Синан Ок: решение курдского вопроса откроет возможности для экономического развития
Исследователь и писатель Синан Ок считает, что одной из главных причин экономического кризиса в Турции стала трата ресурсов страны на «обеспечение безопасности».
Исследователь и писатель Синан Ок считает, что одной из главных причин экономического кризиса в Турции стала трата ресурсов страны на «обеспечение безопасности».
Писатель Синан Ок, получивший известность благодаря своим последним работам в области экономики и уволенный со своего поста в Турецком институте статистики (TÜİK) в 2016 году по подозрению в «связях с незаконной организацией», поговорил с ANF об экономической ситуации в стране, минимальной заработной плате и переговорах вокруг решения курдского вопроса.
- Каковы, на ваш взгляд, основные причины экономического кризиса в Турции?
- Одна из основных причин этих проблем в Турции – растрата национальных ресурсов, которые должны уходить на общественные услуги, на «обеспечение безопасности». В частности, важнейшим фактором, который напрямую влияет на экономику, является курдский вопрос. Эта проблема назрела ещё во времена Османской империи, а затем и Турецкой республики; теперь она сдерживает экономический рост и препятствует развитию общества, так как значительные бюджетные средства уходят на «обеспечение безопасности» и дипломатические усилия, сглаживающие проблемы. С 1990-х годов курдский вопрос превратился из внутренней проблемы в центральный элемент внешней политики Турции.
- Как курдский вопрос повлиял на внутреннюю политику в стране?
- Курдский вопрос оказал глубокое влияние не только на внутреннюю политику Турецкой Республики, но и на внешнеполитические приоритеты нашего государства. Эта проблема сыграла ключевую роль практически во всех основных дипломатических вопросах, начиная от членства в НАТО и заканчивая вступлением в ЕС. В какой-то момент о курдском вопросе почти забыли в рамках нарративов, отрицающих существование народа курдов. Однако, к 1990-м годам курды начали заявлять о себе, как об активных участниках жизни страны. Хотя процесс мирного урегулирования стал важным поворотным моментом, возрождение «политики безопасности» после 2015 года и прекращение переговоров о мире привели к росту экономических потерь и политических издержек для Турции.
- Как изменился подход ПСР к курдскому вопросу?
- Когда Партия справедливости и развития только пришла к власти, экономическая ситуация в стране была плачевной. Однако, в начале 2000-х годов были предприняты некоторые шаги по решению курдского вопроса, и проблема оказалась в фокусе внимания во внутренней политике. В те дни представители ПСР заручились поддержкой как внутри страны, так и за рубежом, продемонстрировав готовность решить курдский вопрос путем реформ. Однако, после 2015 года мирный процесс остановили, и правительство вернулось к прежнему подходу. С тех пор ПСР использует курдский вопрос, как инструмент легитимации своей внутренней власти и оправдание для утверждения приоритетов национальной безопасности Турции на международной арене.
- О чем говорят экономические исследования и динамика роста минимальной заработной платы в контексте траектории развития Турции после 2016 года?
- После 2016 года экономический кризис в стране усугубился, а покупательная способность минимальной заработной платы значительно снизилась. Например, если в 2012-2014 годах минимальная зарплата гражданина Турецкой Республики превышала 500 долларов, то к 2022 году её уровень снизился до 347 долларов. Эта отрицательная динамика во многом объясняется финансовым бременем внешней политики Турции – в частности, военного вмешательства в события в Сирии. Снижение уровня минимальной заработной платы по отношению к доллару США отражает широкие тенденции экономической неопределенности внутри страны и дипломатической нестабильности во взаимоотношениях турецкого правительства за рубежом. Хотя минимальная зарплата и была скорректирована таким образом, что в 2024 году она должна составлять около 500 долларов, её дальнейшая устойчивость будет зависеть от корректировки процентных ставок и грядущих изменений в экономической политике.
- Как вы оцениваете связь между процессом мирного урегулирования и экономическим кризисом?
- Этот процесс предоставил хорошие возможности для экономического роста, которые нельзя было игнорировать. Так, в период 2012-2014 годов минимальная заработная плата оставалась на уровне выше 500 долларов, что свидетельствовало о положительном экономическом эффекте демократической инициативы по урегулированию. Однако, прекращение этого дипломатического процесса и возобновление политики «безопасности» после 2016 года привели к глубокому экономическому упадку. Этот сдвиг стал триггером для снижения покупательной способности населения и нанес урон долгосрочному экономическому потенциалу страны, затормозив рост. Мы можем сделать вывод, что решение курдского вопроса необходимо не только для укрепления мира в обществе, но и для того, чтобы открыть возможности для экономического развития. Если Турция сможет по-настоящему решить этот вопрос и разобраться с реалиями, затрагивающими положение курдского народа, курдского языка и Курдистана в целом, страна сможет выйти из политической и экономической стагнации.
- Какие решения, способные обеспечить лучшее будущее Турции, вы предлагаете?
- Чтобы преодолеть экономический кризис и достичь стабильности в долгосрочной перспективе, страна должна решить курдский вопрос мирным путем. Это не просто этническая проблема, это нечто большее – краеугольный камень процесса демократизации. Признание существования курдов, курдского языка и Курдистана окажет преобразующее воздействие как на внутреннюю, так и на внешнюю политику Турецкой Республики. Такое решение, основанное на справедливости, равенстве и уважении прав человека, проложит путь к более широким преобразованиям в обществе. Укоренившиеся в Турции проблемы с демократией и правовой кризис могут быть преодолены только в рамках такого подхода. В конечном итоге достойное решение не только решит курдский вопрос, но и послужит процветанию всей страны.
- Каково ваше мнение о роли Абдуллы Оджалана?
- Курдский лидер уже давно признан ключевой фигурой, и он должен принять участие в процессе урегулирования. Как внутренние, так и международные игроки, похоже, признают, что он может сыграть важнейшую роль в решении давних проблем. Однако, речь идет не только о роли одного человека. Мы также говорим о разработке и воплощении на практике всеобъемлющего процесса мирного урегулирования, в котором будет задействовано всё общество. Если Турция действительно возьмет на себя обязательство решить эту проблему, экономические и демократические реформы могут предложить более светлое будущее для всех слоев населения.