– Г-н Байык, 2 и 22 мая состоялась встреча курдского лидера Абдуллы Оджалана со своими адвокатами. Как вы оцениваете эти события?
– Участники бессрочной голодовки достигли своей цели. Со стороны интеллигенции, политиков, писателей и практически всех слоев народа была оказана огромная поддержка голодующим, многие даже присоединялись к этой акции. Это было сопротивление всего курдского народа и их доброжелателей. И мы видим, каких результатов они достигли.
Мы теперь со всем курдским народом и их друзьями будем следить за условиями содержания заключенных в тюрьмах. Особое внимание будет уделено содержанию в изоляции нашего лидера Апо. Мы больше не намерены терпеть подобных жестких мер содержания в тюрьмах наших заключенных. Мы всегда будем начеку и не ослабим свою борьбу.
– На ваш взгляд, визит делегации ЕКПП в Имралы был чисто турецкой инициативой или все же на это подействовали народные волнения?
– Условия, в которых находился лидер Апо, касались не только личности нашего лидера. В его лице изоляция проводилась по отношению ко всему курдскому народу. Особенно по отношению к демократическим силам. В результате акций сопротивления люди получили больше информации и лучше узнали о демократии. Я имею в виду тех, кто выступает против турецкого фашизма. С этим напрямую связана судьба самой Турции: если там будут доминировать демократические принципы, то легко решатся все политические, экономические и социальные проблемы. В противном случае этих проблем не решить. Все хорошо это поняли. Условия содержания в изоляции были противоправны как по международным законам, так и по законам самой Турции. Это была всемирно признанная акция, направленная против несанкционированных атак, ущемления человеческих прав и самозащиты.
Эта акция поставила Турцию в тупик, показала всему миру ее агрессию. Поэтому они и вынуждены были сделать уступки и допустить адвокатов к Оджалану. ЕКПП также была вынуждена ходить по тюрьмам и фиксировать нарушения. Верховный судья лично сказал: «Законы не проблема – адвокаты могут встретиться». Некоторые внешние силы также хотят, чтобы изоляция была снята. Все акции, которые проводятся в тюрьмах, являются легитимными. Турция вынуждена делать некоторые шаги навстречу. Власть должна уважать свои законы.
– Сейчас голодовка прекращена, с этого момента ваша борьба направлена на демократизацию Турции. Как это воспринимается турецким государством?
– Лидер Апо и наше движение в целом неоднократно были инициаторами «прекращения огня». Почему? Потому что Оджалан хочет видеть демократическую Турцию, в которой политические, экономические и социальные проблемы решаются мирным путем.
Однако пока демократии в Турции нет. Там, где нет свободы, нет и демократии. Проблемы лишь усугубляются. В частности, в Турции буквально ведется война против курдов, одновременно это война против демократии. Война будет продолжаться до тех пор, пока руководители не поймут, что все это приведет к развалу страны. За всю свою историю Турция никогда не доходила до такого кризиса. На последних выборах народ сказал: «Нас такое руководство не устраивает, так как они загоняют нашу жизнь в тупик».
Апо видит, что нынешняя политика заходит в тупик. Он вновь обратился к руководству по поводу дальнейших политических переговоров, демократизации и мирного сосуществования. Именно это было заявлено на встрече 2 мая с адвокатами. Он подчеркнул, что пора приступить к диалогу и исключить войну как средство решения конфликтов. Если турецкое государство пойдет на такой шаг, Оджалан готов разрешить все неурядицы. Одностороннее «прекращение огня» – историческая ответственность нашего лидера.
– Сейчас обсуждаются встречи в Имралы: говорят, что курды и ПСР договорились из-за предстоящих выборов в Стамбуле. Очень много манипуляций по этому поводу. Какого ваше мнение о выборах в Стамбуле?
– Эти встречи не имеют никакого отношения к выборам. Слухи о том, что были сделаны определенные шаги ради выборов, не имеют под собой основания. Турция нарушала законы, поэтому и были проведены эти акции. Самозащита – это естественная реакция. То, что кто-то относит наши действия к выборам, это прямая провокация. Хотят ввести курдов в заблуждение в очередной раз. Это дело рук противников демократизации Турции. Курды сами прекрасно понимают подобные провокации.
– Как вы прокомментируете решение о повторных выборах 23 июня? Что ожидает Турцию?
– ДПН – это турецкая партия, и она выступает за демократию в стране. Есть, конечно, у нее и недостатки, но она работает на демократию. Эту стратегию она проявила и на выборах и добилась неплохих результатов. Членов ДПН избрали на должности мэров, губернаторов, но ПСР их не признает. Они далеки от истинных законов, не признают волю народов и права курдов, занимаются самоуправством и беспричинно увольняют градоначальников и чиновников, лишая их полномочий. Против курдов ведется грязная политика.
Избирательные институты 31 марта не признали волю курдов и насильственно назначили своих мэров и губернаторов на территории Курдистана. Если бы против этого выступила оппозиция, то не было бы необходимости в стамбульских выборах. Власть видела, что никто против них не поднялся. Курды должны проявить свою волю, потому что они вновь будут ущемлять права курдов. Уже сейчас они готовятся к этому: перед дверями каждой мэрии усилена охрана, на каждом шагу стоят полицейские и военные. Народ должен восстать против подобного бесчинства.
– На встрече Оджалан говорил о целостности Сирии. После террора ДАИШ руководство Сирии потеряло свое влияние. В Идлибе война ужесточается. Многие наблюдатели утверждают, что имеются тайные договоренности по поводу Шахбы, Идлиба и Лазкии между режимом Сирии, Россией и Турцией. Что вы можете сказать о будущем Сирии?
– Сейчас стратегия лидера Апо направлена не только на курдский вопрос, но и на весь Ближний Восток. Все политики – и в Курдистане, и на Ближнем Востоке – хорошо это понимают, каждый хочет перетянуть курдов на свою сторону, чтобы достичь своих целей. Поэтому сейчас курдский вопрос находится в центре внимания. И не для того, чтобы дать курдам их права и статус, но для осуществления своих интересов.
И лидер Апо, и РПК, и весь курдский народ с большой ответственностью относятся к своим проблемам. И не только к своим, но и ко всем бесправным, которые нуждаются в обретении этих прав. Сейчас и курдский народ и весь Ближний Восток находятся в состоянии войны, эта война создает большие проблемы.
Именно об этом Апо говорит в семи пунктах о Сирии. Что бы там ни происходило между Турцией и Сирией, решение сирийского вопроса осуществимо только демократическим путем.
О чем же в частности сказал лидер Апо? О том, что курды в Северной Сирии никогда не направляли свое оружие против Турции, а наоборот, турки выступают против курдов, угнетая и уничтожая их, поставив их в невыносимые условия. Тому пример – захват Африна. Турецкие власти хотят изменить географию. Словом, Турция является инициатором этих бессмысленных войн против Сирии и курдов. Поэтому нужно, чтобы они оставили Африн.
Однако Турецкие влаасти не собираются отступать от своих принципов. Их встречи с сирийским режимом направлены против курдов и демократических ценностей. Для нас это неприемлемо. Между Россией и Турцией также идет некий нечистоплотный торг, начиная с Африна, Идлиба, Тиль Рифата и заканчивая Алеппо и далее на восток. Россия должна прекратить эти игры и уважать волю народов и систему, образованную на западе и востоке Сирии.
– В Южном Курдистане (Башур) и в Ираке очень много политических проблем. В партии идет раскол и это очень серьезно. Как вы оцениваете ситуацию там и какова роль Национального конгресса?
– Сейчас как Ирак, так и Южный Курдистан (Башур) находятся в тяжелейших условиях, потому что Америка выдвигает против Ирана эмбарго, которое все более ужесточает. А это в свою очередь сказывается на экономике Ирака и Башура – они становятся невольными жертвами отношений между Ираном и США.
Это сказывается на политической ситуации, экономике и на народе в целом. Поэтому как Ирак, так и Башур находятся в состоянии поиска выхода из сложившегося положения. Ирак и Турция устраивают всевозможные встречи, также поступают представители Башура и Ирака. Но пока света в конце тоннеля не видно. Оппозиция Башура пытается найти выход из этого положения, но ничего не получается, потому как у них нет сильного руководителя. Поэтому и происходит раскол между партиями.
Но если Башур создаст Национальный конгресс, то это, несомненно, может оказаться выходом из положения. Сегодня как никогда необходимо объединение всех курдов, и это ответственность каждого из нас. Ситуация, в котором находится Башур, оказывает огромное влияние и на другие части Курдистана. Только сможем себя защитить, только если объединимся.
– В одном из заявлений НСС говорится о том, что со стороны Башура прилетел беспилотник, в результате погибло много людей. Можно говорить о том, что военные самолеты взлетают из Южного Курдистана?
– Мы и раньше говорили, и НСС заявляла, что военные самолеты взлетают из Башура, совершая свои подлые налеты и убивая наших людей. Если это не так, то почему они ничего не говорят в свое оправдание? Мы ждем их ответа, но до сих пор никто ничего не сказал. Значит, мы правы в своих предположениях. Башур не должен помогать Турции, ибо Турция уничтожает нас с помощью своих бомбардировщиков. Свои отношения с турецкими властями они могут строить, но никак не в ущерб РПК и курдского народа.
Они должны сделать определенные шаги в сторону демократии, единства и братства курдов. Только так они могут выйти из сложившегося кризиса. Все знают, что Турция является ярым врагом всех курдов без исключения. Их помощь туркам ставит их в опасную ситуацию.
Наш народ должен строже смотреть на это. Никто не должен служить врагам, то бишь Турции. Враги РПК – это враги курдов.
Все партии Башура и народ в целом должны понимать, что враги РПК также являются их непосредственными врагами. Если они начнут бороться против них, то мы сделаем все от нас зависящее, чтобы помочь нашим братьям. Мы не отвернулись, когда ДАИШ напал на них. Мы и сегодня не оставим курдов Башура в беде.
Акция бессрочной голодовки, которая прошла во всех частях Курдистана, в Европе и в мире, добилась исторических результатов. Многие отдали свои жизни ради этого. Никто до нас еще такого не совершал.
Я хочу еще раз приветствовать всех участников этой акции в лице Лейлы Гювен. Приветствую и всех тех, кто все время морально их поддерживал. Это сопротивление доказало, что борьбой мы можем всего добиться и достичь. Но не стоит успокаиваться и останавливаться на достигнутом. Опасность не миновала. Мы должны еще больше усиливать сопротивление. В противном случае мы можем потерять все наши достижения и самих себя.
Вторник, 30 мая 2019 - 11:30
РОЖНЬЮС / ПРЕСС-ЦЕНТР