Салих Муслим: Россия диктует условия Турции

Сопредседатель Партии «Демократический союз» Салих Муслим побеседовал с ANF о ситуации в Сирии после саммитов, состоявшихся в Тегеране и Сочи.

Сопредседатель ПДС Салих Муслим рассказал ANF о встречах в Тегеране и Сочи, возможных перипетиях между Турцией и Сирией, ударах Турции по территориям Рожавы и пересмотре соглашения, заключенного в Адане 20 октября 1998 года.

- Турция продолжает атаковать север и восток Сириибез перерывов. Эта военная агрессия усилилась с 19 июля, после трехстороннего саммита в Тегеране (где встречались Турция, Россия и Иран). Это подняло вопрос о возможных договоренностях. Как вы думаете, существуют ли они?

- Вы должны посмотреть на это с другой стороны: турецкий фашизм ведет войну, которая направлена не только против Рожавы, но и против всего Курдистана, уже семь лет. Он использует свои средства вооружения, танки, проводитполитику геноцида... Они бьют по курдам, используя все, что подвернется им под руку. События в Рожаве – также пример трагических инцидентов, произошедших в ходе этой войны. Это фашистское правительство относится к курдамвраждебно. Из-за этой позиции по отношению к народу курдов Турция готова на все, лишь бы уничтожить их. Она даст любой стороне, с которой заключит соглашение, всё, что та захочет. Турция готова совершить немыслимое, чтобы разгромить курдов.

Многие державы международной арены и НАТО проводят такую политику в отношении курдского населения. Они фактически шлют Турции сигнал: «Делайте для нас то-то и то-то, и мы будем молчать насчет курдов, или даже помогать вам различными способами». Они используют враждебноеотношение Турции к курдам в своих интересах.

На встрече, прошедшей в Тегеране, три державы якобы сели за стол переговоров, чтобы обсудить сирийский вопрос. Никто из них не представляет ни курдов, ни Сирию, все они заняты своими деловыми интересами и представляют лишь себя. Однако они не позволили Турции начать полномасштабную военную операцию, на что та рассчитывала. В регионе между Тель-Рифатом и Манбиджем, куда стремится вторгнуться Турция, присутствует множество сил. Там есть иранцы, русские и другие. Также там дислоцированы местные курдские отряды и подразделения сирийского режима. Так что это очень взрывоопасная ситуация, и именно поэтому Турции не дали «зеленый свет». Турции дали понять, что она может продолжать действовать по-старому. Курдов можно атаковать, нанося по ним удары с беспилотников, используятанки, но широкомасштабная война пойдет во вред всем. После встречи в Тегеране Турция интенсифицировала своиатаки, не делая различий между мирным населениемрегиона и вооруженными силами.

- Может ли возникнуть новая ситуация, когда турецкие войска атакуют, хотя полномасштабное вторжение и не допускается?

- Я думаю, что поведение турецкого противника можно сравнить с поведением дальтоника. Для Турции не имеет значения, зеленый у них «свет» или красный, иногда онипопросту делают то, что им заблагорассудится. СделайТурция что-то подобное, это было бы крайне опасно. Наше население хорошо организовано, и у нас есть необходимый опыт. Все здесь организовано, как того требует ситуация. Если такое нападение произойдет, наш народ не будет молчать и станет защищаться.

- После встречи, прошедшей в Тегеране, состоялся саммит в Сочи. Как сообщали СМИ, его суть была аналогичной. Как вы его оцениваете?

- Саммит в Сочи состоялся всего через 17 дней после переговоров в Тегеране. Это подтверждает мнение о том, что, очевидно, в Тегеране у сторон возникли разногласия. В Тегеране ничего не получилось. Поэтому Путин и Эрдоганвстретились в Сочи. На наш взгляд, в Сочи Путин не только давал советы своему собеседнику, но и отдавал приказы о том, что должна сделать Турция. Конечно, речь шла и о курдском вопросе, и о Сирии, но это только частьпроизошедшего. Были достигнуты соглашения, касающиесяэнергетического сектора – мы полагаем, что обсуждался вопрос атомных электростанций. Русские играют в этомрешающую роль, и Турция, так сказать, упала России в руки, как перезревший плод. Об этом никто не говорит, обсуждается только сирийский вопрос. Было сказано прямо, что проблема с сирийским режимом должна быть решена.

- После саммита в Сочи зазвучали предположения о встрече Эрдогана и Башара Асада. Что задумали Анкара и Дамаск?

- У сирийского режима уже есть планы насчет сирийских курдов. Мы понимаем это, делая выводы из прошлого. После 1970-х годов здесь предпринималось много усилий в адрес курдского населения, здесь намеренно провоцировалидемографические изменения. Сейчас предпринимаются попытки совместить планы турецких властей и сирийского режима с теми интересами, которые преследует Россия. Турции есть, что терять в этой ситуации. Эрдоган отлично это понимает. Но для него это вынужденная ситуация. Если он не согласится, что ему делать? Может ли он напасть? Дело не только в курдах, но и в Идлибе, и во всем кризисе, охватившем Сирию.

- Каковы будут последствия сближения Эрдогана и Асада?

- Турецкий фашизм лжет всем и каждому. Он делал это в Сирии раз за разом. Интересно, сможет ли Эрдогандействительно убедить сирийское правительство с помощью нового дискурса? Удастся ли Турции создать атмосферу доверия к себе? Это кажется весьма сложной задачей. Сирийское правительство представляют не такие глупцы, кто сможет смириться с любым положением дел. Однако, Россия имеет влияние на сирийский режим и может действовать открыто или тайно. Россия может диктовать условия и свести Эрдогана и Асада вместе. Но это будет вынужденная встреча, которая не приведет ни к какому решению ни по сирийским проблемам, ни по курдскому вопросу. Я думаю, что последствия такого поворота событий могут быть опасны. Это можно назватьметафорическим вынужденным браком.

- Министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглузаявил, что десять месяцев назад у него была краткая встреча с министром иностранных дел Сирии. Как вы полагаете, в каком ключе сейчас обсуждается тот разговор, состоявшийся в прошлом, и о чем говорит факт того, что его вспомнили?

- Говорили, что это была просто случайная встреча. Однако,я полагаю, что она была не такой уж случайной. Онипровели беседу, но дело не в этом. Мы знаем, что представители сирийской разведки встречалась с сотрудниками турецкой разведслужбы MIT в Москве и других городах. Если какое-то событие из прошлого становится достоянием гласности сейчас, так происходитпотому, что они хотят увидеть реакцию на него. Заодно это послание в адрес сирийской оппозиции и режима. Но сейчас оно может быть не самым реалистичным.

Есть и другие проблемы. Вопрос Идлиба еще сложнее, чем курдский. У всех на слуху «Хайят Тахрир аш-Шам»*, «Джебхат ан-Нусра»* и другие радикальные группировки. Как Турция намерена искать решение этой проблемы? Это сложные задачи, и поэтому рассуждения о них выглядятнадуманными. Возможно, эти стороны смогут работать вместе по курдскому вопросу, но и это представляется трудной задачей. Сирии было бы непросто попытаться найти военное решение самостоятельно. Хочу добавить, что Автономная администрация северо-восточной Сирии и Силы демократической Сирии (СДС) не позиционируют себя противниками сирийского режима. Они всегда говорили, что рассчитывают решить проблему путем диалога. Однако, если Турция попытается оказать давление на сирийский режим, я не думаю, что это ей удастся.

- В связи со сближением Анкары и Дамаска обсуждается и пересмотр Аданского соглашения. Каким образомможет быть пересмотрено соглашение, предусматривающее военную интервенцию Турции в Сирию?

- Аданское соглашение в любом случае не является официальным. Его пора отменить, а не возобновлять илипересматривать. Но Турции по-прежнему нужен повод, чтобы иметь возможность действовать военным путем на территории Сирии. Это так называемое Аданскоесоглашение – результат сделки между двумя секретными службами. Оно не зарегистрировано в Организации Объединенных Наций и не имеет никакого международного правового статуса. Сирийский народ не знает о нем, его не принимал сирийский парламент. До этих военных ударовсирийское население не знало об Аданском соглашении. Это были секретные вопросы.

Обсуждения обновлений этих договоренностей в текущей ситуации – лишь прикрытие для военной агрессии. То, что Турция называет 30-километровой зоной, – это и есть веськурдский регион. Турция хочет зачистить эти территории от курдов и легитимизировать свои планы оккупации. Ни международное сообщество, ни курдский и сирийский народ не примут подобного исхода. Никто не верит, что этовообще возможно. Фашистское правительство Турции начертило себе карту и сформировало план действий и хочет заняться реализацией неоосманского проекта. Это нереалистично. Курдский народ сопротивляется этому, и ни население Сирии, ни режим не могут принять такую ситуацию.

- Как население северо-восточной Сирии должноотнестись к этим планам геноцида? Какаяответственность лежит на вас?

- Курдский народ доказал свое право на жизнь в борьбе. Он оказывает сопротивление, он хорошо организован. Просто договориться и уничтожить его нельзя. Курды не позволят привести в действие подобные планы. Когда мы говорим о народе северо-восточной Сирии, мы говорим о тех, кто страдают больше всего. Они оказывают сопротивление. Они жили здесь бок о бок в течение многих лет и приняли философию демократической нации. Населениепродемонстрировало свои взгляды и позицию на практике. Народы защищаются, сражаясь бок о бок. Они действуют вместе, и эти связи постепенно развиваются и крепнут. Это характерно не только для северо-восточной Сирии – сейчас все сирийские народы берут пример с местного населения. Заговор Турецкой Республики выплыл на свет дня. Истинное положение дел увидели все.

Сейчас перед нами стоит вопрос: в какой степени мы можем организовать ответные действия на благо сирийского народа? К этому мы и стремимся. Курдский народ должен быть бдителен, помня о планах геноцида. Победа курдов уже близка. Турецкий фашизм будет повержен на этой земле, и курдский народ победит. В ближневосточном вопросе все лежит на поверхности. Турция больше не сможет лгать никому. Я думаю, что с этого момента процесс пойдет в другом направлении.

* - запрещенная в России террористическая организация