Сарсылмаз: пора вынести на повестку вопрос освобождения Оджалана

Адвокат Бедирхан Сарсылмаз сослался на решения ЕСПЧ и сказал: «Прошло уже 25 лет, и необходимые условия для условно-досрочного освобождения г-на Оджалана выполнены».

Международный заговор начался с отъезда курдского лидера из Сирии 9 октября 1998 года и был реализован, когда его выслали в Турцию 15 февраля 1999 года. Начался уже 26-й год с той переломной даты. На данный момент от Оджалана, который находится в условиях полной изоляции в тюрьме строгого режима типа F на острове Имралы, не поступало никаких новостей уже 35 месяцев. Все попытки адвокатов бороться с этой ситуацией в рамках внутреннего и международного права остаются безрезультатными.

Бедирхан Сарсылмаз, один из участников Ассоциации юристов за права и свободу (АЮПС), дал оценку состоянию правовой системы в случае Имралы, режиму исполнения наказаний и последствиям этого положения дел, которые затронули всё общество.

На Имралы применяются отдельные правовые нормы

Изоляция на тюремном острове – метод пытки, убежден адвокат. Сарсылмаз отметил: «Мы говорим о ситуации, когда от заключенного не поступало никакой информации в течение 35 месяцев. Мы знаем, что в период с 2011 по 2019 год г-н Оджалан не имел возможности видеться с адвокатами, и это продлилось 8 лет. Статья 25 закона об исполнении наказаний регулирует право осужденного на встречи с родственниками. Статья 59 того же закона регулирует визиты адвокатов. Мы видим, что вопреки этим четким правовым нормам курдский лидер лишен возможности встречаться как с родственниками, так и с адвокатами. В его случае применяются отдельные правовые нормы».

Ситуация на Имралы влияет на все тюрьмы

Более того, изоляция на Имралы влияет на режим исполнения наказаний напрямую, сказал Сарсылмаз: «Все встречи г-на Абдуллы Оджалана с его адвокатами, состоявшиеся начиная с 15 февраля 1999 года, фиксировались государственными чиновниками. Мы считаем, что это отразилось на законодательной базе следующим образом: после введения чрезвычайного положения в 2016 году в правовые нормы было введено положение о том, что разговоры адвокатов с заключенными могут записываться при определенных условиях. Эта ситуация замалчивалась в случае Оджалана, но с введением этого постановления в 2016 году она стала обыденностью для всех заключенных».

Условия для УДО и право на свободу

Бедирхан Сарсылмаз напомнил, что условия содержания курдских политзаключенных в тюрьме на Имралы противоречат международному праву и национальным законам, однако, Турция до сих пор не сделала ничего, чтобы исправить ситуацию.

Он сказал: «Время идет, и мы видим, что правонарушения в случае Оджалана продолжаются. Он был приговорен к смертной казни в ходе судебного процесса в 1999 году, а затем этот вердикт заменили приговором к пожизненному тюремному заключению на основании положений статьи 17 закона о борьбе с террором. Мы заявляем, что это незаконно. В своем решении относительно Абдуллы Оджалана в 2014 году ЕСПЧ вынес вердикт, что данная ситуация нарушает право на надежду и что этот режим пожизненного заключения с отягчающими обстоятельствами представляет собой очевидное нарушение запрета на пытки, регулируемого статьей 3 Европейской конвенции по правам человека (ЕКПЧ). В правовой практике существует соответствующее решение ЕСПЧ по делу «Винтер и другие против Соединенного Королевства». В этом решении ЕСПЧ постановил, что статус заключенного, получившего пожизненный срок, должен быть пересмотрен через определенный период времени. Суд отметил, что этот период составляет не более 25 лет. Поэтому мы считаем, что такая же оценка должна быть дана в случае Абдуллы Оджалана. 5-й пункт 90-й статьи конституции также предусматривает, что такие ситуации должны регулироваться международными соглашениями. Прошло 25 лет, и мы считаем, что условия для освобождения г-на Оджалана выполнены».

Массовые заявления от адвокатов

Напомнив о заявлении, поданном 22 января в Министерство юстиции от лица 1330 адвокатов из 35 коллегий, выступивших против сложившейся ситуации, Сарсылмаз сказал, что ответа пока не поступало.

Он добавил, что во многих городах Турции проходят акции протеста в поддержку политических заключенных, поскольку правительство бездействует, и сказал: «Мы, адвокаты, подаем все необходимые ходатайства, но, к сожалению, видим, что на данный момент правительство не сделало никаких шагов. Встреч с адвокатами не было в период с 2011 по 2019 год. К сожалению, г-н Оджалан смог встретиться со своими юристами лишь в 2019 году, когда в стране продолжались протестные голодовки, которые привели к гибели 8 человек. Сегодня активисты, объявившие голодовку, тоже начали акцию протеста, требуя прекращения изоляции Оджалана и решения курдского вопроса. Мы видим, что все эти протесты проводились мирными методами».

Изоляция – это политика войны

Изоляция известнейшего курдского политика и мыслителя напрямую связана с тупиком в курдском вопросе, убежден Сарсылмаз: «Г-н Оджалан – ключевая фигура, которая сыграет свою роль в решении курдского вопроса. Причина, по которой его ситуация усугубилась, заключается в том, что режим предпочитает политику войны. В любой ситуации, когда идеи курдского лидера находили отражение в обществе, г-н Оджалан заявлял, что проблема может быть решена демократическими и мирными средствами и что он может предпринять шаги в этом направлении».

Сарсылмаз добавил: «Усугубление изоляции на острове Имралы сказывается не только на курдах, но и на всех жителях страны, а впоследствии затронет весь Ближний Восток. Это государственная политика, и, наблюдая за отношением к политзаключенным и настойчивыми попытками развязать войну, мы видим, что повсюду царит кризис. Это означает, что власти стремятся «решить» курдский вопрос войной».