Проиранские силы в Ираке наносят по США фейковые удары
Несколько проиранских группировок ополченцев недавно взяли на себя ответственность за нападение на американские войска в Ираке.
Несколько проиранских группировок ополченцев недавно взяли на себя ответственность за нападение на американские войска в Ираке.
Несколько проиранских группировок ополченцев недавно взяли на себя ответственность за нападение на американские войска в Ираке. Однако, изучение их деятельности в СМИ показывает, что это, вероятно, фальшивые группы, созданные, чтобы показать свою силу, не рискуя получить ответный удар.
Менее чем за три месяца пять «новых бригад проиранских ополченцев» объявили о своих планах по эскалации нападений на американские войска в Ираке. Некоторые из них взяли на себя ответственность за крупные антиамериканские акции. Но факты говорят о том, что это пропагандистская кампания, проводимая существующими группировками ополченцев, а не фактическая эскалация конфликта. Общим для этих группировок является желание отомстить за смерть Абу Махди аль-Мухандиса, военного лидера Сил народной мобилизации (СНМ), который был убит Соединенными Штатами вместе с командующим иранскими силами «Кудс» Касымом Сулеймани 3 января 2020 года.
В последнем из видеороликов группа, называющая себя «бригадой Та'Р аль-Мухандис» («Месть аль-Мухандис»), утверждает, что они выпустили две зенитные ракеты, которые поразили два американских вертолета Chinook. В коротком ролике, опубликованном на платформе социальных сетей Telegram 22 мая, видно, как два боевика, чьи лица размыты, несут переносные зенитно-ракетные комплексы. На клипе видно, как один из боевиков запускает ракету в небо. Оператор, по-видимому, следует за ракетой, и через несколько секунд в клипе появляется вертолет «Чинук». На видео не видно, как вертолет был сбит ракетой. Кроме того, мы не видим, чтобы была выпущена вторая ракета.
Клип, похоже, фальшивый. «Аль-Монитор» показал клип Али Чакаву, старшему графическому дизайнеру лондонского телеканала Iran International TV. Изучив видеозапись, Чакав пришел к выводу, что клип является монтажом и что кадры с «Чинуком» были позже добавлены к кадрам стрельбы зенитной ракетой.
Остальные четыре группы называются «Осбат Аль-Таирин», «Габдхат аль-Худа», «Катаиб Турат Аль-Ишрин II» и «Ашаб Аль-Каф». Некоторые из названий уже звучали прежде без каких-либо доказательств того, что они действуют независимо от известных бригад иракских шиитских боевиков, поддерживаемых Ираном.
Изучив видео, размещенные этими группами, Чакав пришел к выводу, что, вероятно, некоторые из них используют одну и ту же библиотеку графических ресурсов (asset graphic library) и что видеоролики группировок «следуют схожей визуальной идентичности». Это означает, что, вероятно, некоторые из этих видеороликов, якобы созданные отдельными группами, в действительности созданы одними и теми же людьми. По словам Чакава, это особенно ярко проявляется при сравнении графических эффектов в видеоролике, опубликованном «Осбат Аль-Таирин», показывающем аэрофотосъемку базы Айн аль-Асад в Ираке, и клипа «Та'Р аль-Мухандис», утверждающей, что они сбили американские вертолеты.
Изучение аккаунтов в социальных сетях, принадлежащих этим группам, также дает намек на то, что они фактически связаны друг с другом и управляются существующими ополченцами, лояльными Ирану. «Катаиб Хезболла» (КХ), по-видимому, является главным ополчением, стоящим по крайней мере за некоторыми из этих группировок.
Если бы это было поведение, демонстрируемое аккаунтами в социальных сетях групп, связанных с Ираном, то нельзя было бы сделать вывод, что за ними, вероятно, стоят одни и те же люди. Изучение других проиранских шиитских ополченцев показывает, что это не то поведение, которое все они обычно демонстрируют.
Майкл Найтс, старший научный сотрудник Вашингтонского института, считает эти действия фальшивыми. Найтс, который специализируется на военных делах и вопросах безопасности Ирака, сказал «Аль-Монитору»: «Они будут имитировать кампанию сопротивления, потому что хотят показать, что они все еще мстят за гибель Аль-Мухандиса. Проиранские ополченцы опасаются ответной реакции США, которая может нанести ущерб Ираку и Ирану». Он говорит, что они также обеспокоены тем, что главный шиитский священнослужитель Ирака аятолла Али аль-Систани упрекает их в нанесении ущерба интересам Ирака в результате возможной ответной реакции США.
Недавно Систани дал зеленый свет четырем группам шиитских ополченцев, связанным с ним, на то, чтобы те вшли из подчиненной Ирану зонтичной организации шиитских ополчений СНМ. Это вызвало опасения среди поддерживаемых Ираном ополченцев, что они теряют народную поддержку среди шиитской общественности. Разозлить Систани на этом этапе не кажется им мудрым шагом. (Систани возглавляет шиитские духовные организации в Неджефе – крупнейшем центре шиитской теологии в мире – и пользуется огромным влиянием среди мусульман-шиитов Ирака, составляющих в общей сложности 65 процентов населения этой страны. При этом власть в Ираке принадлежит преимущественно шиитским партиям. СНМ, 135-тысячная милиция, была создана для борьбы с ИГИЛ именно согласно призывам Систани. Большую часть финансирования СНМ получает от правительства Ирака. Хотя иранцы сумел поставить во главе по меньшей мере половины ополчений и всей организации в целом своих сторонников, их влияние внутри СНМ не абсолютно, и они опасаются противоречий с Систани. С другой стороны, СНМ остается важным аргументом в борьбе с сохраняющим влияние в Ираке запрещенным ИГИЛ и сдерживают возможные негативные реакции в отношении шиитского режима со стороны мусульманско-суннитского меньшинств и курдов Ирака. – Прим. ред.)
Найтс считает, что фальсификация позволяет проиранским ополченцам сигнализировать о постоянной лояльности Оси сопротивления, но без риска. «Ось сопротивления» – это антиамериканский и антиизраильский альянс во главе с Ираном, в который входят такие страны, как Сирия, а также такие группировки, как ливанская «Хезболла» (шиитское ополчение, доминирующее в Ливане) и палестинский ХАМАС (а также часть иракских шиитских ополчений).
Нападения США на объекты шиитского ополчения в последние месяцы и особенно убийство аль-Мухандиса и Сулеймани доказали решимость американской армии реагировать на любые нападения проиранских группировок. Это вынудило некоторых видных проиранских лидеров, таких как Каис аль-Хазали, лидера проиранского иракского ополчения «Асаиб Ахль аль-Хак», уйти в подполье, опасаясь американского удара. Это может объяснить, почему эти фракции прибегают к тактике фейк-ньюс.
По словам иракского аналитика по вопросам безопасности Хишама аль-Хашими, это уже не первый случай, когда шиитские ополченцы, лояльные Ирану, используют подобный метод.
Хашами сказал «Аль-Монитору»: «Данный метод медийной кампании использовался этими группировками в период с 2007 по 2011 год. Раньше они совершали реальные атаки, отрицая свою ответственность за них на своих официальных платформах. Они создали медиа-платформы для фальшивых группировок, признающих свою ответственность за теракты».
В те годы, когда более 150 000 американских войск оккупировали Ирак, шиитские группировки, пользующиеся поддержкой Ирана, совершили сотни нападений на американские войска, в результате чего, по данным министерства обороны США, погибли сотни американских и коалиционных военнослужащих и были ранены еще тысячи.
Но на этот раз доказательств серьезных атак, совершенных против американских войск под прикрытием фальшивых группировок, очень мало. Иранское государство находится под растущим давлением внутри (со стороны собственных недовольных экономическим кризисом народных масс) и в более широком регионе (со стороны народных массовых протестов против иранского влияния в Ливане и Ираке). В отсутствие Сулеймани, который был главным вдохновителем региональной политики Ирана, и под сокрушительным прессингом, вызванным политикой «максимального давления» администрации США, Иран был вынужден пойти на значительные уступки в Ираке.
Высокопоставленный иранский чиновник, обсуждающий действия Ирана в Ираке, недавно сказал агентству Рейтер: «Иногда нужно отступить, наблюдать и планировать, основываясь на реалиях на местах».
Фальшивая кампания шиитских ополченцев при поддержке Ирана – это демонстрация силы в период слабости.