Курдистан

Салих Джошкун: право на надежду должно быть безусловным

Глава отделения Ассоциации по правам человека в Ване заявил: «Реализация права на надежду в Турции, безусловно, возможна. Более того, в наших законодательных нормах нет никаких юридических препятствий для применения этого права».

Президент отделения Ассоциации по правам человека (АПЧ) в провинции Ван Мехмет Салих Джошкун побеседовал с ANF о так называемом «праве на надежду» и политике изоляции на Имралы.

Он подчеркнул, что это право вошло в юридический дискурс благодаря постановлению Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), вынесенному в соответствии с Европейской конвенцией по правам человека (ЕКПЧ).

Джошкун сказал: «Впервые право на надежду было представлено в деле, поданном в ЕСПЧ против Соединенного Королевства. В Турции эта норма стала предметом широких обсуждений после вынесения решения по делу Абдуллы Оджалана. По сути, право на надежду – это юридическое решение, гарантирующее, что человек не останется в тюрьме на всю жизнь, не имея никакой возможности выйти на свободу. Постановления ЕСПЧ, а также рекомендации Комитета министров Совета Европы уже призывали турецкие власти внести необходимые изменения в законодательство. Соответствующая правовая база должна быть подготовлена к сентябрю 2025 года. Мы можем определить эти сроки как угодно, но важно помнить, что концепция права на надежду возникла в рамках постановления ЕСПЧ, который признал нарушение статьи 3 ЕКПЧ».

Юридических препятствий для реализации этого права в Турции нет

Наш собеседник добавил, что демократические круги выступали за реализацию права на надежду в течение многих лет: «Однако, после того, как в октябре Девлет Бахчели (глава Партии националистического движения) высказался на этот счет, данный вопрос привлек широкое внимание. Реализация «права на надежду» в Турции, безусловно, возможна, и для этого нет никаких юридических препятствий».

Правозащитник подчеркнул: «В настоящее время ведутся дискуссии о том, будет ли введено правовое регулирование этой нормы после политических оценок и переговоров. АПЧ твердо заявляет, что это право не может быть условным. Оно должно быть включено в нашу законодательную базу безоговорочно. Поэтому сегодня мы призываем Великое национальное собрание Турции (парламент) и все соответствующие институты официально признать и регламентировать право на надежду».

Изоляция Оджалана и других заключенных не прекратилась

Напомнив, что изоляция заключенных в турецких тюрьмах продолжается, Джошкун сказал: «Мы зафиксировали это в наших отчетах. Представители АПЧ посещают как региональные, так и другие тюрьмы. Рассматривая обращения заключенных и выезжая в такие учреждения, мы публикуем отчеты о том, что увидели в их стенах. К сожалению, тюрьмы отражают состояние угнетенного общества. Заключенные лишены даже своих национальных и международных прав, обеспеченных законами. Что касается конкретно товарища Абдуллы Оджалана, мы можем сказать, что, хотя некоторые делегации посещали его, ему по-прежнему не разрешают встречаться с семьей или адвокатами. Визит делегации ПНРД (Партии народного равенства и демократии) в тюрьму на Имралы не положил конец изоляции. К сожалению, мы не можем сказать, что проблема исчерпана. В соответствии с правовыми постановлениями и прецедентным правом ЕСПЧ, для прекращения изоляции узники тюрьмы на Имралы должны использовать все свои законные права. Однако, этого пока не произошло».