Протесты в Ираке нарастают, несмотря на столкновения со сторонниками Садра

Когда их палатки были сожжены, иракские протестующие заменили их бетонными конструкциями. А когда влиятельный шиитский клирик Муктада ас-Садр отказался их поддерживать, протестующих стало еще больше...

Когда их палатки были сожжены, иракские протестующие заменили их бетонными конструкциями. А когда влиятельный шиитский клирик Муктада ас-Садр отказался их поддерживать, протестующих стало еще больше, несмотря на опасения репрессий со стороны сил безопасности.

После отзыва своей поддержки протестов, популистский шиитский священнослужитель Муктада ас-Садр приказал своим последователям вернуться на площадь Тахрир 1 февраля, где его сторонники столкнулись с демонстрантами и силой захватили основную часть площади Тахрир, а также турецкий ресторан, который находился под контролем протестующих.

Выдвижение Мухаммеда Тауфика Аллави на пост нового премьер-министра Ирака было негативно воспринято протестующими, которые рассматривают его назначение как заговор Садра и его союзников в правительстве, поддерживаемых Ираном, с целью положить конец протестам в Багдаде.

Аллави является кандидатом от Альянса Садра «Сайрон» и Альянса «Фатх», который возглавляет Хади аль-Амири (руководитель про-иранской шиитской милиции Бадр, – прим.). Парламент намерен провести сессию, чтобы проголосовать за нового премьер-министра.

Группа Садра теперь сотрудничает с силами безопасности, чтобы положить конец сидячей забастовке на площади Тахрир в Багдаде.

Конфликт между Садром и протестующими начался 26 января, когда Садр приказал своим последователям покинуть протесты. Садристы собирали свои пожитки в соответствии с приказом их предводителя и готовились к отъезду. Однако тысячи иракцев, особенно студентов, оказавшихся под обстрелом в прямом эфире и проигнорировавших призыв могущественного священнослужителя остаться дома, стекались в столицу и на улицы других городов.

В то время как преданные сторонники Садра собирали свои палатки на площади Тахрир – главной точке протеста Багдада – протестующие опровергали слухи о том, что четырехмесячное антиправительственное восстание немедленно рухнет без его поддержки.

«После его решения выйти из протестов популярность Садра, похоже, частично снижается», – сказал «Аль-Монитору» Каррар Ахмед, протестующий из Наджафа. Ахмед добавил: «Протестующие на площадях отвергли его, перейдя все красные линии. Раньше было невозможно услышать песни, направленные против него».

Он сказал, что протестующие, которые ушли, вскоре были заменены другими.

– Их уход не повлиял на нас. Импульс только увеличился. Мы установили новые палатки после того, как садристы сняли их, – сказал Ахмед.

В конце января Садр сказал, что он будет держать нейтралитет на фоне продолжающихся антиправительственных протестов. В своем заявлении Садр выразил сожаление по поводу тех демонстрантов, которые задавали ему вопросы в Багдаде и других провинциях. Он написал в Твиттере: «Я был их сторонником ... и я думал о них как о сторонниках для меня и для Ирака. Однако, отныне я буду стараться не вмешиваться в их дела, не относясь к ним ни негативно, ни позитивно, пока они не примут во внимание судьбу Ирака и неминуемую опасность, которая ему угрожает».

В Багдаде журналист и протестующий Сахер Аль-Барбути видит положительные результаты ухода садристов.

«[В декабре] независимые протестующие начали постепенно уходить с площади, потому что последователи Садра пытались контролировать протесты ... пытались заставить замолчать другие голоса и навязать свое мнение. Недавний уход садристов привел к тому, что независимые люди вернулись назад», – сказал он.

Тем не менее, наблюдатели говорят, что вывод сторонников Садра привел к быстрому разгону, поскольку спецназ провел рейд на сидячие забастовки в Багдаде и поджег палатки в южных городах страны, убив по меньшей мере 10 человек 25 января.

«Решение Садра отозвать свою поддержку немедленно повлияло на мирные протесты, – сказала Минатулла Аль-Обайди, выпускник американского Университета Ирака в Сулеймании со степенью магистра в области современных арабских исследований из школы Внешней службы Уолша Джорджтаунского университета. – Вскоре после этого появились сообщения о поджоге палаток в Басре и Насирии».

Однако затем решительно настроенные протестующие начали заменять сожженные палатки бетонными жилыми помещениями в Насирии, как рассказала Обайди. «Протестующие упорствуют, несмотря на уход Садра, – сказала она «Аль-Монитору». – Некоторые говорят, что Садристы больше не являются однородной группой и в основном находятся под влиянием поляризации иракской шиитской общины».

Другие видят в этих событиях новую надежду для протестов, импульс которых снизился после того, как американский беспилотник убил иранского генерал-майора Касема Солеймани 3 января в багдадском аэропорту.

«Все те, кто отвергает садристское движение и исламистские партии, чувствуют себя теперь удовлетворенными, поскольку сидячие забастовки теперь чисто иракские без лояльности какой-либо иностранной державе», – сказал Салам Абдул-Хусейн, инженер-нефтяник из Дивании. Он добавил: «Мы отвергаем иранскую гегемонию и призываем международное сообщество защитить нас от притеснений боевиков. Всем иракцам, особенно молодому поколению, стало известно о взаимных целях Ирана и Садра – положить конец этим протестам любыми средствами».

Решение Садра было принято на следующий день после того, как десятки тысяч его сторонников собрались в окрестностях Багдада 24 января, призывая к изгнанию американских войск из Ирака. Марш длился несколько часов и стал ответом на убийство иранского генерала Касема Солеймани и начальника иракских Сил народной мобилизации (СНМ) Абу Махди аль-Мухандиса.

«Садр часто проверял своих сторонников, просил их выйти протестовать против правительства и коррупции – хотя он возглавлял самый большой блок в парламенте. Люди устали от всего этого», – сказал Хайрулдин Махзоми, базирующийся в Вашингтоне ирако-американский аналитик и выпускник Центра современных арабских исследований Джорджтаунского университета. Он добавил: «Он потеряет часть своих основных сторонников. Он также призвал к выводу американских войск из Ирака, хотя мы все знаем, что все базы – иракские».

Али Башар, преподаватель политологии в Университете Баян в Эрбиле, считает, что уход Садра из протестов может быть временным.

«Он может передумать и призвать своих сторонников присоединиться к протестам в любой момент», – сказал Башар «Аль-Монитору», добавив: «Он внезапно переходит от крайних правых к крайним левым. Нет способа предсказать его решения».

Сторонники Садра, как сообщается, помогали защитить протестующих от нападений сил безопасности (милиция садристов – Сарайа ас-Салям (Бригады мира) – насчитывает 10-15 тыс боевиков, – прим.), и их уход оставил многих обеспокоенными судьбой протестов.

«Его последователи, а именно «Бригады мира», охраняли входы и выходы с площади Тахрир», – сказал Барбути, который начал посещать акции протеста 1 октябре. Он добавил: «Их уход оставил площадь уязвимой, и ополченцы (боевики шиитских про-иранских милиций, – прим.) начали совершать налеты на нас ежедневно, в дополнение к атакам полицейских сил специального назначения. Однако наши отважные молодые люди помогли отразить нападение».

Обайди с подозрением относится к мотивации Садра. «Если он действительно [пытался защитить протестующих], то он определенно не прикладывал к этому много усилий. Более 600 человек были убиты до сих пор, и их число продолжает расти», – сказала она.

Ахмед согласен с Обайди. «Все говорят, что он защищал нас. Он защищал свои интересы и популярность, как делал это и раньше». Ахмед заметил так же: «Он хотел быть лидером [протеста], несмотря на наш отказ. Затем он приказал своим последователям отступить».

Ахмед обвинил садристов в угрозах некоторым протестующим. Он сказал: «Было бесчисленное множество угроз в адрес любого, кто мог сказать хоть слово против [Садра]. Однажды я пел песню против него, пока садрист не поссорился со мной и не заставил замолчать».

Обайди также считает, что некоторые садристы больше не поддерживают своего лидера. «Многие из них присоединились к протестам на ранней стадии и находились под влиянием националистических настроений и прогрессивных идей либеральных протестующих, – сказала она. – Садр также использует двойные стандарты, чтобы [казаться] нейтральным, но его действия доказывают, что он стоит на стороне Ирана – называя влиятельных лиц, таких как комик [Ахмед] Альбашир, «шутниками» и говоря, что они поддерживают США».

Башар опасается, что некоторые коррумпированные фракции правительства могут втянуть протестующих в ожесточенные столкновения с силами безопасности.

«Если коррумпированные группы увидят в протестах главную угрозу своим интересам, они могут сделать все возможное, чтобы превратить их в насилие. Правительство смущено миролюбием протестующих. Три стороны препятствуют применению насилия против [протестующих]: шиитские религиозные власти в Наджафе, племена и Садр», – сказал он.

Абдул-Хусейн, похоже, полон решимости продолжать протесты ради долгосрочных выгод. Он сказал: «Грядет сильная эскалация, сопровождаемая репрессиями со стороны правительственных властей и ополченцев. Мы добьемся выполнения многих из наших требований, которые изменят реальность иракских граждан к лучшему».

***

Одиннадцать человек были убиты в среду в иракском священном городе Наджаф после того, как сторонники влиятельного священнослужителя Муктады Садра совершили налет на лагерь антиправительственных протестов. Как сообщили медицинские источники, они ранили десятки людей.

Это был самый кровавый эпизод в эскалации напряженности между Муктадой Садром – шиитским клириком и политиком, который также возглавляет ополчение «Бригады мира» – и протестующими, которые требовали ухода правящей элиты Ирака с октября.

Садр первоначально поддерживал демонстрантов, но в эти выходные внезапно разошелся с ними, одобрив Мохаммеда Аллави в качестве нового премьер-министра страны.

Основное протестное движение считает Аллави, 65-летнего экс-министра, слишком близким к политической элите.

Напряженность между двумя лагерями уже накалилась, сторонники Садра – как правило, надевающие синие шапки, что помогает их идентифицировать – штурмуют площади и преследуют протестующих, которые начали скандировать лозунги, направленные против шиитского клирика.

В среду сторонники Садра затопили главный антирежимный палаточный городок в Наджафе, сообщили очевидцы, и столкновения оказались настолько яростными, как силы безопасности вмешались, чтобы разделить стороны.

«Сторонники Садра настаивали на обыске палаток в поисках бутылок с зажигательной смесью и алкогольных напитков, но протестующие помешали им, и ситуация обострилась, когда они начали скандировать лозунги против Муктады Садра и его вмешательства в народное движение», – сказал протестующий Али Худжайми в интервью арабоязычной службе New Arab.

Он сказал, что сторонники Садра начали избивать протестующих, в результате чего обе стороны стали бросать друг в друга камни. Затем сторонники Садра в синих шапках напали на протестующих с пистолетами и пулеметами.

Семь антиправительственных демонстрантов были убиты пулями в голову или грудь, как сообщили медики в городе. Четверо других протестующих позже скончались в больнице, и еще по меньшей мере 85 человек получили ранения.

Палатки на площади Садрейн в Наджафе, где протестующие спали в течение нескольких недель в рамках своих сидячих забастовок, также были подожжены.

Местный врач сказал, что многие люди получили тяжелые ранения и что число погибших может еще возрасти.

Корреспондент издания New Arab в Наджафе сообщил, что одна из жертв должна была выйти замуж на следующей неделе. Все погибшие были в возрасте от 16 до 32 лет.

В четверг утром силы безопасности были развернуты по всей территории Наджафа, чтобы предотвратить дальнейшее насилие, и министр внутренних дел Ирака Ясин аль-Ясери прибыл в город поздно вечером в среду для встречи с руководителями служб безопасности.

Назначенный премьер-министром Ирака Аллави возложил ответственность за безопасность протестующих на уходящее правительство премьер-министра Аделя Абдул Махди.

«Болезненные события, происходящие сейчас, заставляют меня просить братьев в нынешнем правительстве выполнить свой долг по защите протестующих, пока не будет сформировано правительство, которое оправдает надежды всех иракцев», – написал он в Twitter.

Аллави встретился в среду с лидерами протеста и предложил им посты в новом правительстве.

Однако иракские силы безопасности не арестовали никого из сторонников Садра, причастных к убийственному насилию в отношении протестующих. Активисты заявили, что насилие не удержит их от продолжения антиправительственных выступлений.

«Протестующие пытаются собраться [в четверг] и организовать демонстрацию на площади [Садрейн] против насилия, которому они подверглись», – сказал активист, скрывший свое имя, в интервью арабской службе New Arab.

Он сказал, что был шокирован тем, что силы безопасности не арестовали ни одного сторонника Садра.

«Очень грустно видеть, как парней убивают под носом у силовиков, которые просто играют роль наблюдателя», – сказал AFP другой протестующий, Мохаммед Хусейн.

В столице Ирака Багдаде сотни демонстрантов вышли на площадь Тахрир, протестуя из-за убийств в Наджафе.

Они обвинили правительство в насилии и призвали международное сообщество предотвратить любые дальнейшие нападения. Другие крупные акции протеста прошли в Насирии и шиитском священном городе Кербела.