других политзаключенных, Вейси Акташа, Омера Хайри Конара и Хамили Йылдырыма, которые также находятся в тюрьме на Имралы.
Мы должны оценивать ситуацию следующим образом: в течение тридцати девяти месяцев от курдских политузников, особенно от Оджалана, не поступало никаких вестей, поскольку в этом и состоит замысел государства. Отсутствие связи и любых новостей вызывает серьезное беспокойство.
Чего хочет добиться государство? Есть ли обстоятельства, которые власти хотят оставить вне фокуса внимания общественности, что-то, что они считают нужным скрыть? Насколько важны для государства цели или задачи, чтобы оно, пренебрегая собственными законами, применяло подобный режим на Имралы? Этих вопросов может быть много и становится всё больше, когда вы начинаете их задавать.
Чтобы найти ответы на некоторые из них, стоит поговорить о личностях заключенных. Оджалан – фигура, хорошо известная и признанная общественностью. Он лидер-основатель курдского освободительного движения. Вот уже четверть века он находится в тюрьме на острове Имралы в Мраморном море. Его влияние среди курдов велико, и они симпатизируют своему народному лидеру. Изоляция связана с положением и авторитетом Оджалана.
Его намеренно вычеркивают из публичного поля. Его имя стремятся стереть. Может ли кто-то думать, что если Оджалан будет забыт и его имя не будет упоминаться, курдский вопрос исчезнет сам собой? Может ли этот план реализоваться? Если бы это было возможно, разве не достаточно было бы 25 лет заключения в островной тюрьме? Кроме того, в течение последних 39 месяцев, то есть более трех лет, Оджалан и трое других заключенных были лишены связи с внешним миром.
Их семьям не разрешают видеться с узниками. Несмотря на усилия семей, власти редко отвечают на ходатайства о посещении. Заключенным также не разрешают встречаться с адвокатами, а законное право на еженедельные телефонные звонки и переписку с родными фактически игнорируется.
Вейси Акташ недавно отбыл 30-летний срок заключения. По закону он должен был быть освобожден. Однако, его освобождение отложили на год, продлив срок заключения. Будет ли Акташ освобожден через год? Если нынешняя ситуация не изменится, его освобождение маловероятно. Аналогичным образом Насрулла Куран и Четин Аркаш, которые когда-то находились в той же тюрьме, где держат Оджалана, были переведены в тюрьму в Мармаре (Силиври) в 2016 году. Они до сих пор содержатся там. Оба отбыли 30-летний срок заключения, но их освобождение откладывается, и неизвестно, когда они смогут выйти на свободу.
Вопрос о продлении срока заключения также связан с личностью Оджалана. Вероятно, если их освободят, они смогут предоставить информацию о его положении в тюрьме, поэтому сроки их заключения продлеваются.
В итоге мы сталкиваемся со строгим запретом, который не позволяет даже упоминать имя курдского лидера. Представьте себе властей любой страны, которые боятся любого упоминания имени политзаключенного, поскольку опасаются, что это поставит государство под угрозу. Как мы должны оценивать эту ситуацию? Я оставляю это на усмотрение читателя.
Если бы изоляция Оджалана ограничивалась тюрьмой, её можно было бы считать менее суровой. Но изоляция выходит за пределы Имралы и криминализирует всё общество. Недавнее назначение провластного мэра в Джоламерге (Хаккари), не побеждавшего на выборах, напрямую связано с этой изоляцией.
Изоляция Оджалана стала проблемой для демократии и свободы в Турции. Она достигла такой степени, что затрагивает не только курдов, но и турок.
НРП [Народно-республиканская партия] одержала победу на местных выборах. После выборов Озгюр Озель заговорил о концепции нормализации. Эта концепция действительно важна. Но почему Турция не идет путем нормализации? На самом деле Турецкая Республика уже сто лет ищет норму. Нормы в Турции начинаются с признания различий и предоставления прав группам, которым свойственны некие отличия.
Республика была основана на отрицании. Этой стране свойственны аномалии. Когда вы строите государство на принципах унификации – одной нации, одного языка и одной религии, – это ставит страну на столетний путь боли, угнетения и эксплуатации, отрицая различия и позволяя все антидемократические практики.
Поэтому настоящая нормализация начинается с отказа от отрицания и, прежде всего, с подлинного признания прав и существования народа курдов. Для этого нужно законодательное закрепление их естественных прав. Следовательно, первым шагом на пути к нормализации должно стать противостояние изоляции Оджалана.
Известный курдский политик и журналист Хайдар Эргюль был участником группы мира, организованной в 1999 году в рамках символического жеста, инициированного Абдуллой Оджаланом в рамках его неустанных усилий по продвижению переговорного процесса для урегулирования курдского вопроса. Эти попытки урегулирования длились десятилетиями. В ответ на призыв Оджалана Эргюль отправился в Турцию, чтобы поддержать мирный процесс, вместе с другими курдскими активистами из Европы. Он провел в тюрьме 13 лет и был освобожден. Позже он предстал перед судом по делу, получившему широкую огласку как дело «академии АОK», ссылаясь на курдскую Ассоциацию обществ Курдистана, и недавно был оправдан по этому делу. Сегодня он работает шеф-редактором журнала «Демократическая современность», – периодического издания, посвященного философии освобождения Оджалана и выходящего раз в два месяца. Хайдар Эргюль также пишет для газеты Yeni Yasam.