Мартовские выборы – поворотный момент в политической жизни Турции
31 марта 2024 года в Турции состоялось важное событие – муниципальные выборы. Несмотря на свою «локальность», они стали поворотным моментом в политической траектории страны.
31 марта 2024 года в Турции состоялось важное событие – муниципальные выборы. Несмотря на свою «локальность», они стали поворотным моментом в политической траектории страны.
«Какие варианты остаются у Эрдогана? Если он выберет демократию и проявит уважение ко всем, включая курдов, признав их права, он сможет найти выход. Однако, такой подход противоречит идеологической доктрине турецкого режима. Эрдоган уже давно утратил свой авторитет. Без преодоления экономического кризиса, подпитываемого военными действиями, его победа на очередных выборах маловероятна. Если президент желает улучшить ситуацию в сфере экономики, он должен прекратить войну против курдов и задействовать демократические механизмы. Но он не способен на это. Можно с уверенностью сказать, что режим Эрдогана подошел к концу своего жизненного пути».
31 марта 2024 года в Турции состоялось важное событие – муниципальные выборы. Несмотря на свою «локальность», они стали поворотным моментом в политической траектории страны.
С 2002 года в турецкой политике доминирует Партия справедливости и развития (ПСР) во главе с Эрдоганом. За последнее десятилетие правление Реджепа Тайипа и его соратников переросло в диктаторский режим. Эрдоган давно вынашивал амбиции стать «единоличным» правителем страны. За последнее десятилетие ему удавалось создавать обстановку, которой он хотел, на разных этапах. На всеобщих выборах в мае 2023 года все оппозиционные группы, включая курдов, объединились вокруг общего кандидата, Кемаля Кылычдароглу, в попытке сместить Эрдогана. Кылычдароглу был лидером главной оппозиционной партии – НРП. Несмотря на все предпринятые усилия, Эрдоган с трудом добился переизбрания на пост президента, а его партия сохранила свое парламентское большинство. Этот результат воодушевил ПСР и её союзника, национал-фашистскую Партию националистического движения (ПНД). Для оппозиции же результаты выборов обернулись кошмаром – отчаянием и ожиданием мрачного будущего... Эскалация антидемократических мер погрузила общество в уныние.
Затем произошла смена руководства НРП. Прокурдская Партия народного равенства и демократии (ПНРД), имеющая сильную базу среди своих сторонников, провела в курдских городах широкую работу по изучению общественных настроений. Курдское политическое движение также занялось реструктуризацией. Особенно примечательно, что курды отказались отступать, вдохновив и другие оппозиционные фракции в Турции.
31 марта начались местные выборы. Правительство Эрдогана стремилось к победе и на этот раз. Однако, оно не достигло своих целей. На национальном уровне ПСР опустилась до позиции второй партии и потерпела значительное поражение в курдских регионах. Эти результаты говорят о коллективном протесте турецкого населения против власти диктаторского режима, который стремился закрепить Эрдоган. Таким образом, ситуация вышла за рамки простых муниципальных побед и стала вехой – критически значимым моментом в определении дальнейшего пути страны.
Роль курдского политического движения
Стоит отметить, что решающую роль в результатах выборов сыграли курды. ПНРД, ранее одержавшая победу в муниципалитетах курдских городов, представила своих кандидатов на муниципальных выборах. Кандидаты на пост мэра были подобраны путем праймериз – методом, впервые опробованным как в Турции, так и силами курдского политического движения. Он хорошо зарекомендовал себя, несмотря на некоторые неудачи. Общественность приняла этот демократический метод с доверием к своей партии.
Курдское политическое движение начало свою избирательную кампанию под лозунгом «Нам нужна победа», стремясь выиграть выборы в тех городах, где у ПНРД были амбициозные кандидаты. В этих городах курдские политики достигли около 90% поставленных целей. Более того, курды разработали замечательную стратегию для победы над режимом Эрдогана – так называемый «городской консенсус». Эта стратегия была использована в первую очередь в турецких городах. В населенных пунктах, где проживают достаточно крупные курдские сообщества и их голоса могут повлиять на результат, курды поддерживали кандидатов от оппозиции, придерживавшихся демократических стандартов. В таких городах, как Стамбул, представляя своих кандидатов, они просили своих избирателей голосовать за Имамоглу против Эрдогана. Так они рассчитывали обеспечить поражение режима Эрдогана. Прямые действия были бы сопряжены с различными рисками: Эрдоган мог мобилизовать националистические и исламистские фракции, используя манипуляцию в духе «НРП сотрудничает с курдами-террористами», после того как подобное произошло в 2023 году. Чтобы не давать Реджепу Тайипу поводов для черной пропаганды, ПНРД выдвинула собственных кандидатов и мобилизовала свой электорат другим путем. Это была весьма необычная ситуация в истории политики. Высокополитизированная курдская община легко справилась с этой задачей, добившись успеха. Давняя вражда Эрдогана к курдам стала основной причиной его поражения на этих выборах.
Экономические потрясения и настроения в обществе
Итак, какие же варианты остаются у Эрдогана, если они вообще есть? По сути – никаких. Если он выберет демократию и проявит уважение ко всем, включая курдов, признав их права, он сможет найти выход. Однако, такой подход противоречит идеологической доктрине турецкого режима, поэтому подобное развитие событий исключено. Люди с характером Эрдогана не могут стать демократами; порой они могут притворяться, что готовы идти демократическим путем. Но Эрдоган уже давно исчерпал запас доверия, что делает невозможной любую попытку обмануть население с помощью лживых манипуляций. С другой стороны, экономический кризис, усугубленный войной, – это серьезная проблема. Не исправив ситуацию в сфере экономики, победа на новых выборах маловероятна. Эрдогану следовало бы прекратить войну с курдами и задействовать демократические механизмы, но он не в состоянии этого сделать по причинам, изложенным выше. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что режим Эрдогана терпит окончательное поражение.
Конечно, Эрдоган будет пытаться что-то сделать. Например, 9 мая он планирует встречу с Байденом, чтобы попросить о новых кредитах. Он также попытается вывести войну против курдов на новый уровень, чтобы отвлечь внимание от экономического краха в стране. Но стоит понимать, что ни одно из этих действий не сможет обеспечить долгосрочное решение.
Единство оппозиции и демократические устремления
Сейчас важнее всего не то, что делает Эрдоган, а то, что делают курды и оппозиция. Если эти группы сделают неверный шаг, страна останется под властью Эрдогана, обреченная на гибель. В этой ситуации можно сказать, что курды должны поддерживать связи с демократическими организациями и партиями, действующими в Турции. В посланиях курдских представителей мы видим намерение продолжать это взаимодействие.
Помимо прагматических отношений, которые начались лишь для того, чтобы сместить Эрдогана, необходимы стратегические контакты – сотрудничество между курдами и оппозиционными силами на высоком уровне. Курдская политика способна решить эту задачу. Многие политические процессы в Турции благоприятствуют такому ходу дел. Однако, здесь полезно подчеркнуть роль НРП.
Сегодня эта партия является сильным кандидатом, способным претендовать на власть. Они понимают, что им не удалось бы заставить Эрдогана утратить почву под ногами без курдов. Если эта партия, сыгравшая важную роль в основании Турецкой Республики и имеющая националистические черты, действительно демократизируется и сохранит связи с курдами, в истории Турции может начаться новая глава. Курды уже более чем достаточно поблагодарили за это своего тактического союзника. Таким образом, будущее курдского вопроса – первопричины проблем Турции, – остается самой важной темой. Будет ли НРП размышлять над возможностью демократизации государства или просто отправит Эрдогана в отставку и попытается создать относительно комфортную среду? Если НРП пойдет первым путем, она получит необходимый отклик от курдов, и тогда будут заложены основы демократического будущего для народов Турции.
Возможно ли это? Пока что рано искать однозначный ответ. Это вопрос борьбы. Курды, а также многие политические организации, которые поддерживают курдский народ, борются за это. Даже внутри НРП есть круги, которая желают такого поворота событий. В последующие один-два года станет ясно, как будет развиваться ситуация. Для курдов неизменна лишь борьба – защита своих демократических завоеваний в любой ситуации, борьба за конституционные права своего народа и выработка политических решений проблемы...