Магда Тагдашьян – армянская писательница и журналистка из Аргентины. Она является представительницей армянской семьи, которая уже третье поколение живет в Аргентине. Тагдашьян также является автором трех книг: «Не забывай меня, Арменохи» (2016 г.), «Армянский дух» (2020 г.) и «Рожава» (2021 г.). Магда – активистка армянской общины Аргентины и во всем мире и работает в различных сферах журналистики и литературы. Наше агентство взяло интервью у армянской писательницы, в котором та рассказала о своем новом романе и поделилась своим мнением о последних событиях в Рожаве и Армении.
Геноцид армян и этническая чистка курдского народа
Писательница видит сходство между тем, что произошло с армянами в 1915 году (геноцид, совершенный Османской империей), и тем, что сейчас происходит с курдским народом, который является объектом нападений со стороны прямого наследника Османской империи – Турции. Она заявила: «Геноцид 1915 года навсегда останется открытой раной. Таковыми являются и все акты геноцида, которые официально еще не признали (например, геноцид в Шенгале). Эрдоган пытается вернуть времена султаната с помощью оккупации территории соседних стран и нападений на курдский народ во всех четырех частях Курдистана».
Писательница считает, что сотрудничество всех народов региона является лучшим способом победить фашизм: «Сегодня у курдов и армян есть общий враг – режим Эрдогана, которому никто не может или не хочет противостоять».
Молчание международного сообщества по поводу геноцида армян и этнической чистки курдского народа
Тагдашьян полагает, что курдский народ постигла та же трагедия, которая случилась с армянами в 1915 году. Она подтверждает, что политика Эрдогана является прямым продолжением политики Османской империи, особенно это касается дискриминации по этническому или религиозному признаку. Она подчеркнула: «Международные организации, правозащитные неправительственные организации и международное сообщество в целом продолжают хранить молчание и демонстрируют такую же бесстрастную реакцию, как и в 1915 году, когда Османская империя убила более миллиона армян и совершила акт геноцида. Курдский народ столкнулся сейчас с той же угрозой, потому что пока нет осуждения действий Турции ни со стороны международных лидеров, ни со стороны ООН или международного сообщества».
Писательница из Аргентины считает, что причиной этого молчания являются общие политические интересы большинства международных держав с Турцией, а также турецким лобби, которое пытается переключить внимание всего мира на другие вещи, связанные с этой страной, чтобы все страны забыли про жестокие действия турецкого государства. По этому поводу Тагдашьян сказала: «Во время геноцида армян не было международного осуждения, но не было и средств коммуникации, которые есть сейчас. Осуждение геноцида армян прозвучало спустя десятилетия после его выполнения, но теперь мы видим то же самое. Преступления, совершаемые турецкой армией, не прекращаются, а этнические чистки курдов мы можем наблюдать в прямом эфире в разнообразных социальных сетях и по телевидению, но, к сожалению, на это все равно нет никакой реакции со стороны международного сообщества».
Магда Тагдашьян продолжила свою мысль: «Турция имеет в своем распоряжении хорошие коммуникационные инструменты. Турки демонстрируют искаженную картину своих внешнеполитических действий, так как они показывают Эрдогана ангелом, а страну раем для СМИ и всех политиков. Мы видим это в виде турецких сериалов, которые получили высокое распространение в мире в последнее время, а также в виде призывов к высокопоставленным журналистам и политикам провести отпуск в стране. Таким образом, Турция пытается заретушировать свои преступления. Политика Турции заставила замолчать многие СМИ и политиков. Лично я получила приглашение посетить страну и провести там свой отпуск, чтобы написать о местной политике, но я отказалась. Но мы не должны забывать, что многие политики и работники СМИ принимают эти приглашения, и свидетельством тому является прибытие группы журналистов в оккупированный город Африн. Они полностью проигнорировали преступления, совершенные там Турцией как против женщин, так и против гражданского населения в целом».
Реакции международного сообщества практически нет
Магда Тагдашьян раскритиковала позицию международного сообщества в отношении актов геноцида, совершенных оккупационным турецким государством против курдов: «Реакции международного сообщества практически нет. Хотя в мире насчитывается 40 миллионов курдов, они считаются меньшинством на Ближнем Востоке. Курды создали в Рожаве самостоятельное государственное образование, находящееся под постоянной угрозой нападения. У них есть своя армия, но они не получают поддержки ни от кого, так как Соединенные Штаты и Россия находятся под давлением со стороны турецкого государства. Армения – очень маленькая страна, которая пытается выжить. О ней редко говорят в СМИ. Вот почему курды и армяне должны объединиться и вместе сражаться с общим врагом, которым является Эрдоган».
По поводу недавних атак турецкой армии на Тель-Тамир и ассирийские деревни писательница сказала следующее: «Эрдоган действует согласно неоосманской политике, которая является продолжением той политики, которая привела к геноциду 1915 года. Режим в Рожаве является образцом не только ведения вооруженной борьбы, но и борьбы идеологической. Эрдоган чувствует, что Рожава угрожает его идеям и благополучию неоосманского проекта, который начали воплощать в жизнь еще его предшественники и который он сейчас продолжает реализовывать. Эрдоган видит в революции Рожавы, а также в новой роли женщин угрозу для своих патриархальных и радикальных идей».
Писательница также попыталась на примере Рожавы построить мост между курдами и армянами, чьи отношения исторически иногда были противоречивыми, но в последние годы стали нацелены на сближение.
Представительницы женских отрядов самообороны – героини Рожавы
Борьба курдских женщин з свободу на севере и востоке Сирии давно привлекла внимание писательницы из Аргентины. Она начала читать о них в 2014 году, когда первые новости появились в международных газетах и на телеканалах, так женские отряды самообороны начали вести вооруженную борьбу с наемниками ИГИЛ (организация, запрещенная на территории РФ).
Образы этих вооруженных женщин в военной форме, стоящих посреди пустыни с ружьями наготове, казались писательнице отражением рассказов из ее детства, в которых фигурировали ее предки и сцены Первой мировой войны. Поэтому она и решила написать о курдских женщинах и их героизме, который те проявили, чтобы добиться соблюдения своих прав, а также противодействовать терроризму, угрожающему всему миру.
Я очарована курдскими и езидскими женщинами
Армянская писательница продолжила свою мысль: «Когда я пишу о борьбе курдских женщин на севере и востоке Сирии, я чувствую, что пишу о борьбе, которую, к сожалению, не смогли вести мои предки против Османской империи, поскольку они стали жертвами геноцида армян 1915 года. Я очарована этими курдскими и езидскими женщинами и полностью одобряю их цели: месть за своих сестер, которые были сожжены заживо, изнасилованы или проданы как рабыни, месть тем, кто убил их отцов и сестер. После написания своих первых двух романов я мечтала написать именно о Рожаве, курдском и езидском женском движении против ИГИЛ, режима Башара Асада в Сирии и режима Эрдогана в Турции».
В своем романе писательница делает главной героиней молодую армянку, которая отправляется в Рожаву на поиски своих предков, но пополняет ряды местных женщин-бойцов. Она заявила: «Я увидела необходимость рассказать о женщинах, которые борются против патриархата – системы, главенствующей сейчас в мире с целью уменьшения роли женщин в обществе. На протяжении всей истории женщин заставляли молчать и называли ведьмами. В своем романе я рассказала об Арин Миркан и о многих других людях, которые пожертвовали собой, чтобы уничтожить джихадистов, а также о массовых убийствах езидских женщин».