Найруз Кармут: «Иерусалим – это мечта, с которой мы выросли»
«Турция поддерживает джихадистский ислам салафитов, а Израиль наживается на этом».
«Турция поддерживает джихадистский ислам салафитов, а Израиль наживается на этом».
Палестинская писательница Найруз Кармут родилась в столице Сирии, Дамаске, 14 апреля 1984 года в семье беженцев из палестинской деревни Дейр Снейд (в границах территории 1948 года). До десяти лет она жила в лагере беженцев Ярмук, закончив там свое начальное образование. Она окончила университет в Газе, где живет и сейчас, вернувшись в Палестину в конце 1994 года, после мирного соглашения в Осло.
Корреспонденты «ФратНьюс» встретились с ней в Газе. Она пережила блокаду сектора Газа в 2014 году, писала об этом дневник и публиковала. Сегодня она стала свидетельницей еще одной трагедии. В этот понедельник как минимум 59 палестинцев, которые мирно протестовали против решения президента Дональда Трампа перенести посольство США из Тель-Авива в Иерусалим, были хладнокровно убиты израильскими снайперами. Почти три тысячи человек, многие из которых дети, получили ранения.
- Найруз, позвольте, прежде всего, выразить нашу солидарность и сочувствие к судьбам этих людей. Как ситуация выглядит сейчас?
- После того, как Трамп объявил, что он перенесет посольство США из Тель-Авива в Иерусалим, я была очень расстроена, но не потеряла надежды. Здесь каждый выступил против этого решения, люди здесь и за рубежом вышли на улицы. Международная солидарность сыграла свою роль, и мы еще живы. Даже в Совете Безопасности ООН Америка и Израиль сейчас изолированы за их собственное высокомерие.
Иерусалим – это мечта, с которой мы выросли. Это святость человечества, мир и любовь, колыбель религий, компас палестинской национальной борьбы. Это священная земля, и ничто не может запятнать ее.
Но теперь его судьба не ясна. Каждый пытается представить себе, что произойдет в ближайшем будущем: потеряем ли мы Иерусалим? Израильские оккупанты не колеблясь «иудаизируют» Иерусалим, уничтожая его самобытность. В том числе, путем изменения демократического состава Священного города в последние годы.
В секторе Газа Израиль сейчас проводит бомбардировки предположительных военных позиций Хамаса, а также обстреливает некоторые городские районы. Результаты взрывов ракет видны по всей округе. Они бьют по людям, которые до настоящего времени проводили мирные демонстрации. Это мирное сопротивление, но оно было подавлено невероятным проявлением силы. Мертвые тела теперь повсюду.
- Говорят, что решение палестинского вопроса даст новую перспективу для всего Ближнего Востока...
- Арабо-израильский конфликт и израильско-палестинская конфронтация несут в себе национальные, культурные, религиозные и геополитические аспекты. Позвольте мне выразить это все иными словами: палестино-израильская борьба – это и есть суть конфликта на Ближнем Востоке. Мне очень грустно говорить о тех временах, когда борьба между палестинцами и израильтянами окончилась, и началась борьба за власть между самими палестинцами. Обе стороны взяли на себя задачу защиты палестинского народа, но одна во имя патриотизма, а другая во имя религии.
Суть конфликта была искажена по мере перехода главной роли в конфликте от одной стороны арабского региона к другой (в частности, в странах, расположенных близко к Израилю). Тенденции и цели менялись до тех пор, пока не начали плодиться религиозные партии, отводя все больше и больше пространства новым и еще более экстремистским силам, которые теперь угрожают стабильности арабского общества и всего мира.
Мир – это небольшая деревня, и распространение интеллектуальной моды среди молодежи через материальные и нематериальные вещи, становится возможным для многих, особенно после технологического и компьютерного прорыва.
Поэтому я подозреваю, кто в действительности стоит у истоков этого интеллектуального терроризма, и какую роль в этом играют чужеродные нашему обществу силы.
Когда роль Египта в арабском регионе была ослаблена, Ирак был разрушен, ослабла роль Сирии, Ливии и Йемена, а роль стран Персидского залива (стран-добытчиков нефти) в арабском регионе усилилась, мы начали размышлять о влиянии культур Персидского залива во всем их многообразии. Такие фигуры, как Бен Ладен, начиная от Аль-Захрави и до ИГИЛ, возможно, являются подлинными продуктами культуры этих стран. Я не могу принять это как должное. Или же это усиление в регионе позиций таких стран, как Иран и Турция, которые приобретают все большее влияние на Ближнем Востоке?
- В каком смысле?
- Возможно, именно это усиление позиций Ирана и Турции имеет нечто общее с победой исламистского движения Хамас в Газе или триумфом Братьев-мусульман на выборах в Египте... Салафитские движения в странах Персидского залива распространилась на наши страны Шама (Великой Сирии) через джихадистский ислам, так же, как это ранее произошло в Иране и Афганистане, и совсем недавно в Турции, где религиозные партии находятся у власти и поддерживают все исламистские движения в нашем регионе. Просто подумайте о поддержке Турцией джихадистов. Позвольте мне объяснить свою идею. Больше всего выгоды от того, что происходит в арабском мире, начиная с религиозных конфликтов, получил Израиль. Государство Израиль утверждает иудейский характер своего государства и применяет гражданский кодекс в его законодательных учреждениях и правительственной системе. Государству Израиль не важно, разделен ли регион на малые государства на религиозно-конфессиональной основе, до тех пор, пока это не оказывает влияния на идею иудейского характера государства Израиль.
- Вам свойственен оптимизм?
- Я не оптимистка, конечно, нет. Я не думаю, что Палестина приобретет суверенитет в краткосрочной перспективе. Наше общество разорвано на отдельные куски из-за патриотических и исламистских заблуждений. Каждый верит в то, что важны экономические преобразования, которые улучшат условия жизни людей – это основа для принятия будущих политических решений. Иначе говоря, нужно перестроить наши умы – пока мы говорим об идеях, наши земли уменьшаются день за днем, нашу землю пожирают проекты колонизации, вокруг них возводятся бесконечные стены для изоляции.
- Каково положение женщин в Газе?
- Я женщина, и я горда быть ей. Страх убивает женщин в нашем обществе, даже если им кажется, что у них еще полно энергии и сил. Семья маргинализирует женщин. Традиции и особенности связывают женщину своими узами. Ошибочные религиозные концепции тормозят ее развитие. Оккупация разрушает ее свободу. Но, несмотря на всю эту боль и давление, творчество женщин является основой для нашего выживания. Творчество – это революция, и для того, чтобы решить палестинский вопрос, нам нужна именно творческая революция, революция женщин. Только пробуждение женщин позволит обеспечить стабильность в арабских странах, а также в палестинском обществе.
- Вы учились в университете Газы и написали много статей о женщинах и социальных вопросах.
- Я хотела учиться за границей, но не смогла воплотить свою мечту, потому что я не могла получить удостоверение личности или заграничный паспорт до конца 2009 года. Поэтому я училась в университете Аль-Азхар в секторе Газа. Три с половиной года я изучала фармацевтику, но не смогла окончить учебу. Затем, несмотря на желание моего отца, я начала изучать экономику. Я окончила направление экономики и управления, со специализацией в области делового администрирования.
В своей дипломной работе я часто затрагивала социальные вопросы, и я отслеживала ситуации, связанные с гендерным насилием, работая в Министерстве по правам женщин. Я внесла вклад в разработку концепции работы для этого министерства после одностороннего ухода Израиля из сектора Газа в 2005 году. Я создала эту концепцию и реализовала ее идеи, несмотря на то, что я была тогда еще очень молода. Министр, с которым я работала, Зухейра Камаль, была также Генеральным секретарем Демократического союза Палестины (FIDA), одной из групп внутри Организации Освобождения Палестины (ООП). Ее позиция сильно повлияла на меня, как и ее борьба за освобождение женщин, за их права и равенство.
Затем произошел новый конфликт в секторе Газа, и военный переворот против Палестинской национальной администрации. В зависимости от политической точки зрения, некоторые называют это переворотом, другие считают это своего рода «решением ситуации». Но в моих более поздних работах я не называю это ни решением ситуации, ни переворотом. Я называю это разделением в полном смысле этого слова.
Однако в практическом плане это все же был государственный переворот против существующей власти, всех ее органов и учреждений. Правда, тогда состоялись выборы в законодательные органы, в 2006 году. Исламистское движение «Хамас» победило. Однако это не оправдывает применение силы Хамасом и то, как он ее использовал. Я никогда не соглашусь ни с какими их предлогами и оправданиями, как и теориями заговора и коррупции, несмотря на неправильные действия ПНА. Реформы в обществе нельзя проводить таким путем ни в коем случае.
- Вы сказали, что это разделение затрагивает вас лично.
- Конечно. Я чувствовала, как будто моя память оборвалась. Я чувствовала, что моя родина и моя земля плакала перед моими глазами. Я чувствовала, что моя история разваливается. Я не могла выдержать этого. Я наблюдала и была свидетелем всего, что происходило. Я думала о диаспоре. Я беспокоилась о своем удостоверении личности, которое позволило бы мне идентифицировать себя в мире. Я чувствовала, что палестинская мечта о свободе и независимости была разрушена самими нами, палестинцами. Я плакала. Я чувствовала себя потрясенной мощной силой. Но мне удалось собраться.
В то же время я переживала другой личный опыт. Мой дядя погиб от израильских ракет, после того, как он присоединился к палестинской джихадистской организации. Мой дядя прошел путь от крайне левых до крайне правых идей ради одной идеи – освобождения всей Палестины. У нас всегда были разногласия, но я его очень любила, и его потеря оставила неизгладимый след. Я потеряла много друзей. Некоторые погибли, другие эмигрировали после начала второй палестинской интифады, «Интифады Аль-Аксы». Они были для меня живой памятью о моей родине. Наши с ними разговоры давали мне много энергии и надежды.
Тогда я и начала писать статьи и очерки более политического, аналитического, философского, литературного и социального характера. Я писала о том, что происходило вокруг меня.