Коррупционный скандал в Иране
Судебная власть Ирана заявила, что приговорила бывшего министра к трем годам тюремного заключения за скандал с многомиллиардной растратой, который стал самым крупным известным делом о коррупции в истории Ирана.
Судебная власть Ирана заявила, что приговорила бывшего министра к трем годам тюремного заключения за скандал с многомиллиардной растратой, который стал самым крупным известным делом о коррупции в истории Ирана.
Бывший чиновник получил тюремный срок в результате редкого в своем роде судебного решения по делу о коррупции на сумму 3,7 млрд долларов. Он был признан виновным в причастности к крупнейшему в истории страны делу о растрате, которое было раскрыто в период беспрецедентных экономических трудностей простых иранцев.
Судебная власть Ирана заявила, что приговорила бывшего министра к трем годам тюремного заключения за скандал с многомиллиардной растратой, который стал самым крупным известным делом о коррупции в истории Ирана. Об этом сообщает во вторник официальный новостной сайт судебной власти Mizan.
Бывший чиновник Джавад Садатинежад занимал пост министра сельского хозяйства (2021-2023) в администрации действующего президента Эбрахима Раиси.
Семь заместителей, работавших под началом Садатинежада, также получили тюремные сроки, а еще 45 чиновникам были предъявлены обвинения в различной степени причастности к делу о мошенничестве с импортом чая, о чем заявил во вторник в своем публичном выступлении председатель Верховного суда Голам-Хоссейн Мохсени Эджеи.
Ранее глава судебной власти, придерживающийся жесткой линии, заявил СМИ, что это дело вызвало «общественный пессимизм», и указал на необходимость ускоренного разбирательства в связи с «масштабными цифрами», которые сделали возможной эту сагу о мошенничестве.
Согласно отдельному сообщению реформистской газеты «Шарг», скандал также затронул другого близкого соратника Раиси, бывшего министра торговли Резу Фатеми Амина, и, кроме того, ряд высокопоставленных чиновников Центрального банка Ирана также находятся под следствием.
Дело о растрате, связанное с влиятельной чайной компанией Debsh, попало в заголовки газет еще в декабре, когда оно было раскрыто судебным аудиторским ведомством, Государственной инспекцией, поскольку следователи обнаружили нецелевое использование государственных средств на сумму 3,7 миллиарда долларов.
Чайная компания входит в число гигантских компаний, которым предоставляются огромные субсидии в иностранной валюте. Иранские власти обычно предлагают этим гигантам субсидии, чтобы помочь им выжить после падения курса национальной валюты и колебаний, вызванных международными санкциями.
В ходе судебного расследования выяснилось, что компания реинвестировала эти деньги. Вместо того, чтобы импортировать высококачественный чай из Индии, на который была предоставлена привилегия, компания импортировала значительно более дешевый чай из Кении, перенаправив остаток на другие предприятия для извлечения прибыли.
В ходе расследования выяснилось, что период хищений охватывает период с 2019 по 2023 год, что указывает на причастность к коррупции и администрации умеренного бывшего президента Хасана Роухани.
Вопрос о причастности двух администраций, таким образом, вызвал перебранку между ними, причем бывшие чиновники Роухани утверждают, что основная часть правонарушений лежит на их преемниках.
Администрация Раиси, которую обвиняют в том, что она долгое время замалчивала это дело, настаивает на том, что она оперативно отреагировала за несколько месяцев до доклада судебных органов, уволив десятки недобросовестных чиновников. Однако глава судебной власти еще в декабре заявил СМИ, что администрация упирается, требуя предоставить список обвиняемых.
Скандал с импортом чая в последние несколько месяцев вызвал острые дискуссии в иранской прессе и среди простых граждан. Он совпал с периодом роста недовольства иранцев - недовольства своим экономическим положением в условиях стремительно сокращающейся покупательной способности населения. Иранцы сталкиваются с этой проблемой ежедневно, поскольку национальная валюта страны, испытывающая трудности, опускается до исторических минимумов.
Случаи мошенничества в Иране не редкость. Сообщения о них появляются время от времени и затем исчезают из официальных новостей до тех пор, пока очередной случай не вызовет междоусобицу между различными фракциями режима. Видимая неэффективность борьбы с коррупцией в основном объясняется политическими мотивами, соперничеством фракций, а также двойными стандартами — длинная рука закона держится подальше от инсайдеров.
Несмотря на публичные заявления о необходимости срочной борьбы с коррупцией, верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи долгое время относился к подобным разоблачениям с беспокойством, неоднократно заявляя, что они наносят удары по иранскому истеблишменту, который ему подчиняется, позоря руководство страны.
В своей речи в 2011 году Хаменеи вызвал в обществе тихий, но широко распространившийся гнев, после того как отчитал СМИ за чрезмерную фиксацию и «слишком долгое освещение» другого многомиллиардного дела о коррупции.