«Один из беспилотников был нацелен непосредственно на мостик танкера, чтобы убить людей», – заявил аналитик по вопросам обороны и безопасности Фарзин Надими.
Через несколько часов после сообщения о том, что связанное с Израилем судно было атаковано беспилотниками у берегов Омана, некоторые проиранские социальные сети и СМИ начали обсуждать это нападение как «возмездие» за то, что, по их словам, является нападением Израиля. Эти заявления, похоже, указывают на новую иранскую красную линию, которая проводится на море.
Послание из Тегерана заключается в том, что именно здесь Иран нанесет удар. У Ирана есть беспилотники и специальное оружие, такое как мины и быстроходные катера КСИР, чтобы атаковать коммерческие суда. Он делал это в течение последних нескольких лет. Иран говорит, что нанесет удар по тому, что он считает мягким подбрюшьем Израиля, или своего рода слабым звеном, которым является торговое судоходство. (Потенциал будущего ущерба от таких ударов может быть велик, потому что почти вся израильская торговля идет по морю и включает в себя длинные маршруты, которые очень трудно эффективно защитить, – прим.).
Что открыто говорит Иран? В субботу телеканал Press TV выпустил ролик, в котором утверждается, что «информированные источники считают, что рейд стал ответом на ракетную атаку Израиля на Сирию». Press TV цитирует западные СМИ и израильские источники, создавая впечатление, что информация об атаке передается другими СМИ.
Но здесь наиболее важно общее представление этой атаки как эскалации, или как иранского ответа нового типа. Это связано с тем, что все предыдущие атаки не вели к человеческим жертвам. Но данная атака, очевидно, включала в себя точные удары беспилотников, нацеленные на зоны корабля, где могли находиться члены экипажа.
Аналитик по вопросам обороны и безопасности Фарзин Надими пишет, что уникальная «атака была рассчитанно-беспощадной: один из беспилотников был направлен прямо на мостик танкера, чтобы убить людей, поскольку это было возмездием за нападение 24 апреля у берегов Банияса на ливанский/иранский продуктовоз Wisdom, в котором погибли 3 человека, в том числе 2 члена экипажа [sic]». Он отмечает, что «эта атака была продолжением нападения на CSAV Tyndall 5 июля, которое было ошибочно идентифицировано. Если Израиль решит нанести ответный удар, Иран сделает то же самое».
Иранское телевидение «Аль-Алам» утверждает, что атака стала возмездием за авиаудар, нанесенный Израилем 22 июля по авиабазе Аль-Дабаа вблизи Кусайра в Сирии.
Ветеран войны, военный корреспондент Элайджа Манье так же утверждает, что эта атака представляет собой новую фазу. «Иран начал «битву между войнами» против Израиля. Убийство Израилем членов «Оси сопротивления» (так в Тегеране называют союзные Ирану ополчения и политические группы, – прим.) в Сирии не останется без внимания. Израиль ожидал реакции со стороны #Ирана после атаки в #Сирии на аэропорт Аль-Дабаа. Поэтому он должен перестать играть в жертву и понять, что каждый акт убийства будет встречен аналогичным актом в будущем», – пишет он.
Тем временем министр иностранных дел Израиля Яир Лапид обрушился с критикой на Иран в связи с инцидентом и переговорил с министром иностранных дел Великобритании.
«Иран – не только израильская проблема, но и экспортер терроризма, разрушений и нестабильности, которые вредят всем нам. Мир не должен молчать перед лицом иранского терроризма», – заявил Лапид.
Все указывает на эскалацию и так же на использование новой технологии беспилотников. Однако анализ и обсуждение, происходящие в Интернете, похоже, имеют другой смысл. Он заключается в том, что Иран вступил в новую стадию ответных действий. Если раньше он наносил удары по морским судам, даже по другим коммерческим судам во время напряженных отношений с США в мае и июне 2019 года, то теперь он идет дальше. Речь идет о смертоносных ударах с помощью беспилотников.
Будет ли Иран рисковать потенциальным ростом напряженности в регионе? По всей видимости, он рассчитывает, что это способ послать сигнал о напряженности в Сирии и других странах. Иран уже много лет клянется противостоять Израилю. Вместо этого он обычно полагался на посредников или правдоподобное отрицание угроз. Например, осенью 2018 года «Хезболла» создала ячейку недалеко от Голанских высот для запуска беспилотников по Израилю. Кроме того, Иран использовал беспилотник в Сирии для полетов в воздушном пространстве Израиля в феврале 2018 года и в мае 2021 года. Но в каждом случае действия Ирана никому не причинили вреда. Его доверенные лица в этом отношении выглядят сдержанными. ХАМАС был мобилизован для нагнетания напряженности в отношениях с Израилем в мае, что привело к десятидневной войне. Эта война была выгодна ХАМАС, а также, вероятно, использовалась Ираном для проверки реакции Израиля. Ракетные обстрелы из Сирии и Ливана во время этого конфликта, а также заявления о том, что поддерживаемые Ираном хуситы в Йемене могут присоединиться к такому конфликту в будущем, указывают на более широкие региональные планы Ирана.
Однако, с другой стороны, Иран проявляет осторожность. В январе 2019 года, когда бывший начальник Генштаба Израиля сообщил газете New York Times, что Израиль нанес тысячи авиаударов в Сирии (по связанным с Ираном объектам, – прим.), Иран не отреагировал. Иран также не проявил готовности предпринять значительные действия в отношении того, что, по его утверждению, было диверсионными атаками на иранские ядерные объекты, такие как Натанз, и убийством сотрудника ядерной программы.
В июне 2021 года газета The Jerusalem Post сообщила, что бывший глава Моссада Йосси Коэн обсуждал операции против Ирана. Аналитики утверждают, что Иран мстит за гибель членов «сопротивления» в Сирии (либо в результате атаки 22 июля, либо в апреле). Иран говорит, что он сделает Оманский залив «Сирией» Израиля, в некотором смысле превратив его в свободную зону возмездия и свою собственную «кампанию между войнами», где у него есть свобода действий для нанесения ударов. Согласно этой логике, он может вести там войну на истощение. Он может нанести удар по мягкому подбрюшью – по израильской торговле – и поразить невинных людей.
Иранское послание заключается в том, что моряки и экипажи должны быть осторожны, подписывая контракт с судами, которые каким-либо образом связаны с Израилем. Торговля у берегов Оманского залива зависит от безопасности на море со стороны 5-го флота США, Великобритании и других региональных держав.
Иран сигнализирует о том, что его беспилотники обладают новыми возможностями и будут задействованы в этом регионе.
Конечно, это может быть просто сообщение о следующем шаге Ирана. Иран также наносит удары по американским военным объектам в Ираке, но до сих пор никого не убил с весны 2020 года. Это связано с тем, что Иран осторожно относится к использованию беспилотников и асимметричным атакам. Он знает, что жертвы увеличивают вероятность ответных действий.