Зилан Айдын: Турция не соблюдает свои собственные законы
Вердикт ЕСПЧ о «нарушении» прав Абдуллы Оджалана не исполняется уже 10 лет. Зилан Айдын из ÖHD обратил внимание на «право на надежду».
Вердикт ЕСПЧ о «нарушении» прав Абдуллы Оджалана не исполняется уже 10 лет. Зилан Айдын из ÖHD обратил внимание на «право на надежду».
Комитет министров Совета Европы вновь соберется в сентябре. В повестку дня заседания будет включено решение Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) от 2014 года о «нарушении» исполнения приговора лидера Абдуллы Оджалана к пожизненному заключению без права на условно-досрочное освобождение (право на надежду). Комитет будет следить за выполнением решений и требований ЕСПЧ в связи с этим.
Ассоциация юристов за свободу (ÖHD), Ассоциация по правам человека (İHD), Фонд прав человека Турции (TİHV), Ассоциация современных юристов (ÇHD), Ассоциация гражданского общества в уголовно-исполнительной системе (CİSST) и Фонд исследований общества и права (TOHAV) уведомили комитет 31 июля до начала заседания. В уведомлении они потребовали призвать к внесению «необходимых поправок в законодательство».
«ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА КОНСТАТИРОВАЛ НАРУШЕНИЯ»
Адвокат ÖHD Зилан Айдын рассказала о заявлении, сделанном их ассоциацией. Заявив, что пожизненное заключение с отягчающими обстоятельствами, которое было включено в законодательство как смертная казнь до того, как Абдулла Оджалан был доставлен в Турцию, превратилось в «белую смерть», Айдын подчеркнула, что такая ситуация противоречит основным правам человека.
«По этой причине были поданы заявления в ЕСПЧ. ЕСПЧ также вынес решения о «нарушении». Начало этому положили решения по делу Винтера в Великобритании и по делу Оджалана в Турции. Суд признал противоречащим конвенции содержание человека в тюрьме без права на условно-досрочное освобождение. Суд установил 25-летний срок для тех, кто был приговорен к пожизненному заключению при отягчающих обстоятельствах. По истечении этого срока суд решил пересмотреть их положение», — сказала она.
«ТУРЦИЯ НЕ СОБЛЮДАЕТ СВОИ СОБСТВЕННЫЕ ЗАКОНЫ»
Указав на то, что в Турции не существует нормативных актов, регулирующих «право на надежду» или право на условно-досрочное освобождение, Айдын отметила: «Отбывание пожизненного заключения не является законным. Турция обязалась соблюдать европейские конвенции. Более того, в статье 90 ее собственной конституции говорится, что в случае расхождения между ее собственными законами и международными конвенциями будет применяться международная конвенция. В данном случае Турция не соблюдает свои собственные законы».
«СОДЕРЖАНИЕ УВЕДОМЛЕНИЯ»
Также Айдын напомнила, что после решения по делу Оджалана 18 марта 2014 года ЕСПЧ вынес аналогичные постановления в отношении заключенных Хаяти Кайтана, Эмина Гурбана и Чивана Ботана. Заявив, что, несмотря на то, что с момента вынесения решения в 2014 году прошло 10 лет, Турция не выполнила его, Айдын отметила, что заявление, которое они сделали, также связано с этой ситуацией.
Она добавила: «В декларацию были включены такие вопросы, как отсутствие регулирования права на надежду и невыполнение Турцией этого решения. Кроме того, учитывая время, проведенное г-ном Оджаланом в тюрьме, мы заявили, что для него нет никаких условий в получении права на условно-досрочное освобождение и что это право должно быть предоставлено г-ну Оджалану. Мы также заявили, что пожизненное заключение при отягчающих обстоятельствах несовместимо с правом на надежду, что законы и законопроекты, представленные в парламент, не принимаются во внимание и являются недействительными. Цель этого заявления — сообщить, что пожизненное заключение с отягчающими обстоятельствами противоречит основным правам человека и что Турция действует в нарушение конвенций, под которыми она подписалась».
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ
Заявив, что комитет лишь дважды выносил этот вопрос на повестку дня на заседаниях после 2014 года и давал рекомендации Турции, Айдын отметила, что в отношении стран-членов, не выполняющих рекомендации, могут быть введены санкции. «Первый шаг — предложить им выйти из состава совета. Затем, если решение не будет выполнено, последуют санкции, вплоть до исключения государства из совета. К сожалению, мы не можем сказать, что это выполняется. Пока мы видим, что Европейский совет не пошел на такой шаг. В течение 10 лет не было никаких санкций против Турции. Но мы не в состоянии отступить в этом вопросе», — сказала Айдын.
Подчеркнув, что нарушение Турцией «права заключенных на надежду» — это политическая ситуация, Айдын добавила: «Очень важно, чтобы организации гражданского общества и общественность выступили против этого. В этом отношении необходимо поднять борьбу на новый уровень. Этот вопрос должен быть более детально озвучен и рассмотрен обществом. Именно об этом мы хотели заявить. Комитет не должен исключать этот вопрос из повестки дня. Это также должно быть в повестке дня адвокатов, правозащитников и организаций гражданского общества, таких как мы. Мы не должны отступать от этого. Учитывая, какое возмущение вызывает в обществе это состояние абсолютной изоляции, мы должны усилить борьбу с ним».