Дуран Калкан: «Партия Героев»
В апреле и мае 1977 года курдский национальный лидер Абдулла Оджалан начал “поход по Курдистану”. Он отправился в Агри, Карс, Дерсим, Каракокан, Диярбакыри Газиантеп и провел там встречи со своими сторонниками.
В апреле и мае 1977 года курдский национальный лидер Абдулла Оджалан начал “поход по Курдистану”. Он отправился в Агри, Карс, Дерсим, Каракокан, Диярбакыри Газиантеп и провел там встречи со своими сторонниками.
В апреле и мае 1977 года курдский национальный лидер Абдулла Оджалан начал «поход по Курдистану». Он отправился в Агри, Карс, Дерсим, Каракокан, Диярбакыри Газиантеп и провел там встречи со своими сторонниками. Эти события продемонстрировали, что его команда постепенно превращается в политическое движение.
После того как люди начали присоединяться к организации, ее популярность становилась больше. Вобществе ее знали под названием «Апоисты и Национально- освободительная армия».
С одной стороны, группа активно росла, а с другой,становилась мишенью государства. В Газиантепе в 1977 году государственными силами был убит Хаки Карер, которого Оджалан называл своим «секретным духом». С этого момента Оджалан принял решение о создании партии и заявил, что РПК «организуется в память Хаки Карера», провозгласив ее «Партией Героев». Прошел сорок один год с тех пор, как погиб один из лидеров и создателей РПК. Член Исполнительного совета Ассоциации обществ Курдистана Дуран Калкан рассказал нам об убийстве Хаки Карера и мести за него.
— Где вы вместе Хаки Карером работали? Можете ли описать те времена?
— Мы работали на одном факультете наук университета Анкары и в Союзе демократических студентов Анкары. Мы жили вместе домах в Дикимеви и Аниттепе. Я поехал в Орду-Улубе и познакомился с его семьей. Единственным из членов РПК, кто был в моей деревне и знал мою семью, был товарищ Хаки Карер. Небольшой промежуток времени лета 1976 года мы вместе работали в Адане. После чего он работал в Газиантепе, а я в Диярбакыре и Мердине. Товарищ Хаки был особой личностью, в нем присутствовали характерные черты курда из той местности и знание языка общения. Это был серьезный и дисциплинированный человек. Он любил уважительное отношение. Иногда, разговаривая с друзьями, он называл их «Emmiceoglu» (кузен). Он не обижал близких людей. Говорил громко, но не высоким тоном. Это был чистоплотный и опрятный человек. В доме, где они жил и проводил много встреч, предметы всегда были разложены по местам. Он был против того, чтобы иметь много одежды и еды. Шил, стирал и использовал старую одежду. Физически он был очень мощным, с довольно спортивным телосложением.
Однажды в школе большая фашистская группа атаковала его с ножами. Он их всех разбросал. Фашисты между собой говорили о нем: «Он был в Палестине и прошел военную подготовку».
— Он уезжал в Палестину?
— Он не был в Палестине и нигде не проходил военную подготовку. Мы были одни в Адане и не так хорошо знали местность и общество. Поэтому мы взяли в аренду дом в курдском районе. Однажды вечером мы пришли домой и увидели, что соседи выбросили наши кровати. Они предупредили нас, что холостые люди не должны снимать дом в этом районе.
Однажды мы пошли на поиски аренды дома и увидели, что недавно здесь был пожар. Нашей задачей для организации трудового народа были знакомство и связь с рабочими. Ранним утром мы шли на рынок трудящихся и какое-то время спустя шли на работу. Через несколько дней мы увидели, что группы людей с левыми взглядами стали посещать рынок трудящихся. Они узнали о нас и хотели организовать там рабочих. Но их целью была не работа. От имени трудящихся они шли к рабочим, общались с ними и оставались у них дома. После того, как выяснилась эта ситуация, они подверглись воздействию и исключению. Так как мы оба не знали курдского языка, то не смогли избирать рабочих. Для нас в приоритете были рабочие из городов Курдистана. Мы ими интересовались и пытались получить сведения о них.
Так мы подружились с группой рабочих из Мердина и взяли адреса, откуда они приехали. Товарищ Хаки остался в Газиантепе, а я уехал в Мердин и по адресу искал людей, с которыми мы подружились. Я понял, что это были адреса Эстелли и Михелми, то есть, арабские. Другими словами, они не были левыми и жили в правоцентристском окружении. Буквально час я просидел у них и ушел оттуда. Товарищ Хаки долго смеялся, когда я рассказал ему об этой ситуации.
— Двумя основателми движения были Хаки Карер и Кемаль Пир. Как между ними сложились отношения?
— Трудно ответить на этот вопрос, потому что сложно было увидеть их вдвоем. Уверен, что там, где один, другой был не нужен. В этом смысле, казалось, они действовали естественным образом и сообща. Долгое время они жили в одном доме в Бахчелиевле, вместе учились, читали и вели обсуждение, узнавая друг друга. Подобно халифам и апостолам, они распространяли и организовывали идеи Лидера Апо.
Товарищ Хаки организовывал и руководил дома обучением. Товарищ Кемаль также не останавливался, всегда находился в движении и пропаганде. Всегда действовал. Я не помню, чтобы они находились рядом. Не знаю даже, что они говорили и думали друг о друге.
Помнится, что после смерти тело товарища Хаки оставили на одну ночь дома в его деревне. Его погребение отложили, так как товарищ Кемаль Пир не успевал приехать. Мы с надеждой ждали его на похоронах. КемальПир хотел немного поговорить дома перед гробом. Он попросил меня и других товарищей, но никто не захотел взять слово. В этой атмосфере мы не могли связать и двух слов. Тогда Кемаль Пир стал сам говорить. «Этот парень...» — сказал он, глядя на тело. Он сказал это со второй попытки, но не смог продолжить и вышел из комнаты.
Уверен, если бы он продолжил, то сказал бы: «Этот парень не такой, как вы его знаете, он мог бы проделатьогромную работу и оставить большой след в истории, продолжить движение». И он бы выдвинул на свет смысл и величие личности героя Хаки Карера.
— Через три дня после встречи в Газиантеп, к которой присоединился курдский национальный лидер Абдулла Оджалан, был убит Хаки Карер. Почему Хаки оказался мишенью? Кто его сделал целью? Какие задачи были у убийцы?
— Товарища Хаки убили не спустя три дня, а через десять или двенадцать дней, если не ошибаюсь. Те, кто убили его, определяли себя в качестве курдской группы. Их ещеназывали «Пять частиц». Они считали Красный Курдистан в Армении пятой частью страны. Одного звали Алааттин Капан, он был главарем и, по сути, агентом-провокатором. Этот был один из тех, кто 1 мая 1977 года в Таксиме устроил резню. Однажды этот человек захотел найти в Адане контакты с Региональным объединением преподавателей и общался с товарищем Хаки. Он не оставлял его ни на шаг. Стало известно, что он был в черном списке турецких спецслужб MIT и с их же поддержкой устроил массовую резню. Иными словами, турецкое государство принимало и поддерживало такие действия. Даже в рамках пропаганды они боялись этой группы, нацеленной на свободу Курдистана, и хотели немедленно ее остановить. То есть, их ответом на пропаганду курдской идентичности стали массовые убийства. Тем самым они сами являются теми, кто отрицает существование курдов. С самого начала работы группы хотели остановить и раздавить РПК. Особенно боялись, что кто-то займется этой работой на черноморском побережье. Ибрагим Кайпакайа их сильно напугал. Этой резней они хотели развить шовинизм и противостояние народов. Это была одной из причин преследования товарища Хаки. Ведь, по сути, он был инициатором движения и главной проблемой для врага. Фактически, целью был не только товарищ Хаки, а абсолютно все руководство группы.
В это же время в районе Тузлучайра готовилась ловушка для Лидера Апо, но он действовал всегда с осторожностью и свел на нет попытки врага. Много других товарищей было арестовано. Лидер Апорассматривал эту ситуацию как часть военного переворота, организованного партией MHP при помощи сухопутных войск. MHP в фашистском государственном перевороте целенаправленно действовала против курдов. Однако большая часть их планов была сломана. Вместе с арестами они осуществили в Дузтепе 18 мая 1977 года убийство товарища Хаки. Тем самым, еще на начальных этапах они попытались остановить развитие освободительной борьбы Курдистана, не допустить еевоплощение в партию и движение сопротивления.
— Кто участвовал в этих похоронах? Что там происходило?
— На четвертый день тело товарища Хаки забрали из больницы. Все товарищи, когда узнали о случившемся, приехали в Газиантеп. Днем и ночью вокруг больницы стояли апоисты. Они взяли с собой все, что могли принести. Вокруг царили скорбь, гнев и отрицание. Было ясно, что с появлением тела погибшего на поле вспыхнет ожесточенная битва. Силы безопасности Газиантепапонимали это и направили к месту событий тайную полицию.
Ситуация изменилась с приездом Лидера Апо. Товарищи из Газиантепа направились к нему в Анкару и рассказали о случившемся. Лидер Апо в тот же день отправился на машине в Газиантеп. К тому моменту из Ордуе приехали братья товарища Хаки, которые решили забрать тело погибшего. Вся тяжесть происходящего легла на плечиЛидера Апо. Он адекватно оценил обстоятельства случившегося и перевел атмосферу вокруг больницы в другое русло. Затем, рассмотрев происходящее вокруг здания, он заявил, что при вынесении тела из морга должна соблюдаться тишина. Он объяснил товарищам, что государство решило использовать убийство для провокации против них, чтобы начать с ними войну и мощным ударом уничтожить группы. Товарищи были подготовлены и с большим трудом придерживались данного совета.
Тело бесконфликтно забрали из больницы и переправили через Анкару на родину в Орду-Улубей. В Анкаре кроме оцепления службами безопасности не было какого-либо вмешательства со стороны. Товарищи направились в Улубей как в траурном кортеже, так и на отдельных транспортных средствах. По дороге машина, в которойнаходился Кемаль Пир, попала в аварию, в результате чего он был слегка ранен. Лидер Апо не поехал в траурном кортеже и не присутствовал на церемонии погребения, так как скрывался и мог в любом месте быть арестованным. Но в первую годовщину гибели товарища Хаки Лидер Апо посетил семью и навестил его могилу. Как ранее я упомянул, церемония погребения прошла на следующий день, тело товарища похоронили в саду около дома. На церемонии в Ордуе приняло участие бесчисленное количество революционного молодежного сообщества. На ней прозвучала лозунги, которые уже были у РПК: «Умри,колониализм!» и «Да здравствует независимость!».
— Кто выступал на похоронах?
— Я не помню, кто именно говорил. Не могу вспомнить даже товарищей, которые участвовали в похоронах. Товарищ Кемаль Пир и Карасу точно были. Если не ошибаюсь, на церемонии была и товарищ Фатма. Спустя год, чтобы сделать гробницу, мы вскрыли могилу. Гроб был целым. Так как его отец сильно просил, немного приоткрыв гроб, мы показали ему останки сына. После того, как мы снова приготовили могилу, снизу положили камень и залили туда бетон. Стенки могилы стянули монолитом. Мы сделали могилу просторной. Мы не смогли похоронить его в Курдистане. Тогда принесли из Эрзигана камни, чтобы сделать ему могилу из курдистанского мрамора. Позже мы узнали, что фашисты сломали гробницу. Лучше бы мы похоронили его в Курдистане.
— Каково было возмездие за его смерть? Какая работа была проделана?
— Убийство товарища Хаки Карера в Газиантепе, наряду с международным заговором против Лидера Абдуллы Оджалана, были самыми сильными ударами турецкого государство по РПК. Намек убийц был понятен: это произойдет с каждым, кто будет продолжать! Каждый понял этот намек и по-своему пересмотрел свои взгляды. Многие из участников группы исчезли из поляреволюционной борьбы. Другие же, кто решил остаться в строю, переосмыслили борьбу и учли реалии убийств со стороны властей. Лидер Апо тогда прокомментировал последствия этой в резни Газиантепе: «Мы чувствовали себя словно в кипящей вода, которой нас заливали». И он заявил, что на этом основании группа апоистовподготовит два фундаментальных решения.
Во-первых, подготовит проект партийной программы и на этой основе начнет процесс создания партии. Поэтому Лидер Апо всегда говорил, что РПК «организуется в память Хаки Карера», провозгласив ее «Партией Героев».
Во-вторых, добьется возмездия за убийство, развивая дух и волю революционного движения в Курдистане. Таким образом, процесс вооруженного сопротивления, который до сих пор продолжается, начался с практического установления мести.
В вооруженном сопротивлении, в котором был вынесен приговор возмездия, проявился основной процесс организации РПК. Теперь эта революционная борьба была нацелена на насилие по отношению к агента, их структура и организациям. Первое практическое применение этого было связано с возмездием в вГазиантепе. Группа была слабой, не имела никаких возможностей и оружия. Более того, у нее не было особого опыта. Был терпеливо пройден длинный путь в поисках убийцы товарища Хаки. Наверное, процесс занял около шести месяцев. В конце концов, убийцы были найдены и наказаны в Искендеруне, где они скрывались. Несомненно, эффект такого результата сильно повлиял на группу апоистов. Был поднят моральный дух товарищей, с которым они одержали победу в результате сопротивления в Хилване. С одной стороны, появился дух сопротивления революционного возмездия, а с другой стороны, спустя полтора года процесс партийной организованности на основе проектной программы привел к созданию РПК как прогрессивной партии.
Источник: газета Новая свободная политика «Yeni ÖzgürPolitika»
Тайная душа Оджалана: Хаки Карер https://t.co/SnLluRpXml
— ANF Russian (@ANFnews_ru) May 18, 2018