Турция

Гюрсуджу: в сельском хозяйстве процветает рабство рабочих

Журналист Юсуф Гюрсуджу описывает норы ведения сельского хозяйства в Турции, как непосильное бремя для мелких производителей. Пока крупные землевладельцы занимают всё более масштабные территории, занятость мелких фермеров сокращается.

Капитализация сельского хозяйства угрожает продовольственной безопасности Турецкой Республики. Журналист Юсуф Гюрсуджу, сотрудник Yeni Yaşam, сказал в беседе с ANF, что «люди должны понять, что у них нет будущего, если они не встанут на защиту своих ресурсов – воды, земли и воздуха».

Уже две недели в Турции продолжаются фермерские протесты. Мелкие производители протестуют против высоких затрат на производство и низких цен на продукцию. Тех, кто не может позволить себе затраты и не в состоянии обрабатывать часть своих полей, вытесняют из сферы сельского хозяйства новые законы, предусматривающие повторную сдачу в аренду необрабатываемых земель.

- Министерство сельского хозяйства издало указ, разрешающий сдавать в аренду поля, которые не обрабатывались в течение двух лет. Какими будут последствия этого решения, особенно для мелких производителей, оказавшихся под угрозой со стороны сельскохозяйственных монополий?

- Это распоряжение, подготовленное Министерством сельского и лесного хозяйства и поспешно реализованное, отнимает у производителей аграрный сектор и отдает его на милость корпораций. При этом фермеры либо вытесняются из этой сферы, либо эксплуатируются, как сельскохозяйственные рабочие, на своей собственной земле.

Аналогичные меры уже были предложены в пересмотренном «Указе о порядке и принципах планирования сельскохозяйственного производства», опубликованном в прошлом году. Этот декрет был введен в действие в прошлом году и сделал производителей рабами корпораций. Правительство, которое само гарантировало ежегодные убытки фермеров, открыло путь для отъема фермерских земель.

Это выглядит так, будто фермеры сами решают прекратить производство, но то, что поле передается в аренду кому-то другому силовым путем, дает понять, что речь идет о ситуации другого рода. Согласно опубликованному в прошлом году постановлению, фермеры должны каждый год получать предварительное разрешение от государства на то, что они будут выращивать. Они не могут самостоятельно решать, что будут делать. Их работа сводится к выполнению приказов.

- Согласно «Указу Президента о субсидиях на производство продукции растениеводства и некоторых других субсидиях в области сельского хозяйства на 2025-2027 годы», с 2025 года в стране полностью отменяются субсидии на удобрения и дизельное топливо, а также дифференцированные платежи (премии) на 17 видов аграрной продукции. СМИ сообщали, что субсидии на дизельное топливо и удобрения уже были отменены, но министерство опровергло эти заявления. В решении, опубликованном в «Официальном вестнике», слова «дизельное топливо» и «удобрения» не упоминаются. В ответ на протесты министерство объявило, что статья «базовая субсидия» будет использоваться для удобрений и дизельного топлива. Как вы оцениваете это последнее решение?

- Как и вся политика правительства, отмена субсидий означает, что сельским хозяйством управляют не фермеры, а крупные компании. Фермеры нанимаются в качестве рабочей силы и будут получать нищенскую зарплату. Все подобные законы и постановления направлены на ликвидацию мелкого сельского хозяйства. План Мансхольта (долгосрочный план, который был направлен на модернизацию сельского хозяйства в европейских сообществах – прим.), реализованный в Европе в 1960-х годах, обеспечил концентрацию сельскохозяйственных земель в распоряжении монополий. Некоторые эксперты указывают на значимость «сельскохозяйственных» субсидий и приводят Европу в пример для сравнения с Турцией.

Однако, хотя независимое мелкое фермерство в Европе почти полностью ликвидировано, те, кто еще занят в этой сфере, производят свой товар по контрактам с компаниями. Все субсидии, выплачиваемые в Европе, достаются крупным компаниям. В Турции идет аналогичный процесс, когда производство полностью передается в руки капитала. Пока мелкое фермерство уничтожается, а монополии растут, сельскохозяйственные площади используются для добычи полезных ископаемых, промышленности, строительства, энергетики и других целей.

Бывший министр сельского хозяйства Мехди Экер говорил: «Либо в Турции будут созданы корпоративные деревни, и землевладельцы станут партнерами компаний, либо землевладельцы передадут землю тому, кто знает, что делает». Консолидация сельскохозяйственных площадей активизировалась в последние годы, и это часть общего процесса. Основная причина консолидации заключается в том, что компаниям удобнее использовать масштабные участки земли. Сторонники этого процесса указывают на факт того, что территорий, пригодных для агрокультурной сферы, мало, и эти площади разрозненны, так что на первый взгляд всё делается с благими намерениями, но в конечном итоге, осознанно или неосознанно, это служит концентрации сельского хозяйства в руках монополий.

- Многие мелкие производители протестуют уже несколько дней. Есть ли здесь связь?

- Хотя протесты фермеров – хороший ответ на политику правительства, стратегия, направленная на то, чтобы разорить этих людей и заставить их покинуть свои земли, говорит о серьезности ситуации. С одной стороны, фермерам уже даже не стоит собирать урожай из-за цен, по которым они могут продать свои товары, и порой всё остается на полях. С другой стороны, во время протестов они грузят свою продукцию на тракторы и выгружают её в соответствующих местах. То, что правительство ничего не делает для исправления ситуации, сокращая сельскохозяйственные субсидии и позволяя конфисковать земли, свидетельствует о его враждебном отношении к трудящимся и любви к капиталу. Вся эта политика направлена на то, чтобы обречь народ на голодную смерть и поработить население.

Правительство, которое привязывает к импорту даже самые необходимые продукты питания, косвенно кормит энергетические компании и другие бизнес-структуры, которые получают поддержку властей Турции. Эти компании, желающие инвестировать в энергетику в этой стране, зависят от импорта сельскохозяйственной продукции из других стран. Лучшие примеры этой стратегии – соглашения с Сербией и Боснией и Герцеговиной. В конечном итоге это не что иное, как признак того, что производство ГМО, которое стремились наладить в Турции в течение многих лет, проложит путь к унификации аграрной сферы и её концентрации по всей стране.

- Турция – страна с самой высокой продовольственной инфляцией. В свете изменения климата продовольственная безопасность является одним из самых важных вопросов в мире. Как политика в части аграрного сектора влияет на доступ к продовольствию в Турции?

- Продовольственная инфляция – лишь одно из последствий экономической политики правительства. Пока народы существуют на грани нищеты из-за инфляции, капитал, напротив, переживает такой рост, какого не видел никогда в истории. Усиление гнета в провинциях Курдистана со стороны компании DEDAŞ (поставщика электроэнергии) и других распределительных компаний региона также является частью общей политики.

Этот процесс начался с того, что вся вода в Курдистане, одном из регионов с обильными водными ресурсами, стала менее доступна из-за системы плотин. Теперь фермеров вынуждают использовать подземные воды. С другой стороны, агрокорпорации и лицензированные склады не покупают пшеницу у курдских производителей из-за нехватки площадей, и фермеры вынуждены продавать результат своего труда перекупщикам по ценам гораздо ниже себестоимости. В этой ситуации мы должны помнить, что политика, которая применяется против фермеров по всей Турции в целом, уже много лет влияла на положение курдских фермеров.

В то время как, с одной стороны, вода должна быть доступна по всему Ближнему Востоку, реки сдерживают плотины, обеспечившие разрушительное изменение климата в регионе и во всем мире. Ближний Восток, включая Турцию, стал одним из регионов, которым угрожают голод и жажда. В ближайшем будущем эти риски возрастут. Это явное свидетельство того, что у народов нет другого будущего, кроме как требовать свою воду и свою землю, признавая реальность. Если у вас нет воды и земли, вы не можете говорить о продовольственном суверенитете. Продовольственная безопасность – цель, которой можно достичь только через продовольственный суверенитет. Мы должны четко осознавать, что наше будущее будет очень мрачным, если капиталистические державы, принимающие решения сегодня, не будут заменены народными демократиями.