Иракские политические партии не могут избрать премьер-министра
Конституционный срок для выдвижения кандидатуры нового премьер-министра наступил 15 декабря, но кандидата, устраивающего всех, нет в поле зрения.
Конституционный срок для выдвижения кандидатуры нового премьер-министра наступил 15 декабря, но кандидата, устраивающего всех, нет в поле зрения.
И это при том, что пресс-секретарь президента Ирака Бархама Салиха сказал 12 декабря, что президент был полон решимости выдвинуть кандидата в установленные Конституцией сроки.
Бывший министр по правам человека Мухаммед Аль-Судани, шиит, объявил в своем Твиттере, что ушел из Исламской партии Дава, чтобы стать кандидатом на пост премьер-министра. Судани не был выдвинут ни одним блоком в парламенте, хотя он, как полагают, поддерживается блоком ФАТХ, который является политическим крылом поддерживаемых Ираном Сил народной мобилизации (СНМ) и коалиции бывшего премьер-министра Нури аль-Малики «За правовое государство», которые вместе могли бы сформировать крупнейший блок в парламенте.
Однако 15 декабря президент направил запрос в парламент с просьбой определить самый крупный блок, чтобы выдвинуть кандидата на пост премьер-министра, что указывает на то, что ФАТХ не смог сформировать самый крупный блок и кандидатура Судани не была успешной. Фактически одно из главных критических замечаний в адрес парламента и правительства, сформированных после выборов 2018 года, заключается в том, что весь процесс создания правительства не соответствова Конституции, которая обязывала парламент официально определять крупнейший блок, чего не произошло.
Кроме того, протестующие ранее отвергли Судани. Его фотографию среди других возможных кандидатов можно увидеть на площади Тахрир, перечеркнутую большим красным крестом, что указывает на то, что протестующие не принимают ни одного из этих пяти имен. Другие имена – министр высшего образования и научных исследований Кусай Аль-Сухайль, губернатор Басры Асаад аль-Эйдани, бывший министр молодежи и спорта Абдул-Хусейн Абтан, бывший министр нефти Ибрагим Бахр аль-улум и ветеран политики Иззат аль-Шахбандар.
Протестующие ранее заявляли, что они хотят видеть у власти новое лицо без какой-либо принадлежности к нынешнему политическому классу. Они требуют, чтобы это лицо возглавило Временное правительство и подготовило страну к справедливым досрочным выборам при условии, что временный премьер-министр не будет баллотироваться на пост в будущем.
Шиитский священнослужитель Муктада ас-Садр, который имеет самый большой парламентский блок с 54 местами, также отверг кандидатуру Судани. Садр заявил, что протестующие должны сами выдвинуть кандидатуру нового премьер-министра.
Депутат парламента Йонадам Канна заявил, что 8 законодателей представили президенту Ирака Бархаму Салиху список характеристик, которыми должен обладать новый премьер-министр Ирака. Согласно этим характеристикам, премьер-министр не должен принадлежать ни к какой политической партии и не должен иметь иного гражданства, кроме иракского.
7 декабря советник иракского президента сказал «Аль-Монитору», что среди предложенных имен был Асаад аль-Эйдани, губернатор Басры. Его предложили партии, близкие и лояльные Ирану. Между тем курды, связанные с Курдским региональным правительством, и сунниты согласовали имя бывшего министра нефти Ибрагима Бахра Аль-Улума.
Советник также сказал: «Салиху еще предстоит официально получить имена кандидатов, предложенных политическими блоками на пост премьера». Он сообщил «Аль-Монитору», что представители парламентских блоков присутствовали на встрече с президентом 9 декабря и обсудили кандидатуру премьера, но встреча закончилась без какого бы то ни было решения, так как политические партии настаивают на выборе человека из нынешнего политического класса на основе «нормального» избирательного процесса. Советник сказал, что Салих отверг их точку зрения, заявив, что протестующим должна быть предоставлена роль в этом процессе.
В то время как иракские политические блоки имели время только до 15 декабря, чтобы представить своих кандидатов в соответствии с Конституцией, разногласия между этими блоками и их озабоченность по поводу растущего уличного гнева задержали процесс формирования нового правительства, особенно после того, как Садр решил воздержаться от выдвижения каких-либо кандидатов на пост премьер-министра. Его блок «Сайрун» объявил 3 декабря о решении отказаться от своего права выдвигать кандидата. (Конституция Ирака предоставляет право самому крупному блоку назвать своего кандидата. – прим. ред.)
Ранее Ясин аль-Бакри, профессор политологии в Университете Нахрайна, сказал «Аль-Монитору», что новое уравнение еще больше усложнило процесс, который обычно занимает месяцы. Тем не менее партии будут пытаться найти кандидата в течение указанного Конституцией периода, опасаясь эскалации на улице, но политическая сцена в Ираке все еще размыта, поскольку до сих пор неясно, удастся ли партиям уложиться в конституционный срок. Скорее всего они не смогут это сделать, учитывая сложность ситуации.
Он так же отметил, что после отставки премьер-министра президент республики выбрал путь Временного правительства, а не статью 81 Конституции Ирака, которая наделяет его полномочиями премьер-министра до тех пор, пока не будет согласован новый премьер-министр. Иными словами, президент, скорее всего, будет ждать партийных кандидатур, чтобы назначить следующего премьер-министра в соответствии со своими протокольными полномочиями.
Статья 81 Конституции Ирака гласит: «Президент поручает другому кандидату сформировать Совет министров в срок, не превышающий 15 дней, в соответствии с положениями статьи 76 настоящей Конституции».
Это, однако, кажется почти невозможным в отсутствие имен, принятых народом.
Суннитские партии предлагают выдвинуть нешиитских деятелей на пост премьер-министра – об этом заявил член суннитских фракций иракского парламента Раад Далаки: «Если партии, претендующие на отказ от квот, хотят практиковать то, что они проповедуют, они должны выдвинуть на этот пост нешиитскую фигуру и предоставить массам решать, соглашаться с этим назначением или нет, вне зависимости от мнения каких-либо политических сил». В течение последних полутора десятилетий премьер-министр был шиитом, спикер парламента – суннитом, а президент – курдом. Шиитские партии были ответственны за выдвижение кандидатов на пост премьер-министра, в то время как другие партии только одобряли такие назначения (шииты составляют 65 процентов 39-миллионного населения Ирака. – прим. ред.).
Несколько дней назад политические блоки попытались прозондировать ситуацию, косвенно предложив несколько имен, включая бывшего премьер-министра Хайдера аль-Абади и Аднана аль-Зорфи, члена парламента и бывшего губернатора Наджафа. Однако все эти имена были отвергнуты и высмеяны многими иракцами в социальных сетях.
Ранее шиитским партиям, выдвинувшим кандидата на пост премьера, по сути просто приходилось иметь дело со своими суннитскими и курдскими партнерами в парламенте, однако с 1 октября, т.е. с начала массовых протестов в стране, уравнение изменилось, и шиитские партии, которые занимали пост премьер-министра в течение 16 лет, вступили в прямую конфронтацию с протестующими на улице. Это еще больше осложнило ситуацию и смутило шиитские партии.
Рахман аль-Джубури, старший научный сотрудник Центра региональных исследований Американского университета Сулеймании, сказал «Аль-Монитору»: «Партийные блоки не смогут выбрать своих кандидатов в течение конституционного срока, потому что они запутались, и все, что они могут сделать сейчас, – это следить за тем, что происходит на площадях. Они не уверены в себе. Они парализованы и неспособны вести переговоры или принимать решения.
Протестующие задали конкретные характеристики нового премьер-министра. Они хотят, чтобы он был ближе к народу и не был вовлечен в коррупцию режима, начавшуюся с 2003 года. Они требуют, чтобы он был далек от Ирана и основных партийных блоков. При этом они хотят, чтобы у него имелся скоординированный административный аппарат, чтобы провести выборы без скандалов, подобных тем, которые происходили раньше», – добавил он.
Муса Рахма, один из координаторов протестов в Багдаде, согласился с этим: «Мы хотим премьер-министра, который восстановит суверенитет Ирака, которого мы можем выбрать на площади Тахрир, а не в иностранных посольствах», – сказал он.
2 декабря представители коалиций ФАТХ и Наср встретились с Движением национальной мудрости и курдскими силами в Багдаде и пришли к соглашению, что новый премьер-министр должен быть принят как властями, так и улицей и не должен быть затронут иностранным влиянием. Встреча, похоже, показывает, что иракские политические блоки действительно не в состоянии представить замену иракскому премьер-министру Аделю Абдул-Махди, который ушел в отставку в конце ноября.
Иракский политик Ибрагим аль-Сумайдай сказал «Аль-Монитору», что политические блоки не могут представить кандидата, принятого улицей, и указал, что любые имена, предложенные лидером коалиции Фатх, которой руководит Хади аль-Амири, не получат одобрения Садра, в то время как имена, представленные Движением национальной мудрости во главе с Аммаром аль-Хакимом, не имеют никакого резонанса.
Он предсказал консенсус в отношении повторного назначения Хайдера аль-Абади на пост премьер-министра.
До протестов, когда улица еще не была вовлечена в процесс выбора премьер-министра, политическим партиям требовались месяцы, чтобы договориться о консенсусном кандидате на этот пост. Это может означать, что стороны могут и близко не подойти к выполнению своих обязанностей в рамках отпущенного Конституцией срока.