Закрытие КПП Тель-Кочер – политическое решение
Закрытие контрольно-пропускного пункта Тель-Кочар оказало значительное влияние на гуманитарную и экономическую ситуацию в регионе и ведение борьбы с ИГИЛ.
Закрытие контрольно-пропускного пункта Тель-Кочар оказало значительное влияние на гуманитарную и экономическую ситуацию в регионе и ведение борьбы с ИГИЛ.
В Сирии продолжается противостояние между Турцией и Россией, которая поддерживает правительство Дамаска, пытающееся оказать давление на Автономную администрацию и настроить народные массы против нее.
Совет Безопасности впервые одобрил передачу гуманитарной помощи Сирии из-за границы в 2014 году и регионы Северно-восточной Сирии получали часть этой помощи, которая предоставлялась беженцам и перемещенным лицам в этом районе через контрольно-пропускной пункт Тель-Кочер, разделяющий регионы северо-восточной Сирии и Ирак.
Однако вето, наложенное Китаем и Россией, больше не позволяет гуманитарной помощи попасть в северные и восточные районы Сирии через КПП Тель-Кочер. В то же время Россия не возражает против доставки помощи даже в районы, оккупированные Турцией и связанными с ней наемниками через контрольно-пропускной пункт Баб-эль-Хава. Некоторые аналитики предполагают, что данная стратегия направлена на подчинение регионов северо-восточной Сирии правительственным силам официального Дамаска, которые являются союзниками России.
Мандат ООН, связанный с доставкой гуманитарной помощи Сирии, истекает 10 июля, и западные страны предоставили новый проект резолюции о продлении мандата, но Москва его категорически отвергает. Международные организации предупреждают о серьезных последствиях, если мандат не продлится, а пограничный переход Тель-Кочер останется закрытым.
Закрытие КПП Тель-Кочер является политическим решением
Сопредседатель управления по внешним связям Автономной администрации северной и восточной Сирии Абдулкарим Омар утверждает, что закрытие КПП Тель-Кочер из-за наложенного Россией и Китаем вето является политическим решением. Он заявил: «Основная цель наложения вето – сделать так, чтобы гуманитарная помощь нашим регионам доставлялась при участии Дамаска. Россия и Китай пытаются восстановить влияние сирийских правительственных сил, что для нас не представляется возможным».
Абдулкарим Омар объяснил, что закрытие контрольно-пропускного пункта Тель-Кочер имеет серьезные гуманитарные последствия для жителей северной и восточной Сирии. В данном регионе проживает более 5 миллионов человек, помимо десятков тысяч перемещенных лиц и беженцев, прибывших на север и восток Сирии со всех концов страны в поисках безопасности и стабильности. Также в регионе находятся десятки лагерей, которые были построены после турецких атак на районы северно-восточной Сирии, которые продолжаются с 2018 года по настоящее время.
Сирийский кризис, длящийся более десяти лет, затронул весь сирийский народ. В результате продолжающейся борьбы за власть между правительством официального Дамаска и оппозицией, поддерживаемой турецким оккупационном правительством, инфраструктура в десятках городах была разрушена, а производство уничтожено. Положение усугубляется введением санкций против упертого правительства Дамаска. Последними из таких являются санкции, введенные в соответствии с так называемым законом Цезаря, и они негативно повлияли на положение всех жителей Сирии.
Последствия закрытия КПП Тель-Кочер
Абдулкарим Омар утверждает, что санкции, введенные против Сирии, непосредственно затронули регионы северно-восточной Сирии, потому что они, являясь частью Сирии, используют в обращении сирийские фунты. Также обострился и гуманитарный кризис в регионе после закрытия контрольно-пропускного пункта Тель-Кочер, особенно после начала распространения в мире коронавирусной инфекции. Омар заявил: «С трудом мы смогли получить специальное оборудование и материалы для борьбы с этой пандемией».
Он добавил: «Международная помощь, выделяемая для регионов нашей страны, измеряется миллионами долларов. Эта помощь передается официальному Дамаску, который направляет ее в регионы далеко не в полном объеме. Во время пандемии коронавируса Всемирная организация здравоохранения не оказывала нам никакой помощи. Всем предоставили оборудование для проведения ПЦР-тестов, а нам нет. Жители региона сильно пострадали от пандемии».
Абдулкарим Омар подчеркнул, что отсутствие помощи со стороны ООН регионам северно-восточной Сирии сказалось на гуманитарной ситуации, особенно в текущем году, который был охарактеризован отсутствием дождей и, как следствие, неурожаем. Это также сильно повлияло на процесс восстановления территорий, недавно освобожденных от боевиков ИГИЛ (организация, запрещенная на территории РФ).
Омар также объяснил, что одними из самых значимых последствий закрытия Тель-Кочера являются широкое распространение коронавируса в регионах на севере и востоке Сирии, большие проблемы с жильем и осложнение ведения борьбы с боевиками ИГИЛ. Он заявил: «Силы демократической Сирии объявили о победе над ИГИЛ, и это действительно является победой с военной и географической точки зрения, но это не означает, что ИГИЛ больше не существует. В нашем регионе существуют десятки связанных с данной организацией ячеек. Кроме того, экстремистская идеология, распространяемая ИГИЛ, все еще присутствует в умах многих людей, поэтому для окончательного восстановления этих территорий необходима поддержка со стороны международного сообщества и помощь нашим проектам».
Очень опасная ситуация
Омар выразил сожаление по поводу того, что международное сообщество не оказало помощи региону: «К сожалению, международное сообщество не сделало то, о чем я ранее говорил. Это создало платформу и возможность для боевиков ИГИЛ возродить свою деятельность на некоторых территориях. Таким образом, закрытие КПП Тель-Кочер не только повлияло на гуманитарную обстановку, но и отразилось на социально-экономической ситуации и борьбе с терроризмом».
Абдулкарим Омар предупредил о катастрофических последствиях, если решение по поводу режима доставки ООН гуманитарной помощи Сирии не будет пересмотрено во время встречи, которая состоится 7 и 8 июля. Он считает, что обстановка очень опасна, а международное сообщество и страны, которые применили право вето, несут ответственность за последствия.
Омар также добавил, что они обсуждают с международными делегациями, прибывающими в регионы на севере и востоке Сирии, грозящие опасности из-за закрытия контрольно-пропускного пункта Тель-Кочер, и отметил, что США, некоторые европейские страны и многие международные гуманитарные организации предпринимают попытки оказать давление на Россию, чтобы она пересмотрела решение о своем вето. В этих действиях дошло до угроз не оказывать России поддержки в вопросе разрешения сирийского кризиса, а также в некоторых других важных вопросах.
Абдулкарим отметил, что в случае, если Россия снова воспользуется правом вето, международное сообщество должно будет искать альтернативные пути доставки гуманитарной помощи в регионы северно-восточной Сирии.