История основания ДПК
Недавней оккупацией Южного Курдистана, осуществляемой в рамках сотрудничества с турецким государством, Барзани еще раз показали, что они без колебаний прибегнут к любым средствам ради своих семейных интересов.
Недавней оккупацией Южного Курдистана, осуществляемой в рамках сотрудничества с турецким государством, Барзани еще раз показали, что они без колебаний прибегнут к любым средствам ради своих семейных интересов.
Барзани и ДПК не сходят с позорных страниц курдской истории благодаря своим соглашениям с Турцией, Ираном и Ираком и предательству в отношении других курдских организаций.
Подобно турецкому государству, которое придумывает для себя историю на основе османского наследия, Барзани и их сторонники пытаются написать историю под себя, поставив свой клан в центр истории курдов. Поставив себя во главу угла и представив свое прошлое, полное предательств, как историю курдской национальной борьбы, ДПК претендует на роль защитника курдов во всех четырех частях Курдистана. Демократическая партия Курдистана (ДПК) утверждает, что ее основание произошло в Махабаде 16 августа 1946 года, что в то же время является днем рождения Масуда Барзани. Однако исторические сведения и свидетели опровергают это утверждение.
Действительно в 1946 году в Махабаде была основана демократическая партия, но это была не ДПК, а Демократическая партия Иранского Курдистана (ДПИК), партия, которую Кази Мохаммад основал как основу Курдской Республики Махабад. Сначала Барзани разделил ДПИК на четыре части. В прошлом году ДПК, на этот раз в согласии с Ираком и Ираном, ликвидировала все силы Восточного Курдистана, включая ДПИК.
ДПК, на базе которой Барзани строят свою историю, оплетая ее героическими небылицами, была основана не ими. Эта ДПК была основана не в Махабаде или в районе Рожхилат, а в Южном Курдистане, и ее основателем является не Барзани, а выдающийся курдский интеллектуал и активист Хамза Абдулла из Миксли (Бахчезарай/Ван).
Кто такой Хамза Абдулла?
Хамза Абдулла — великий курдский мыслитель. М. Барак называет его «борцом за курдское дело, права которого были попраны». Хотя в некоторых источниках говорится, что Хамза Абдулла был родом из Баскалели, он известен как Хамза Абдуллах [из] Микси. Отучившись в университете в Стамбуле и поработав некоторое время учителем, он переехал в Захо в Южном Курдистане. Здесь Хамза Абдулла неизвестным образом познакомился с Ибрагимом Ахматом, одной из самых важных фигур в истории Курдистана. «Мы до сих пор не понимаем, как они познакомились, но они встретились и вместе отправились в курдскую республику Махабад», — говорит его внучка Хана.
Другими словами, сегодняшняя ДПК была основана после распада Курдской Республики Махабад, и основали ее Хамза Абдулла и Ибрагим Ахмат, а не Барзани.
История основания ДПК
Вкратце эту историю создания можно описать следующим образом: в 1942 году в Восточном Курдистане была создана политическая организация под названием «Комалей жияневей курд». Эта организация называлась «Комаль» («Ассоциация») или сокращенно «Жакаф». Они достигли высокого уровня деятельности и партийной структуры и, хотя были основаны в Восточном Курдистане, не ограничивали свою работу только этой частью Курдистана. Ибрагим Амед, выступавший в качестве «южного офицера» организации, должен был создать подразделение в Южном Курдистане, откуда он распространял бы организацию во все регионы.
После падения курдской республики Махабад Хамза Абдулла вернулся в Южный Курдистан и принял участие в основанном там движении «Хива». Из-за внутренних противоречий «Хива» раскололась на два отдельных политических движения под названием «Спасение» и «Революция». Хамза Абдулла объединил эти две группы и основал новую партию под названием «Демократическая партия курдов»: это была первая форма нынешней ДПК. Ее первый съезд состоялся 16 августа 1946 года в столице Ирака Багдаде.
Хамза Абдулла был коммунистом, политически и идеологически близким к Иракской коммунистической партии. Ибрагим Ахмад в большей степени представлял в ДПК «национальное крыло».
В те годы биполярного мироустройства, когда на одном полюсе находились Советы, а на другом — США, советское отношение к курдскому сопротивлению было весьма негативным.
Советский Союз придерживался принципа статус-кво. Несмотря на шовинистический и диктаторский характер путчистов 1958 года, он поддержал генерала Абдулкарима Касыма против курдов и вооружал иракскую армию. После баасистских переворотов 1963 и 1968 годов эта поддержка еще более усилилась. Советский Союз подписал соглашение о стратегическом, экономическом, политическом и военном сотрудничестве с иракским баасистским режимом. Иракская коммунистическая партия (ИКП), поддерживаемая Советами, рассматривала борьбу курдов как равносильную предательству мировой революции.
В соответствии с этой оценкой ИКП сражалась на стороне Баас против курдов. Она тащила курдов за собой как контрреволюционеров. ИКП и ее сторонники в регионе называли иракский Баас «социалистическим». Эта шовинистическая и агрессивная позиция ИКП также благоприятствовала ДПК. Фактически, шовинистическим был подход большинства поддерживаемых СССР коммунистических партий к курдским движениям. Абдулла Оджалан оценил бы этот процесс словами: «Барзани прогнил с одной стороны сознания курдского народа, а иракские коммунисты — с другой».
В 1948 году иракское правительство начало широкомасштабную операцию против Иракской коммунистической партии. Своя доля арестов пришлась и на ДПК. Кроме Хамзы Абдуллы, было арестовано ядро центральной структуры ДПК, включая Ибрагима Ахмада. Некоторые из них выехали за границу, так как находились в розыске.
Основание ДПК в изложении Ибрагима Ахмада
В своих беседах с лидером курдского народа Абдуллой Оджаланом, опубликованных в газете «Сархвабун» в 1997 году, писатель Ибрагим Ахмат рассказал об истории ДПК так:
«Кази Мухаммад считал, что Барзани сотрудничают с Британией. Точно так же в 1944-45 годах, то есть в самом начале, движение Барзани было племенным, а не патриотическим. В Хиве было несколько «хороших» имен, например, Амин Равандузи, Иззат Абдулазиз и Сейрулла. Они пытались превратить движение из племенного в патриотическое, националистическое. Однако этот шаг не увенчался успехом, и движение распалось, а трайбализм стал преобладать.
Чтобы вернуться в свои деревни и регионы, Барзани хотели, чтобы сын шейха Махмуда стал посредником в переговорах с тогдашним королем Саудовской Аравии Фейсалом бен Абдель Азизом аль-Саудом (королем Фейсалом). В тот период 111 сторонников Барзани были приговорены к смертной казни, и они хотели, чтобы приговор был заменен пожизненным заключением. В обмен на это Барзани заявил, что готов вернуться в Ирак.
В одном из писем Барзани попросил меня не поддерживать Хамзу Абдуллу, потому что они хотят создать в Ираке партию, подобную иранской ДПК. Я отверг эту партию под названием ДПИК, потому что ДПК Барзани не была курдистанской.
Мала Мустафа Барзани хотел быть лидером партии, но у этой партии не было ни программы, ни целей, ни принципов, за которые можно было бы бороться. Были только красивые слова: «Эта партия создается в интересах курдской нации». Так была основана партия в Ираке 11 августа 1946 года.
Изначально, в 1953 году, партия называлась «Демократическая партия курдов». Мы изменили ее на «Демократическую партию Курдистана». Поскольку Барзани и его сторонники бежали в СССР, мы не имели с ними связи, не получали никаких новостей. Никто тогда даже не знал, где именно они находятся. У них не было связи ни с кем: ни со своей страной, ни с племенем, ни с семьей, а они в это время были в Центральной Азии».
Внутрипартийная борьба
Ибрагим Ахмед был заключен в тюрьму почти на два года. Хамза Абдулла также был арестован в 1950 году. Таким образом, центральная организация ДПК была полностью ликвидирована.
Через некоторое время Хамза Абдулла был освобожден, но на этот раз иракское правительство передало его Турции. Найдя способ скрыться от турок, Абдулла вернулся в Южный Курдистан и стал жить как беглец в Мосуле.
На первом съезде ДПК, состоявшемся в Багдаде 16 августа 1946 года, Хамза Абдулла был избран секретарем партии. В 1951 году на съезде в Багдаде генеральным секретарем партии был избран Ибрагим Ахмат. В то время Ибрагим Ахмат только что был освобожден из тюрьмы. Хамза Абдулла не признал это решение и сформировал в партии «Прогрессивное крыло».
Мала Барзани становится главой партии
Хамза Абдулла и Ибрагим Ахмад теперь представляли две разные линии внутри партии, и это противоречие между ними благоприятствовало Мале Барзани. Для разрешения противоречий между двумя крыльями ДПК был выбран арбитр, и им стал Мала Мустафа Барзани. Абдулла и Ахмат отказались от постов председателя и секретаря партии и назначили Малу Мустафу Барзани председателем партии.
Причина, по которой Мала Мустафа Барзани был поставлен во главе ДПК, заключалась в разрешении конфликта между двумя лидерами-основателями ДПК, но через некоторое время оба лидера должны были покинуть партию.
После того как Ибрагим Ахмад некоторое время оставался в рядах ДПК, его сочли «ненадежным» из-за всего произошедшего, и в итоге он был арестован вместе с пятью своими друзьями в лагере «Боти» недалеко от Рании. Ахмаду удалось бежать оттуда вместе с Джалалом Талабани. Вскоре после этого побега они основали Патриотический союз Курдистана (ПСК).
Его труды были конфискованы
Подумав, что так он будет в большей безопасности, Хамза Абдулла нелегально перебрался в Багдад и пробыл там некоторое время. Однако вскоре он понял, что и здесь он не находится в безопасности и вернулся в Южный Курдистан. Здесь он тоже не чувствовал себя в безопасности, но его уважали за вклад в курдское дело. Абдулла считал, что на юге его всегда найдется кому защитить.
Тем временем ДПК, основанная Хамзой Абдуллой, превратилась в партию, отстаивающую интересы одного племени, и началась охота на диссидентов. Члены ДПК во главе с Малой Мустафой Барзани повсюду искали Хамзу Абдуллу. Желая, с одной стороны, спасти свою жизнь, а с другой — продолжить дело, Хамза Абдулла нашел убежище в Хараке Хаккане, основанном суфийским лидером, известным как шейх Абдуррахим Шадала, и прожил под их защитой четыре года. Через некоторое время обстоятельства изменились, и Абдулла переехал в Сулейманию, где под контролем находился ПСК, и начал вести «нормальную» жизнь. Однако те, кто его знал, рассказывали, что до самой смерти он жил в страхе быть убитым ДПК. Абдулла постоянно писал на протяжении всей своей жизни, но его труды также были конфискованы, и его тексты не смогли дойти до читателей под его собственным именем. Абдулла умер в Сулеймании, его могила находится в Ситеке, к востоку от города.
Барзани ликвидировал иранскую ДПК
Хотя Барзани на протяжении многих лет утверждал, что является крупнейшим сторонником ДПИК, и хвастался этой партией, реальность оказалась совсем иной. Политика ДПК, направленная на то, чтобы стать единственной властью в Курдистане, проложила путь к ликвидации ДПИК.
После убийства иранским режимом таких ее лидеров, как доктор Абдуррахман Касымло и доктор Михмед Садык Шарафканди, ДПИК оказалась слишком слаба, чтобы оставаться в Восточном Курдистане. ДПИК ушла в районы вокруг Зале, Калатуки, Сураде, Кани Джанге, деревни Боле, которые являются приграничными районами Восточного Курдистана. Теперь она совершает свои нападения на Иран из этих районов. После нападений ДПИК Иран заключил соглашение с Багдадом и южными силами, чтобы предотвратить нападения ДПИК. Это соглашение стало началом конца для этой партии.
Согласно этому соглашению, лидерам ДПИК было предложено уйти вглубь территории Южного Курдистана. Поначалу партия заявила, что не будет выполнять это решение. Однако ДПК дала понять ДПИК: «Мы будем сражаться, если потребуется». ДПИК была вынуждена подчиниться. Сначала их перевели в лагеря, подготовленные для них в окрестностях Сулеймании и Рании.
Это был период, когда ДПИК испытывала серьезные организационные проблемы. Начались расколы и дезинтеграция. Некоторые из бойцов предпочли стать беженцами, отправившись в Европу.
Точная программа по истории
История ДПК, которую Барзани рассказывают как свою собственную и подкрепляют байками о своем героизме, не включает в себя реальную историю, которую Хамза Абдулла и Ибрагим Ахмат построили не на племенной, а на политической установке. История ДПК Барзани включает в себя историю, сформированную в соответствии с их собственными семейными интересами и сотканную из заговоров, которые не игнорируют никакие виды предательства ради своих целей.
Поэтому необходимо пересмотреть историю Барзани объективным взглядом и объяснить, что Хамза Абдулла, Ибрагим Ахмат и другие группы, борющиеся за курдскую идентичность, имеют отдельную историю.