Что произойдет 15 февраля? Что скажет Оджалан?
В этой яркой статье Амед Диджле анализирует всеобщее ожидание, связанное с возможным заявлением курдского лидера Абдуллы Оджалана, которое запланировано на 15 февраля.
В этой яркой статье Амед Диджле анализирует всеобщее ожидание, связанное с возможным заявлением курдского лидера Абдуллы Оджалана, которое запланировано на 15 февраля.
После того, как главнокомандующий НСС Мурат Карайылан подтвердил готовность следовать указаниям Оджалана, а сопредседатель ПНРД Тунджер Бакырхан подчеркнул важность предстоящего обращения, всё внимание приковано к грядущему событию, которое может стать поворотным моментом для курдского движения. Диджле подробно рассматривает давние призывы курдского лидера к демократическому решению и то, как может развиваться ситуация в ближайшее время.
Уже некоторое время звучат заявления о том, что лидер курдского народа Абдулла Оджалан снова встретится с политиками и сделает заявление 15 февраля. Возникли споры о том, прислушается ли курдское движение к его словам. Однако, освободительное движение неоднократно заявляло, что именно курдский лидер должен участвовать в переговорах об урегулировании, и недавно подтвердило эту позицию.
Так, Мурат Карайылан вновь подчеркнул в позавчерашнем интервью на канале Sterk TV, что все с нетерпением ждут новой встречи с Оджаланом и его видеообращения, после чего сторонники курдского лидера сделают всё, о чем он их попросит.
По мере приближения 15 февраля сопредседатель ПНРД (Партии народного равенства и демократии) Тунджер Бакырхан также заявил несколько дней назад: «Г-н Оджалан готовится сделать исторический призыв, и правительству будет необходимо занять соответствующую позицию». Позиция турецких властей будет обсуждаться отдельно, а пока давайте сосредоточимся на подходе Оджалана.
Из этих заявлений ясно, что, вероятно, этот призыв действительно прозвучит, что, как отметил Бакырхан, станет историческим событием. Выступление курдского лидера ознаменует окончание одной эпохи и начало новой. По сути, он ознаменует новый период борьбы и новый метод сопротивления для курдов.
Этот призыв может прозвучать как 15 февраля, так и за день-два до или после этой даты.
Почему именно эта дата?
Потому, что 15 февраля 1999 года Оджалан был похищен в Кении и передан Турции в рамках международного заговора. Позже он заявил, что целью этого заговора было развязать курдско-турецкую войну на века.
Заговор имел целью полное уничтожение курдского движения, и участники сговора рассчитывали вычеркнуть Оджалана из любого политического уравнения. Однако, 26 лет спустя самый известный политзаключенный политик и мыслитель не только занимает центральное место в этом вопросе, но и создает новые рамки. Скорее всего, он предложит трансформировать сложившуюся ситуацию в возможности, чтобы перейти к процессу урегулирования.
Курдский лидер уже пытался сделать это в начале 2000-х годов, но государство не отреагировало на его усилия с необходимой серьезностью.
Говорит ли Оджалан что-то новое?
Нет! Курдский лидер последовательно выступает за демократическое и политическое решение с 1988 года. Он предлагает такое решение, при котором как курды, так и турки и другие народы, будут иметь равные права.
- В 1993 году он предложил путь урегулирования и объявил о прекращении огня; после этого был убит тогдашний президент Турции Тургут Озал.
- 1 сентября 1998 года он объявил ещё одно перемирие с той же перспективой, что привело к очередному этапу заговора.
- В 1999 году, во время суда и последующих переговоров, в ходе процесса в Осло, а также в последнее время, в 2013-15 годах, Оджалан выдвигал прежние предложения и неустанно работал над их реализацией.
Его огромные усилия по переводу проблемы в демократическую и политическую плоскость и устранению насилия с обеих сторон продолжаются уже более 30 лет.
Почему курдское движение перешло к вооруженной борьбе?
Это случилось потому, что курдам была навязана политика отрицания и уничтожения. Им не оставалось ничего другого, кроме как взять в руки оружие. Вооруженная борьба по сути своей была обороной и попыткой сохранения права на существование.
На протяжении последних 30 лет Оджалан говорит, что реальность курдов больше нельзя отрицать, и если государство готово, перемены возможны. Он бросает вызов своим оппонентам – если вы не желаете вооруженных конфликтов и выступаете за политику, давайте сложим оружие и займемся политикой.
Если турецкие власти откажутся от политики отрицания и уничтожения, курды смогут отдать приоритет политической и общественной борьбе.
Что произойдет в ближайшее время?
Хотя мы ещё не знаем точного содержания заявления, которого ждем с нетерпением, предполагается, что Оджалан представит новый метод борьбы курдов, анализируя как глобальные, так и региональные события, и предложит базу для нового периода.
Даст ли государство некий ответ?
Вероятно, власти отреагируют. Если государство не предпримет шагов в ответ на этот призыв, всё застопорится, и мы вернемся к исходной точке. Оджалан берет на себя инициативу, призывая все стороны действовать и стремиться к успеху. Всё может начаться с призыва курдского лидера, но на этом всё не закончится. Государство должно будет быстро выполнить свои обязанности.
Что гарантирует этот процесс?
Это очень важный вопрос, и многие задают его совершенно справедливо. Гарантии могут дать курды, поддерживающие идеи Оджалана, в рамках их собственной политической силы.
Что это значит?
Это значит, что организационная, политическая и социальная мощь курдов достаточно велика, чтобы они были готовы ко всему. Курдское освободительное движение не отказывается от борьбы; скорее, оно адаптирует и развивает свои методы, чтобы защитить имеющиеся достижения и добиться новых побед.
Что, если государство воспользуется этой возможностью и усилит атаки?
В этом случае курды будут готовы отразить нападение, и в конечном итоге правящий страной режим проиграет. Ведь если государство упустит эту возможность, оно может больше никогда не обрести благоприятных условий для урегулирования. Многие говорят, что это последний шанс.
В такие времена каждому есть, что сказать. Но по-настоящему важен голос тех, кто боролся, продолжает бороться, несет и будет нести утраты в ходе этой борьбы.
После грядущего заявления курдского лидера нам предстоит еще многое обсудить. Конечно, этот процесс сопряжен со значительными рисками. Но единственный способ снизить уровень угрозы – сплотиться, организоваться и взять на себя ответственность за наше общее будущее.
Это и есть гарантии для курдов. Курды выработали стратегическое мышление, направленное на победу для себя и, разумеется, для других народов.
Что произойдет 15 февраля?
15 февраля г-н Абдулла Оджалан и его товарищи, содержащиеся на Имралы, сообщат, скорее всего в видеообращении, что принимают участие в процессе (если только этому не помешает вмешательство со стороны государства).
Абдулла Оджалан не отступит после этого призыва; он останется разумом, сердцем и голосом борьбы.
Мы будем слышать и видеть его послания всё чаще.
* Амед Диджле родился и вырос в Амеде (Диярбакыре), на территории Турции. Он работал в курдских СМИ в Европе, включая Roj TV, Sterk TV и ANF. Его профессиональный путь привел его в Рожаву, Сирию, Ирак и многие страны Европы.