Во вторник в результате обысков в квартирах и офисах работников курдских СМИ, произведённых по приказу центральной прокуратуры Анкары, были задержаны одиннадцать журналистов. Сразу после арестов был наложен запрет на посещение задержанных адвокатами, который продлился 24 часа. Сегодня арестованные смогли наконец побеседовать со своими юридическими представителями в штаб-квартире полиции в Анкаре.
Бариван Алтан, корреспондентка информационного агентства «Месопотамия», передала своё послание благодарности через адвоката всем, кто демонстрирует солидарность с ней и её коллегами. Она сообщила, что её заковали в наручники и подвергали оскорблениям во время задержания. Перед тем как полицейские ворвались к ней в квартиру, они в течение долгого времени стояли на пороге. Когда её забирали, ей сказали опустить голову и заявили, что она не должна создавать проблем. Когда она отказалась склонить голову, в её отношении применили силу.
Во время доставки в полицейский участок сопровождающих её полицейских попросили переслать видео с арестом. Вскоре это видео было опубликовано в Твиттере полиции Анкары с комментарием «Операция против организации РПК/АОК». Есть мнение, что власти заинтересованы в том, чтобы показывать курдских женщин со склонёнными головами. То же самое происходило, когда в начале сентября в Стамбуле арестовывали члена парламента от ДПН Самру Гюзель. Фотографии курдского политика тогда разошлись по соцсетям.
С другой стороны, член редколлегии информационного агентства «Месопотамия» Диран Юртсавар рассказала своему юридическому представителю, что во время обыска её квартиры в Стамбуле в качестве предполагаемых доказательств были конфискованы книги, журналы и газеты. Когда её забирали, офицер полиции якобы сказал владельцу соседней лавки: «Террористы живут здесь». Во время транспортировки в полицейский участок её подвергали сексистским оскорблениям и угрозам. Во время медицинского обследования в больнице, что является обычным для Турции после ареста, полицейский назвал её «опытной террористкой». Когда она стала настаивать на том, что в медицинский отчёт нужно включить информацию о психологическом насилии, которому она подверглась, полицейский заявил ей: «Ты говоришь про психологическое население, но сейчас, как ты увидишь, начнётся насилие физическое».
Уже в самом участке полицейские пытались сфотографировать Юртсавар со связанными руками перед турецким флагом. Она сопротивлялась, а полицейские утверждали, что это обычная, стандартная процедура. В конце её сфотографировали без флага.
Задержанные журналисты и журналистки – это Диран Юртсавар, главная редакторша информационного агентства «Месопотамия», корреспонденты Дениз Назлим, Сальман Гюзельюз, Замо Аггоз, Бариван Алтан, Хакан Ялчин, Амрулла Аджар и Джайлан Шахинли, а также корреспонденты «ДжинНьюз» Хабиба Аран и Ознюр Дага. Мехмет Гюхнан, стажировавшийся в «Месопотамии», был арестован у себя дома в Манисе. Все арестованные либо сейчас трудятся в офисе «Месопотамии» в Анкаре, либо делали это в прошлом.
Журналистка Замо Аггоз находится на данный момент в декретном отпуске и не могла в течение пяти часов после ареста покормить своего ребёнка, которому 45 дней. В итоге ребёнка всё же доставили в участок после вмешательства адвоката.
Журналистов обвиняют в том, что своими новостными сообщениями они подстрекали людей. В последнее время информационное агентство «Месопотамия» часто сообщало о военных преступлениях, совершаемых Турцией в Курдистане, об использовании турецкой армией химического оружия. На дело был наложен гриф секретности, конкретные обвинения пока не прозвучали. Задержанным после ареста запретили в течение 24 часов обращаться к юристам, это решение было оправдано «серьёзным характером нарушения». Согласно полицейскому департаменту Анкары, продолжаются поиски ещё трёх журналистов. Эти аресты приказала произвести центральная прокуратура Анкары. Всех задержанных доставили в штаб-квартиру полиции Анкары.
Аресты сопровождались нападениями и угрозами. Редакция информационного агентства «Месопотамия» в Анкаре на протяжении шести часов подвергалась обыску. Были конфискованы: пять компьютеров, два жёстких диска, микрофон, телефон, календари, книги, газеты, журналисты, газетный архив за последние тридцать лет, а также фото журналистов, убитых в 90-ые. Полицейские разорвали на части портрет курдской журналистки и исследовательницы в области джинеологии Нагихан Акарсал, которую 4-го октября убили в Сулеймании представители НРО Турции.