Иракские политические партии хотят привлечь знаменитостей для предвыборной кампании
В Ираке полностью провалилась существующая многопартийная парламентская политическая система. Большинство людей не ходят на выборы.
В Ираке полностью провалилась существующая многопартийная парламентская политическая система. Большинство людей не ходят на выборы.
Основное богатство в стране принадлежит политическим партиям, силовикам, связанным с партиями ополченцам – преимущественно шиитским.
Огромные нефтяные деньги присваиваются партиями и их чиновниками. Политические убийства давно стали нормой. Ирак, согласно данным Трансперенси, является одной из самых коррумпированных стран на планете, в то время как трудящееся население испытывает проблемы с получением базовых социальных услуг (медицинская помощь, электричество, чистая вода) и с работой. На этом фоне осенью 2019 года в Ираке вспыхнули мощные анти-партийные низовые народные протесты, выдвинувшие ряд социальных требований. Власти подавили их, мобилизовав все силовые ресурсы, так же в их поражении сыграл роль ковид. Но недовольство иракцев никуда не исчезло. На осень в стране назначены новые выборы. Некоторые политические партии стремятся привлечь знаменитостей из средств массовой информации к участию в предстоящих выборах в законодательные органы. С этой целью так же создан ряд новых партий, многие из которых связаны с прежними.
Иракские политические партии пытаются завербовать знаменитостей СМИ, которые поддержали иракское протестное движение, чтобы выиграть голоса на выборах 10 октября 2021 года. Здесь на фото иракцы размахивают национальным флагом во время собрания, отвергающего кандидатуру Мохаммеда Тауфика Аллави на пост назначенного премьер-министра в городе Насирия на юге иракской провинции Ди-Кар 2 февраля 2020 года, после отставки двумя месяцами ранее премьер-министра Аделя Абдула Махди под растущим давлением улицы.
Поскольку правительство Ирака назначило пятые всеобщие выборы (после падения режима Саддама Хусейна в 2003 году) на 10 октября, некоторые политические партии прибегли к новой стратегии в рамках подготовки к кампании.
Стратегия состоит в том, чтобы полагаться на известных деятелей СМИ и знаменитостей в социальных сетях с тысячами подписчиков в попытке привлечь новые сегменты избирателей.
Офис-менеджер лидера одной из мейнстримных партий сказал «Аль-Монитору», что его «партия обратилась к большому количеству профессионалов из СМИ и знаменитостей в социальных сетях, будь то дома или за рубежом».
Он добавил: «В то время как некоторые согласились присоединиться к нам и принять участие в выборах, другие этого не сделали. Пока что на следующих выборах с нами будут пять знаменитостей из средств массовой информации».
Вышеупомянутая стратегия не ограничивается старыми партиями, но она также включает в себя недавно сформированные. Например, движение «Харакат аль-Ваэй» (Движение за осведомленность), которое было создано после протестов в октябре 2019 года и стремилось привлечь некоторых известных специалистов в области средств массовой информации, но, однако, не преуспело в отношении всех тех, кого они хотели использовать.
Многие знаменитости и лица, формирующие общественное мнение, считают, что их участие в политической деятельности уменьшит их аудиторию и доверие людей, ради которых они долгое время работали. Многие знаменитости также думают, что они более влиятельны на улице, чем большинство политиков.
«Аль-Монитор» узнал, что партии сделали заманчивые предложения специалистам средств массовой информации и знаменитостям социальных сетей в Ираке, в том числе для управления их избирательными кампаниями, покрытия всех их расходов и предоставления им грантов в размере 50 000 долларов или более, в зависимости от того, насколько эти люди известны.
Али Ваджих, культурный телеведущий на Asia TV и известный блогер, сказал Al-Monitor: «Влиятельным людям, которые являются моими друзьями, и мне, предлагали присоединиться к политическим движениям и принять участие в выборах, но мы их отклонили».
Комментируя причины, по которым он отказался вступить в политическую партию и баллотироваться на выборах, Ваджих сказал: «Эти партии против того, во что я верю». Он сказал, что даже не хочет присоединяться к тем немногим партиям, с которыми он иногда соглашается, потому что считает, что он более влиятелен в общественной сфере, чем был бы, если бы выступал под знаменем конкретной партии.
Согласно официальной статистике, явка избирателей на выборах 2018 года составила около 45%. Это означает, что 55% воздержались от голосования и, по-видимому, не поддерживают ни одну из политических партий. Считается, что многие из этих граждан больше доверяют профессионалам средств массовой информации и знаменитостям, которые критикуют эти партии и условия жизни в стране.
Привлекая знаменитостей и профессионалов средств массовой информации, политические партии стремятся заручиться поддержкой тех, кто воздержался от голосования на выборах в Ираке или, по крайней мере, на последних выборах в 2018 году. Многие из этих граждан – молодые люди, которые приняли участие в протестах, начавшихся в октябре 2019 года.
Политические партии считают, что привлечение общественных деятелей на их сторону даст им преимущество, в котором они нуждаются на нынешнем этапе. Напротив, в последние годы они стремились привлечь на свою сторону сектантских и националистических деятелей, особенно военных, которые вели войну против Исламского государства. Сегодня партии ищут молодых людей и влиятельных людей в общественной сфере, которые никогда не были связаны ни с одной политической партией.
Зейнаб Раби, ведущая местной программы «Альшаркия», рассказала «Аль-Монитору», что новые партии, созданные после протестов в октябре 2019 года, пытались соблазнить ее присоединиться к ним, но она отказалась из страха, что эти партии, в конце концов, не будут сильно отличаться от традиционных партий, еще и потому, что новые партии, по-видимому, не имеют четкого политического видения.
Некоторые из партий, которые набросились на знаменитостей, попросили их встретиться с партийными лидерами. Заманчивые предложения, сделанные этим людям, включали высшие должности в государственных учреждениях, такие, как должности генеральных менеджеров или консультантов, как узнал Аль-Монитор. Работу также предлагали родственникам [знаменитостей].
Али аль-Халеде, иракский медиапрофессионал с сотнями тысяч подписчиков в социальных сетях, рассказал «Аль-Монитору», что он «получил призывы принять участие в выборах от большинства партий. Они не были ограничены определенной сектой или партией. Существовали исламистские суннитские и шиитские партии, а также светские».
Он добавил: «Я категорически отверг эти призывы, потому что они стремятся эксплуатировать нас, а не инвестировать в нас с самой целью строительства государства. Они стремятся повысить свой имидж за счет нашего и нашей популярности, которая не была связана с кражами, убийствами или заговорами».
Профессионалы средств массовой информации и знаменитости социальных сетей в Ираке имеют большую аудиторию и, как правило, пользуются большим доверием, что, по-видимому, делает их сильными конкурентами на выборах. Доверие людей [к ним] возросло за последние два года, так как многие деятели средств массовой информации и знаменитости поддержали и защитили протесты. Именно поэтому политические партии воспринимают это доверие как возможность, в которую им необходимо инвестировать, чтобы укрепить свое влияние в свете недовольства иракцев [существующими партиями и политико-экономической системой].
Поскольку некоторые из этих партий начали вносить изменения в свою риторику и говорить о светском государстве, почти все предложения были сделаны знаменитостям, которые известны своей светскостью. Стороны не обращались к знаменитостям, которые известны своей сектантской или партийной принадлежностью или которые в какой-то момент занимались разжиганием ненависти.
Политические партии Ирака, скорее всего, будут стремиться сдерживать влияние этих знаменитостей, по крайней мере, до тех пор, пока не состоятся выборы, если им не удастся добиться их участия в выборах по своим спискам. Партии опасаются, что эти знаменитости набросятся на них и иным образом негативно повлияют на их избирательные кампании.