Иран встретился с переговорщиком ЕС в Иордании
Переговоры по восстановлению ядерной сделки JCPOA зашли в тупик в сентябре.
Переговоры по восстановлению ядерной сделки JCPOA зашли в тупик в сентябре.
Во вторник министр иностранных дел Ирана встретился с официальными представителями Европейского союза на переговорах по возобновлению ядерной сделки. Встреча прошла на иорданском берегу Мертвого моря, в то время как Тегеран призвал к возобновлению зашедших в тупик переговоров.
«Мы готовы возобновить [ядерные] переговоры как можно скорее», – заявил посол Ирана в ООН Амир Саид Иравани Совету Безопасности ООН в понедельник днем в Нью-Йорке.
Он выступил перед началом второго заседания Багдадской конференции по сотрудничеству и партнерству, организованной королем Иордании Абдаллой.
Среди участников – министр иностранных дел Ирана Хоссейн Амирабдоллахиан и глава внешней политики Европейского союза Жозеп Боррель, который прибыл вместе с посланником ЕС Энрике Мора, координирующим переговоры в Вене по возрождению ядерного соглашения, известного как Совместный всеобъемлющий план действий (JCPOA).
Официальное иранское информационное агентство IRNA сообщило, что Амирабдоллахиан и участник ядерных переговоров Али Багери Кани уже встретились с Боррелем и Морой.
Переговоры по восстановлению ядерного соглашения с Ираном от 2015 года, известного как Совместный всеобъемлющий план действий, зашли в тупик в сентябре.
Западные державы обвиняют Исламскую Республику в выдвижении необоснованных требований после того, как все стороны, казалось, были близки к заключению соглашения.
На прошлой неделе Боррель заявил, что нет лучшего варианта, чем ядерное соглашение, чтобы гарантировать, что Иран не разработает ядерное оружие, добавив, что «мы должны продолжать участвовать как можно больше в попытках оживить эту ядерную сделку». (Ядерная сделка предусматривает снятие с Ирана части санкций в обмен на его отказ от попыток создания ядерного оружия, – прим.).
В понедельник в СБ ООН представитель ЕС повторил это заявление, объяснив, что JCPOA по-прежнему является лучшим вариантом для предотвращения появления на свет ядерного Ирана.
Иравани заявил в СБ ООН, что Иран готов возобновить переговоры без каких-либо «условий, чтобы доработать существующий текст, который позволит всем сторонам вернуться к полному выполнению своих обязательств по сделке».
Заместитель посла США Роберт Вуд сказал, что «требования Ирана являются причиной того, что не произошло возврата к соблюдению JCPOA». Иран «отверг все компромиссные предложения, мяч не на стороне США, наоборот, мяч на стороне Ирана», – подчеркнул Вуд.
Он выступил во время обсуждения в СБ ООН резолюции 2231 от 2015 года, которая поддержала JCPOA.
Администрация Трампа вышла из JCPOA в 2018 году. Президент США Джо Байден безуспешно пытался возродить его, когда вступил в должность в 2021 году.
Иравани сказал, что «жесткий» и «нереалистичный» подход администрации Байдена привел к нынешней ситуации, добавив, что все требования Тегерана были в рамках первоначальной сделки.
Вуд возразил, отметив что «в сентябре сделка была в пределах досягаемости – сделка, с которой согласились все остальные участники переговоров». Помимо США и Франции, соглашение подписали Германия, Великобритания, Россия и Китай.
«В последний момент Иран выдвинул новые требования, которые не соответствовали положениям JCPOA и которые, как он знал, не могут быть выполнены, – сказал Вуд. – Это был уже не первый случай, когда лидеры Ирана отвернулись от сделки, которая лежала на столе и была одобрена всеми. Но именно этот последний случай разрушил наши коллективные надежды на быстрое, взаимное возвращение к полному выполнению JCPOA».
«Мы ясно дали понять, что дверь для дипломатии остается открытой. К сожалению, действия Ирана говорят о том, что эта цель (возвращение к ядерной сделке, – прим.) не является для них приоритетной».
«Поведение Ирана с сентября – в частности, его неоднократный и длительный отказ сотрудничать с МАГАТЭ и расширение ядерной программы без законных гражданских целей – усиливает наш скептицизм в отношении желания и способности Ирана достичь соглашения и объясняет, почему с тех пор не было активных переговоров», – сказал Вуд.