Сабри Ок: 15 августа – день, когда разгорелась пламя надежды курдов

Сабри Ок сказал: «Нам удалось». Когда в тюрьме Амеда было принято решение о голодовке, слова товарища Хайри «нам удалось» были перенесены в горы, это произошло 15 августа и стало Днем возрождения.

Член Исполнительного совета Ассоциации обществ Курдистана Сабри Ок дал интервью для ANF в отношении Дня возрождения:

Как и во всех революционных историях, в истории революции в Курдистане есть первые шаги. Есть начала, которые меняют сложившуюся судьбу, останавливают дурной курс и становятся решающими. Эти начала оставили свой след в истории и переломили судьбы народов. Если эти шаги не будут предприняты и желаемые начала не будут реализованы, то ход истории пойдет по совершенно иному пути. Движение РПК вышло на арену истории, чтобы остановить этот плохой ход, изменить сложившуюся судьбу и переписать историю. 15 августа ознаменовал собой новое начало для курдов и Курдистана и начало конца в борьбе с геноцидно-колониальной политикой уничтожения со стороны турецких оккупантов.

ОСНОВЫ ДЕНЬ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Лидер Абдулла Оджалан говорит, что каждый факт притеснения и силы, применяемых в Курдистане с самого начала, приводил к развитию новых волн сопротивления. Такова диалектика развития как нашего народа, так и истории партии. Так было всегда в истории нашей борьбы. По мере развития сопротивления и борьбы угнетениеусиливалось, и перед лицом усиливающегося колониального угнетения всегда возникало сильное сопротивление и лучшая организация. Существует прошлое и почва, на которой основывается 15 августа в Курдистане. Всем, кто более или менее знает историю нашей партии, понятно, что в процесс 15 августа мы вступили не спонтанно, не подготовленными и не оснащенными, напротив, подготовка к нему, который мы называем процессом восстановления и реорганизации, началась с момента выезда за границу и продолжалась непрерывно до 1984 года, и что вся организационная, политическая и практическая работа, по существу, служила этому.

Очевидно, что в этот период кадры были подготовлены к этому в материальном и духовном, интеллектуальном, образовательном, военном и физическом плане.

Наша борьба против гражданских фашистских и коллаборационистских компрадорских сил, вместе с идеологической борьбой, которая была тактикой того периода, когда лидер Абдулла Оджалан закладывал основы борьбы, заставила колониальное государство уже тогда глубоко задуматься и выработать новые меры и новую политику. В этом смысле военное положение было фактически реализовано в то же время с целью воспрепятствовать развитию нашего движения и даже по возможности ликвидировать его. По сути дела, шли интенсивные аресты. Фактически почти все ведущие кадры нашей партии были арестованы до 12 сентября.

ВЫВОД ВОЙСК НА БЛИЖНИЙ ВОСТОК БЫЛ СТРАТЕГИЧЕСКИМ РЕШЕНИЕМ

В этом процессе практика Хилвана и Сиверека была поистине великолепной. Это была очень решительная и напористая борьба против колониализма и их пособников. При всей их самодеятельности их демократическая и национально-освободительная составляющая глубоко и быстро затронула народ. Более того, уже тогда она вела к национальному пробуждению. Когда движение стало быстро расти, геноцидное колониальное турецкое государство, видя, что военного положения недостаточно, перешло к фашизму 12 сентября. Фашизм 12 сентября стал новым процессом не только для нашей партии, но и для всех революционных сил. Были задержаны ведущие кадры нашего движения. Было ясно, какую стратегию и тактику будет использовать против нас враг. Лидер Абдулла Оджалан быстро понял это и разработал соответствующие меры. Когда 12 сентября 1980 г. произошел военный переворот, в то время как все левые группы понесли стратегический удар, для РПК начался новый, более обнадеживающий период. Именно поэтому была применена тактика отхода.

Тактика ухода была важна для нас. Во-первых, важно, что мы решили уйти на Ближний Восток, где шла горячая борьба. Это также было выражением решимости в борьбе. В то же время солидарность с палестинским народом выражала международный характер нашего движения. И самое главное – это проведение всесторонней оценки с точки зрения идеологических, политических, организационных и тактических аспектов нашей борьбы с фашизмом 12 сентября. Это было начало тактического хода, имеющего стратегическое значение в связи с решением, принятым на I конференции и II съезде нашей партии в то время. На этом строилась вся подготовка, вся борьба, все тренировки.

ВДОХНОВЕНИЕ ВЬЕТНАМА

В этом процессе была проанализирована история Курдистана. Почему сопротивление в Курдистане не могло продолжаться долго. Например, преждевременное рождение восстания Шейх Саида, заговор против Саида Рызы и т.д. Обсуждались и делались выводы. Вдохновение и уроки пытались извлечь из примеров мировых революций. Вьетнам был очень горячей революцией. Она до сих пор остается горячей, важной и влиятельной. Мы анализировали вьетнамскую революцию, были очень сосредоточены на ней.

Например, необходимо упомянуть ее в плане оценки или сравнения с «Днем возрождения». В 1968 году в Южном Вьетнаме произошло революционное движение, известное как Тетское наступление. Как известно, Северный Вьетнам был освобожден в 1954 году. Но в Южном Вьетнаме война продолжалась еще много лет. Наступление «Тет» в 1968 году всегда называли переломным моментом или началом конца.  Это было крупное наступление, в нем участвовали тысячи революционеров. Подготовка к нему заняла несколько месяцев. Оно было направлено против американских оккупационных войск. Это был большой шаг, и он был решающим. Поскольку удар был нанесен по оккупационным силам, он сыграл свою роль в определении направления развития событий и ускорении процесса. По сути дела, в течение 2-3 лет американские войска полностью покинули Вьетнам, и борьба привела к победе вьетнамской революции. Но вначале Хо Ши Мин поручил Гиапу начать войну и революцию с вооруженной пропагандистской группой из 34 человек – это была практика, из которой мы извлекли важнейший урок в отношении вооруженных пропагандистских отрядов.

Есть еще «длинный марш» Мао. Мао известен прежде всего этим. Отсюда его тактическое мастерство и глубина. Опять же, кубинская революция более уникальна тем, что Фидель Кастро и его друзья, получив образование в Мексике, попали в засаду в 1956 году, когда хотели войти на кубинскую территорию, столкнулись с войсками Батисты, понесли большие потери, группа была более ста человек, но остались последние 12 человек. Мобилизация этой основной группы из 12 человек привела к Кубинской революции. В течение двух лет, в 1958 году, кубинская революция была осуществлена. Все это, конечно, примеры борьбы и революции за рубежом, из которых мы черпаем силы и делаем оценки.

ПОДГОТОВКА К 15 АВГУСТА

В то время мы уже обсуждали вооруженную пропаганду в стратегии затяжной народной войны. Такой шаг был необходим. Важно было принять решение. Это решение было принято на II съезде нашей партии. Мехмет Карасунгур, сыгравший решающую роль в его реализации, роль авангардного командования, опять же в обустройстве и базировании на территории страны, вместе с Агидом Другом определял направление этого процесса и руководил им. Еще до участия во II съезде они выехали на территорию страны. Они находились в Южном Курдистане, в Загросе. Эти друзья вели подготовительную работу. После конгресса необходимо было развивать войну и сопротивление. Все приготовления должны были быть соответствующими. Однако до этого у многих наших друзей и у нас самих время от времени возникали такие эмоциональные мысли и подходы, мы не до конца понимали глубину и роль этого процесса. Несмотря на это, лидер Абдулла Оджалан всегда подходил к проблемам более глубоко и стратегически грамотно. Я помню, когда произошли героические смерти в тюрьме Амед, были товарищи, которые предлагали угон самолетов, как это видно на примере Палестины – это была известная акция в то время, взрывы смертников, акции типа федаинов – эти акции были очень важной мерой на примере палестинской революции. Партия считала все это важным. Она считала это революционным сопротивлением, духом. Но ведь известно, чем закончились предыдущие восстания в Курдистане. В РПК не должна повториться та же практика. Иными словами, требовался более организованный, более стратегический и более подготовленный шаг. Все для этого было.

После августовского съезда 1982 года группы постепенно ориентировались на горы Курдистана. Как мы уже говорили, решающую роль в этой подготовке сыграли Мехмет Карасунгур и Агид. Первые группы в основном базировались в Лолане. Хотя некоторые из них оставались в других пунктах вдоль границы, Лолан был центральным местом их базирования. Все тренировки и подготовка в Лолане зимой 1983 года были направлены на развитие революционного наступления. Товарищ Шахин Кылавуз подготовил брошюру и оценки по вооруженной пропаганде. Товарищи, добравшиеся до Южного Курдистана, были теми, кто был способен взять на себя ответственность за этот процесс. Соответственно, шли обсуждения и тренинги. Также проводились тренинги и обсуждения по вооруженной пропаганде. В то время была подготовлена первая директива по вооруженной пропаганде. Наша тактика борьбы должна была заключаться в вооруженной пропаганде. Может быть, она не будет в точности соответствовать примеру Вьетнама, но она будет как-то адаптирована к условиям Курдистана. Для этого за основу должны были быть взяты наиболее стратегически важные места в Курдистане, места, где патриотизм был наиболее силен, места и районы, где география была наиболее благоприятна для вооруженной борьбы.

В НАЧАЛЕ 1984 ГОДА СИЛЫ ВОССОЕДИНЯЮТСЯ

В упомянутых нами группах, которые поначалу ограничивались тремя-пятью товарищами, несомненно, обсуждалась ситуация в Курдистане, особенно практика фашизма 12 сентября, сопротивление, оказанное в подземельях против этого, и в основном Мазлумы, Кемалы и Хайрисы. Когда было сказано, что мы будем развивать вооруженную борьбу и революцию в Курдистане, сделав стратегический ход, люди не могли не задаться вопросом: «Возможно ли это, может ли это быть?». Повторится ли история, как это было до сих пор? Действительно ли это возможно? Поскольку люди в это не верили, то и относились к ситуации скептически. В то время еще не было возможности сильно влиять на общество. Например, район Ботана был территорией, где людям было не чуждо ношение оружия. Даже племена были более вооружены и более многочисленны, чем наши группы из трех-пяти друзей. Поэтому их способность быть авторитетом была еще слаба. Так, один из кочеров, который в то время был патриотом, высказал нашим друзьям следующее предположение: «С таким стилем вы далеко не уедете. Вы не сможете создать те разработки, о которых думаете и которые проектируете. Оружие, которое находится в ваших руках, находится и в наших руках. Вас три-пять человек, а наше племя или другие племена более многолюдны. Поэтому у вас нет авторитета. Если вы хотите, чтобы народ вам поверил, чтобы вы были авторитетом, чтобы создать психологию у противника, поезжайте в Первари, поезжайте в другой район. Побудьте там час или день. Тогда ваш голос будет распространяться повсюду, вас будут узнавать. Те, кто вас любит, будут с вами, а те, кто не с вами, будут немного бояться. Другими словами, будет развиваться ваше доминирование». Несомненно, это были правильные выводы, сделанные на основе собственного жизненного опыта. Так и случилось. Те первые вооруженные пропагандистские отряды, небольшие подразделения, не могли реально оказывать большого влияния и веса на общество, разве что в качестве простых наблюдателей за подготовкой и некоторого контроля над местностью.

По этой причине в начале 1984 года было решено вновь собрать все силы и оценить сложившуюся ситуацию. В этом процессе больше был заинтересован друг Аббаса. В Южный Курдистан приехали и внутренние группы. На заседаниях руководства уже принимались решения и давались оценки. Проделанной предварительной работы было уже достаточно. Было бы повторно настаивать на большем с небольшими группами по три-пять человек и продолжать ту же работу. Это даже отбросило бы назад то движение и тот шаг, о котором мы думали, это имело бы негативный эффект. Той работы, которая была проделана, было достаточно для каких-то более масштабных целей, для каких-то более эффективных шагов. Поэтому с более организованной и большой группой товарищей было начато вмешательство или новый процесс в практику страны, то есть в практику северном Курдистане.

ООК, ФАКТИЧЕСКИ СФОРМИРОВАННЫЕ В ЭТОТ ПЕРИОД

На этой базе и в этот период были сформированы первые вооруженные пропагандистские группы. Вооруженный пропагандистский отряд 14 июля был направлен в район современного Ботана. Отряд 21 марта был направлен в основном в район Джоламерге (Хаккари) и Шемдинли, а  отряд 18 мая – в район Чатак-Ван. Организация армейского ядра из этих трех отрядов вооруженной пропаганды фактически являлась армейским ядром в тот период, когда милитаризация рассматривалась как цель этой деятельности и формировались силы. Но это не афишировалось.

В этот период фактически была сформирована ООК, которую мы позже назвали Отряды освобождения Курдистана (ООК). Эти отряды занимались работой, подходящей для вооруженной пропагандистской деятельности на своих участках. Позже они объединились и объявили общественности, что они организованы как ООК с известным выходом 15 августа. Иными словами, в апреле-мае 1984 года наша организованная вооруженная пропагандистская работа приобрела более квалифицированный вид в результате деятельности 1983 года.

Нашей основной организацией, нашим основным стилем работы была вооруженная пропаганда. Организация наших сил вооруженной пропаганды состояла из трех отрядов. Каждый отряд состоял из трех отделений. В нем были командир и заместитель командира. Вооруженная пропаганда имеет три основные задачи: во-первых, привести в страну партийные организации, заполнить политико-организационный вакуум, образовавшийся в период вывода войск. Создать условия для минимальной организации партии в стране. Во-вторых, создать почву для партизан, подготовить минимальные условия, необходимые для начала вооруженной борьбы, наладить связи среди населения, создать районы базирования, сбора разведданных и материально-технического обеспечения, изучить страну, определить основные и второстепенные районы, на которые можно опереться, и т.д. В-третьих, создание минимальных условий для организации фронта, охвата масс той деятельностью, которую он будет проводить, и установления политического влияния в народе. Сюда можно отнести создание условий для объединения народа в рамках Национально-освободительного фронта, отражение в виде пропаганды и агитации разрабатываемых для этого партизанских действий, вовлечение народа в ряды революционной борьбы; тем самым создание минимальных условий для организации фронта, в котором могут участвовать различные классы и слои, и организация возникающих при этом отношений.

ВООРУЖЕННАЯ ПРОПАГАНДА В ПАРТИЗАНСКОМ СТИЛЕ

Кроме того, хотя основной задачей не является развитие вооруженных действий, в число их обязанностей входит также уничтожение ограниченного числа сил противника, когда есть такая возможность, наказание агентов и осведомителей, мешающих развитию. Но главная ее задача – вести работу по базированию, организации и подготовке к вооруженной борьбе. Поэтому партия обязана нести политику национального освобождения в народ, повышать в этом смысле сознательность нашего народа, разоблачать врага. Причина, по которой нам нужна вооруженная пропаганда, причина, по которой партия впервые вступила в страну с вооруженной пропагандой; в то время не было партизанской организации и партизанской военной силы и условий, которые бы непосредственно осуществляли нашу военную линию в практике страны. Потому что партизанская война должна опираться на определенную массовую силу, на определенную организацию, базирование и инфраструктуру. Поскольку эта инфраструктура не была создана, предпочтительнее вооруженная пропаганда. В то время не было почвы ни для партизанской войны, ни для восстания. Население Курдистана далеко не всегда даже в достаточной степени знает нашу партию. Информированность противника слабая, дезорганизация достигла своего пика. Поэтому в силу отсутствия условий для восстания партизанский стиль вооруженной пропаганды служит для выработки стратегии затяжной народной войны. Собственно говоря, как показала практика последующих лет, вооруженная пропаганда сначала вела к развитию вооруженной борьбы и постепенно дошла до партизанской, а развитие партизанской привело к гражданским политическим народным восстаниям, серхильданам. С выполнением минимальных условий в политико-организационном смысле период, который мы называем периодом вооруженной пропаганды, в значительной степени закрывается и сменяется партизанщиной.

ПЕШИЕ ВОССТАНИЯ

Следует сказать еще несколько слов о значении вооруженной пропаганды. В России определенную роль играла газета «Искра»; мы знаем, что «Искра» выполняла задачи организации, пропаганды и агитации, что она была элементом просвещения и что в этом смысле она являлась основным инструментом большевистской организации, преодолевая разрыв между партией и массами. Значение и роль вооруженной пропаганды, которую мы вели в Курдистане, можно сравнить со значением «Искры», которая издавалась в России в то время, когда она применялась. Мы называем нашу «Искру» «ногами», и она имеет интенсивную образовательную и воспитательную задачу. В практическом процессе видно, что вооруженная пропаганда осуществляла деятельность в соответствии со своей функцией, и события развивались под влиянием этой деятельности.

Другое дело, что в то время у нас не было возможности обратиться к массам с помощью газеты, радио и т.д. Уровень грамотности людей, их культурный уровень и отношения с колонизаторами не позволяли этого сделать. Поэтому есть только один способ достучаться до масс – это использовать человеческий фактор. Иными словами, даже самая незначительная работа должна выполняться человеческими руками. Наши вооруженные пропагандистские группы состоят из подразделений, способных выполнять такие задачи, как организация, агитация, пропаганда, базирование, материально-техническое снабжение, развитие фронтовой работы в предварительной форме и т.д. и т.п. Те, кто занимается этой деятельностью, уже являются наиболее компетентными кадрами партии. Именно поэтому первая серьезная схватка с врагом будет начата именно с них, и именно они будут оказывать решающее влияние на весь последующий процесс. Это ядро либо сработает правильно, интегрируется в народ и добьется успеха, либо, если оно не сработает, его шансы на выживание уменьшатся. В этом смысле вооруженная пропагандистская работа имеет жизненно важное значение как для нашей страны и нашего народа, так и для нашей партии. Иными словами, если в истории нашего народа откроются новые горизонты, если наш народ будет приобщен к возвышенным достоинствам человечества, если он будет вырван из тысячелетней тьмы и вынесен на свет, то именно наши вооруженные пропагандистские группы зажгут первую искру этого, начнут великий и неизбежный момент расплаты в подлинном смысле слова.

НАШИМ ПРОПАГАНДИСТСКИМ НАЧАЛОМ СТАЛО СОПРОТИВЛЕНИЕ В ТЮРЬМЕ В ДИЯРБАКЫРЕ

Естественно, что в Северном Курдистане увеличилось количество вооруженных пропагандистских групп. Теперь каждый район, где они присутствовали, мы можем назвать провинцией. В каждой провинции было по 30-40 товарищей. Теперь мы проводили открытые встречи с жителями деревень и просвещали общество о том, какую борьбу мы будем вести. Единственным нашим пропагандистским элементом, аргументом или самым главным было сопротивление в тюрьме Диярбакыра. Хотя многие революционные группы оказали определенное сопротивление, РПК быстро восстановила свои позиции, несмотря на то, что она была в значительной степени нейтрализована фашизмом 12 сентября. Была определенная пропаганда по этому поводу. Была пропаганда, что это будет отомщено, что движение способно на это, что оно готовилось и тренировалось годами, что у него есть средства, что главное, чтобы народ тоже принял участие, чтобы народ получил свои обязанности и ответственность, чтобы он получил национальное сознание и патриотическое сознание.

Конечно, было волнение, общество было возбуждено, хотело большего и радовалось. Но, как мы уже говорили, в их сознании было и много вопросов. Они впервые столкнулись с такой амбициозной организацией и друзьями. Предыдущий опыт и примеры были не слишком обнадеживающими. Ведь все восстания и сопротивления жестоко подавлялись, и каждое восстание и сопротивление длилось несколько месяцев, в крайнем случае – год. Интересно, а те, кто ведет у нас эту пропаганду, тоже будут ликвидированы за такое короткое время? Может быть, враг повернется к ним лицом и уничтожит их, как это уже было в истории? Если их ликвидируют, то какая беда постигнет нас? Об этом они не переставали думать. С другой стороны, они действительно думали о том, удастся ли им продвинуть и развить этот процесс настолько, насколько они амбициозны. Даже создание таких вопросительных знаков в сознании людей было важным событием и важной ситуацией для нас.

ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ 15 АВГУСТА

В связи с этим процесс подготовки получил некоторое развитие. Мы можем назвать его процессом подготовки к 15 августа. Объективно он начался с 1-й конференции, завершился 2-м съездом партии в образовательном аспекте, а на последующих этапах принял форму базирования в стране и организации небольших групп, а затем и вооруженных пропагандистских групп лично. Конечно, мы всегда испытывали при этом волнение и тревогу. Были предложения, рекомендации, обвинения, опасения и т.д., особенно со стороны не наших групп. Но на все эти негативные ситуации лидер Абдулла Оджалан старался отвечать теми перспективами, инструкциями, решениями и тренировками, которые он постоянно вырабатывал и которые достигли определенной стадии развития. Работа, проводимая с крупными вооруженными пропагандистскими группами, также переживала повторение. Выполнять такую работу означало бы повторяться. Для этого необходимо было разработать различные тактические действия, обеспечить текучесть революции, сделать ее непрерывной.

Агид осознавал эту ситуацию и находился в поиске. Мне рассказывали товарищи, что однажды в Ботане, когда товарищи пришли к Агиду, они увидели, что он один и не в очень хорошем настроении. Когда товарищи спросили его, почему, он объяснил следующим образом: «Мы не можем развить движение при нашем нынешнем стиле действий. Мы слишком робки, мы идем в деревню или к семье, незаметно днем и очень скрытно ночью. Когда мы уходим, семья волнуется, и мы тоже волнуемся. Семья боится, что нас никто не увидит, и мы тоже боимся, что нас никто не увидит. В результате мы можем увидеть человека или семью раз в сутки или раз в два-три дня. В этой психологии тревоги, насколько мы объяснимся, настолько они нас поймут и разберутся.  В таком виде, в таком стиле, в такой борьбе невозможно создать великие события». Друзья обсуждают это. Друг Агид говорит: «Мое предложение или мнение таково, что этот стиль должен быть преодолен. Сейчас нужно объединить силы и взять под свой контроль на день или на несколько часов такое место, как Улудере, например, и нанести там удар по врагу. Если это произойдет, то и уверенность в себе у движения повысится, и патриотическое сознание и чувство разовьется. Появятся даже сочувствующие и примкнувшие к движению, и мы станем авторитетом. Мы действительно начнем процесс». В свое время друг Агида говорил что-то подобное. Если не ошибаюсь, это было даже оформлено в виде доклада и отправлено в движение. Уже через два месяца руководство движения оценило ситуацию и приняло решение о реализации «Дня возрождения».

Об этом тоже надо сказать. Лидер Абдулла Оджалан всегда говорил нам об этом. День возрождения мог состояться раньше. Если бы процесс Южного Курдистана был лучше оценен, если бы время было лучше и организованнее, то День возрождения мог бы начаться несколько месяцев или даже год назад. Несмотря на трудности и невозможности, это можно было бы реализовать. Однако в указанный нами срок, в середине 1984 года, в конце весны или в середине лета, руководство движения оценивает развитие событий, вызванных вооруженной пропагандой, организационную ситуацию, заинтересованность народа в этом процессе, события в Турции и Курдистане, события в регионе. На основе проведенной подготовки оно приходит к выводу о необходимости и обязательности исторического хода.

ОПРЕДЕЛЕНЫ ЦЕЛИ КАК ВО ВНУТРЕННИХ, ТАК И В ПРИГРАНИЧНЫХ РАЙОНАХ

Мы были с Агидом, когда до нас дошла эта информация. Мы предложили совершить рейд в такое место, как Улудере. Друзья решили совершить набег сразу на три места. Одним из них был Эрух. Одно – Шемдинли. Другое – Чатак. Эрух находился немного дальше вглубь страны, вдали от границы. Причина выбора Эруха заключалась в том, чтобы показать противнику, что у нас есть возможность проводить акции и атаки и во внутренних районах страны. Поэтому важно было воодушевить народ, подчеркнуть его патриотические чувства и создать такое психологическое давление на противника. Ведь впервые противник начал захватническое движение против южного Курдистана в мае 1983 года. Пропагандистский аргумент, который он разработал в то время, звучал так: «Вдоль границ бродят сепаратистские террористические организации, мы не дадим им жить» и т.д.

В этой связи следует отметить, что операция, начатая в 1983 году, с некоторыми ударами сошла на нет. Мы имеем в виду, что этот шаг не на границе, а внутри страны, в таком месте, как Эрух, несомненно, произвел бы эффект на противника. Противник подумал бы, что эти люди организованы в этих внутренних районах, у них есть база, у них есть связи с населением, у них есть базы, у них есть подготовка. Они развились на этом уровне, они начинают войну на этом уровне. Это оказало бы влияние на противника. Чатак оказал бы такое же влияние. Шемдинли – это немного другое. В Шемдинли был силен патриотизм, были знакомые патриоты и связи, хотя и раньше было много недостатков. Акция в Шемдинли могла бы быть эффективной в Загросе, который мы называем треугольником. В этом смысле эти районы были определены таким образом. Они были выбраны в качестве целей именно таким образом. Это было действительно правильно. Потому что в противном случае противник сделал бы пропаганду, сделал бы что-то, что минимизировало бы и уменьшило бы вес движения, значение и важность акции, сказав, что они пришли извне, выпустили несколько пуль и ушли.

ВЫ СДЕЛАЕТЕ ТО, ЧТО СДЕЛАЛ ПРОМЕТЕЙ

14 июля Командиром подразделения вооруженной пропаганды стал товарищ Агид, который также являлся ответственным товарищем в стране. Он собирался реализовать планы Эруха. Товарищ Агид вел интенсивную подготовку в Ботан-Эрухе. В течение нескольких дней он проводил тренировки в этом направлении. Кадровикам и бойцам, которые будут участвовать в акции, подробно объяснялись ее масштабы и значение. Опять же, не обошлось без духовной и психологической подготовки. Велась подготовка к акции и в практической области: разведка, разведка, география, базирование, районы отвода войск после акции и т.д. Иногда в разговорах мы шутили, мол, Гиап знаменит, он начал борьбу во Вьетнаме с вооруженным пропагандистским отрядом в 34 человека. Он заложил основу для 30-40-летней борьбы с американцами, японцами и французами. Гиап был небольшого роста и коренастый. Его друг был немного похож на него физически. Мы говорили Агиду, что ты сделаешь то, что сделал Гиап. Агид очень остро переживал волнение, ответственность и серьезность этого. Когда мы прощались с ним в последний раз, мы прощались именно так.

Нападение на Эрух было реализовано не с 34 людьми, а с близким к этому числом. 21 марта Абдулла Экинчи, командир Вооруженного отряда пропаганды, в тот же день и в то же время с большим успехом осуществил нападение на Шемдинли. Вооруженному отряду пропаганды 18 мая не удалось провести акцию в Чатаке. Ответственность за это нес Терзи Джемаль. Он говорил: «Мы не могли этого сделать, мы не могли этого сделать», приводя различные отговорки и оправдания. В результате нападения Союза вооруженной пропаганды на Эрух 14 июля и нападения Союза вооруженной пропаганды на Шемдинли 21 марта были провозглашены Отряды освобождения Курдистана (ООК). Эти акции, нанесшие серьезные удары по геноцидно-колониальным государственным силам, и пропагандистская работа с народом оказали большое влияние во всех областях.

Друзья рассказывали, что лидер Абдулла Оджалан находился в состоянии большой тревоги и сильного эмоционального накала до тех пор, пока не получил известие в ночь проведения акции, а когда получил известие о том, что акция прошла успешно, глубоко вздохнул и сказал: «Мы добились успеха». Когда в подземелье Амеда было принято решение о смертном приговоре, слова Хайри «мы добились успеха» были перенесены в горы вместе с Днем возрождения. Теперь флаг сопротивления будет развеваться на пиках гор. Подготовка к акции 15 августа уже была развита благодаря духу сопротивления 14 июля и сопротивлению Мазлума Догана, Мехмет Хайри Дурмуш, Кемаль Пир, Акиф Йылмаз и Али Чичек. Поэтому флаг победы сопротивления подземелья, с честью и успехом выполнившего эти обязанности и ответственность перед лицом истории и общества, теперь будет развеваться на вершинах гор. В этом смысле 15 августа 1984 года в истории Курдистана была открыта новая страница и положено новое начало.

РЕВОЛЮЦИЯ В КУРДИСТАНЕ ПРОДОЛЖАЕТСЯ

Не сводя победу 15 августа только к вооруженной борьбе, лидер Абдулла Оджалан всегда считал и ценил ее не только за это. Его всегда волновало ее идеологическое измерение, проверенная на практике политика и стратегия, тактика, открывающиеся возможности в международных отношениях, воздействие на противника, степень влияния на общество, он оценивал ее в исторической перспективе. После 15 августа все было не так, как прежде. Враг обрушился на наше движение с большой яростью. Тогда они говорили: у них один день жизни, мы их прикончим за 72 часа, им пришел конец, они осаждены, оказывая невероятное психологическое давление и действительно мобилизуя все свои силы, и немного вдохновленные историей, они действовали с самодовольством, которое она давала. Но когда он понял, что это совсем не так, он увидел всю серьезность и серьезность ситуации. Он начал разрабатывать соответствующую политику и подготовку.

После 15 августа противник в течение нескольких недель фактически не реагировал на действия противника. Они отступили на заставы и бездействовали. Но и революционное движение было неопытным и не делало шаг за шагом. Друзья тоже вели себя осторожно, прикидывая, как они на нас выйдут. Пока друзья пытались понять, что думает и что хочет сделать противник, он был обездвижен беспокойством и тревогой о том, какие атаки последуют за этим великим историческим шагом. Такая ситуация существовала недолго.

Народ же, напротив, использовал этот процесс с пользой для себя. Были и те, кто говорил, что революция закончилась. Рассказывали о солдатах, которые приходили в деревню и говорили: «Здесь мои друзья, зачем вы сюда пришли?», а потом сразу же возвращались. Группа друзей рассказывала следующее: вечером 15 августа они пошли к кочерам в высокогорье, собрали всех при свете фонаря и зачитали молодым людям, женщинам и мужчинам декларацию от 15 августа. Когда «Би-Би-Си» передала новости об Эрухе и Шемдинли, нашлись люди, которые стали танцевать говенд (курдский национальный танец), и до самого утра испытывали восторг и волнение. Это вызвало энтузиазм и оказало сильное влияние на людей и общество. Важно было развить это движение дальше и сделать его устойчивым.

Кто-то назвал 15 августа «первой пулей, выпущенной в темноту». Кто-то назвал его «началом революции в Курдистане». Кто-то назвал это «моментом, когда рухнули стены страха». Кто-то назвал это «уничтожением суверенных форпостов в менталитете». Все это были очень содержательные и ценные описания. Все они были правильными. Противник тоже начал понимать, в чем суть этого движения и чего хочет добиться партия. Он тоже стал делать все свои приготовления не в короткие сроки, а с более стратегическими мыслями. Стратегия движения в то время была стратегией длительной народной войны. Это было введение, начало. Условия Курдистана были другими. Это не была революция, которую можно осуществить за два года, как, например, «Сьерра Маэстра» на Кубе. Помимо вьетнамского патриотизма, личность, созданная врагом в курдистанском обществе, ассимиляция и интеграция, применяемые врагом, были совсем другими. Условия революции в Курдистане были иными, это была революция со своими важными особенностями и трудностями. Отсюда ее огромное значение, которое сохраняется до сих пор.