Курдская модель мира: Надин Маенза о самоуправлении в северо-восточной Сирии

Надин Маенза, одна из ведущих защитниц международной религиозной свободы, рассказывает о своей недавней поездке в северо-восточную Сирию в эксклюзивном интервью MedyaNews.

Надин Маенза проливает свет на важнейшие гуманитарные проблемы, военные действия Турции в регионе и роль США и международного сообщества в этих сложных геополитических событиях.

Надин Маенза – защитница религиозной свободы на международном уровне. С 2018 по 2022 год она занимала пост председателя Комиссии США по международной религиозной свободе. Недавно г-жа Маенза посетила северо-восточную Сирию – регион, который серьезно пострадал от военных ударов со стороны Турции. Она встретилась с представителями Автономной администрации (местных органов самоуправления) и Сил демократической Сирии (СДС), заявив в ходе беседы о настоятельной необходимости международного вмешательства. В этом интервью с правозащитницей мы коснулись сделанных Маензой наблюдений, обсудили геополитические последствия действий Турции, роль США и международного сообщества, а также рассмотрели будущее охваченного войной региона.

- Не могли бы Вы подробнее остановиться на основных целях Вашего недавнего визита в северо-восточную Сирию, особенно в свете последней военной кампании Турции, и поделиться основными выводами, которые Вы сделали в ходе встреч с представителями Автономной администрации и СДС?

- Партия «Сирия будущего» пригласила меня посетить этот регион, и я подумала, что это хорошая возможность увидеть, как люди восстанавливают свои города после более чем 200 авиаударов со стороны Турции. Видеть больницы, школы, водопроводные станции, электросети, разрушенные турецкими авиаударами при полном отсутствии международного резонанса было больно. Мне удалось поговорить с некоторыми местными лидерами и простыми гражданами, и все они выразили твердую решимость остаться и продолжать строить это общество. В северо-восточной Сирии приветствуют всех, независимо от этнической принадлежности, религии или пола. Но я ощутила разочарование тем фактом, что международное сообщество не поддерживает их.

- Какие конкретные действия, по Вашему мнению, должны предпринять США, чтобы остановить атаки Турции, и, учитывая, что Вы назвали действия турецкого режима военными преступлениями в соответствии с Женевской конвенцией, какие пути Вы рекомендуете для привлечения этого государства к ответственности на международной арене?

- Частично проблема заключается в том, что Турция – важный член НАТО, заключивший «зерновую сделку» на Украине и ставший промежуточным звеном во взаимоотношениях Россией. Очевидно, что США и международное сообщество не намерены злить турецких властей. Поэтому создается такая обстановка, когда они просто отводят глаза, умиротворяют Турцию, которая тем временем совершает деяния, считающиеся военными преступлениями против гражданского населения согласно Женевской конвенции.

Теперь Эрдоган сам жалуется на то, что в Газе нет электричества и воды. Он даже упомянул о школах и больницах, которые стали мишенями военных ударов. И тем не менее, он наносит удары по линиям электроснабжения, водонапорным станциям, больницам и школам здесь, в Сирии, а международное сообщество отводит взгляд. Настало время для того, чтобы эти страны встали на защиту прав человека для всех и каждого. Человеческое достоинство – право всех народов, проживающих на северо-востоке Сирии или в Израиле, и все люди мира одинаковы. Сегодня мы должны выступить против терроризма и действий Эрдогана.

- Можете ли Вы привести примеры того, как Автономная администрация эффективно заполняет пробелы в работе над управлением и безопасностью граждан, и, учитывая, что Вы подчеркиваете значимость многоэтнического, многоконфессионального правительства для долгосрочного мира и стабильности, как Вы представляете себе воспроизведение этой модели в других районах Сирии или Ближнего Востока?

- Отчасти проблема заключается в том, что международное сообщество не знает, насколько полезны принципы местного самоуправления и что сделало население северо-восточной Сирии. Если прислушаться к жителям региона, можно узнать многое – они рассказывают о том, как проголосовали за принятие этой модели самоуправления, увидев, что она на самом деле представляет все меньшинства. Таким образом, любые меньшинства – религиозные, этнические, – включены во все уровни власти. Это плюралистическая модель, в которой арабский, сирийский и курдский языки признаны, как официальные, а люди работают над решением своих проблем сообща на всех уровнях власти. В результате все получили свое место за столом переговоров. Таким образом, были ликвидированы пробелы и те, кто были лишены права голоса, стали частью этого правительства. Они могут принимать участие в управлении, если пожелают. Благодаря этому здесь была создана настоящая народная сила.

Эрдоган видит эти достижения и пытается их разрушить. Но в наших глазах усилия населения и Автономной администрации заслуживают внимания и уважения. Я хочу сказать, что встречалась с представителями различных местных советов, которые решают проблемы в своих общинах, и это действительно работает. Работает и система сопредседательства, где мужчина и женщина являются заместителями председателя. Все эти люди – представители разных национальностей и конфессий. Таким образом, есть группа людей из самых разных частей их собственного сообщества, и они решают свои проблемы бок о бок. Очевидно, что сегодня люди устали от вечных войн в Америке и во всем мире, они устали от того, что США посылают солдат в такие места, как Афганистан и Ирак. В итоге всё обычно заканчивается еще хуже, чем начиналось.

Однако, в данном случае всё происходит наоборот. Наши партнеры в северо-восточной Сирии делают именно то, что мы хотели бы видеть от всех наших военных партнеров, – строят самоуправление, удерживают территорию, чтобы нам не пришлось возвращаться и снова воевать, освобождая эти земли. Вот как можно остановить вечную войну. Посмотрите на равнины Ниневии: когда ИГИЛ* было разгромлено, местные иранские силы организовались и заполнили эти пустоты в управлении и безопасности. Прежде джихадисты контролировали небо в Ниневии и все передвижения на местности, захватив контрольно-пропускные пункты, и тогда религиозные меньшинства сильно пострадали. Чтобы не позволить этому случиться на северо-востоке Сирии, здесь было создано правительство, которое взяло на себя самоуправление, и именно поэтому здесь была одержана победа. Эта модель может быть воссоздана в других частях мира, побеждая хаос даже в несамостоятельных странах.

Как объединить людей, чтобы они создали свои собственные правительства, заботились о своих нуждах, обеспечивали свои потребности, ликвидируя недостатки в местном управлении и обеспечении безопасности, которыми в противном случае воспользуются бандформирования, как мы видим это на примере этих исламистских военизированных формирований и территорий, которые захватила Турция? Сегодня это дикий Запад, где совершаются преступления против всех граждан, но особенно против религиозных и этнических меньшинств и женщин. Этот хаос остановила Автономная администрация. Я полагаю, что если бы люди остановились и задумались, насколько впечатляющи эти результаты и какое будущее здесь может быть, международное сообщество сплотилось бы вокруг них, не испытывая сомнений.

- Каковы наиболее насущные потребности жителей северо-восточной Сирии в настоящее время? Как международное сообщество может им помочь? Кроме того, Вы выступали за международную поддержку Автономной администрации; какие конкретные формы должна принимать эта поддержка и какие международные организации должны принимать в ней активное участие?

- Могу отметить, что это по-своему удивительный опыт – ходить на мероприятия в Вашингтоне или читать книги об этой стране. У меня есть целая книжная полка, забитая книгами о Сирии, и в них даже не упоминается северо-восточный регион страны. Треть Сирии управляется автономным правительством, и оно действительно успешно, но многие отворачиваются в сторону, потому что не хотят задеть Турцию. То, что происходит в наши дни – лицемерный процесс. Резолюция ООН 2254 призывает сирийский народ решить эту проблему, создать новую конституцию, новое правительство, которое будет представлять свой народ, но северо-восточная Сирия исключена из этого процесса. Поэтому, когда я работала в Комиссии США по международной религиозной свободе, была дана рекомендация, которой придерживаются до сих пор: США должны потребовать, чтобы Автономная администрация стала частью любого политического решения для Сирии в соответствии с резолюцией ООН 2254. Она должна быть частью Женевских переговоров, любых планов, которые касаются региона, а если это не представляется возможным, соответствующие институты должны провести параллельный процесс, включающий Автономную администрацию.

Это модель действительно подходит всей Сирии, но каждая часть Сирии может решать самостоятельно, как она будет регулировать процессы управления на своей территории. На самом деле, мы пока не имеем ответа на кризис для всей Сирии, поскольку Асад, очевидно, всё ещё находится у власти, и сейчас его поддерживают гораздо больше стран. Тем не менее, это скорее побочный вопрос. Что мы знаем точно, так это то, что система, принятая в северо-восточной Сирии, работает, и это прямой путь к безопасности, миру и стабильности. Здесь справлялись с задачами до вторжения Турции в 2018 году, а затем и в 2019 году, когда они (СДС) успешно победили джихадистский «халифат». Но весь этот хаос, включая постоянные бомбардировки, полностью прервал борьбу с ИГИЛ. Фактически главный генеральный инспектор Министерства обороны США, который представил Конгрессу большой доклад всего несколько месяцев назад, заявил, что Турция вмешивалась в миссию США на северо-востоке Сирии и мешала борьбе с ИГИЛ. Таким образом, существует множество различных причин, чтобы поддержать население северо-восточной Сирии.

Я хочу подчеркнуть, что речь не идет о строительстве государства. Я думаю, что народ США устал от того, что его страна занимается государственным строительством, посылает куда-либо войска, действует подобным образом в других странах, в то время как у нас так много проблем в нашей собственной стране. Вот что прекрасно в северо-восточной Сирии: им не нужно строительство государства, им не нужно, чтобы мы говорили им, как писать законы, они уже создали прекрасную конституцию. Мы должны просто дать им пространство для действий, чтобы они могли построить свое собственное правительство и получили шанс на процветание. Мы сняли санкции с северо-востока Сирии, чтобы бизнес мог прийти на эти территории и инвестировать. Здесь 80% нефтяных месторождений в Сирии, это одни из самых плодородных земель на Ближнем Востоке. Но, конечно же, Турция перекрыла воду и уничтожила водопроводные станции, Турция построила три плотины на реке Хабур после вторжения в 2019 году, что привело к разорению фермерских хозяйств на берегах этой реки. Мы видим, что из-за действий Турции фермеры и местные граждане не могут обеспечить свои собственные экономические потребности. Если США сделают эту цену агрессии слишком высокой для Турции, чтобы вторжение или продолжение этих бомбардировок стоило ей очень дорого, мы дадим местному населению возможность построить и сохранить свои структуры, чтобы стать процветающим регионом, прокормить себя, и, может быть, даже прокормить другие народы Сирии и обеспечить мир и стабильность. Этот мир необходим нам для того, чтобы окончательно победить ИГИЛ.

Неприятно было смотреть на то, как президент Эрдоган говорит, что ХАМАС не является террористической организацией, и явно демонстрирует свою поддержку этой структуре, когда её члены убивают мирных жителей, совершая ужасные преступления в Израиле. Независимо от того, какую позицию занимают люди в этом долгосрочном конфликте, все согласны с тем, что ХАМАС – террористическая организация, и то, что они сделали, было ужасно. И в тот же день президент Турции заявил, что будет продолжать борьбу и намерен атаковать жителей северо-восточной Сирии, называя их всех террористами. При этом Автономная администрация поддерживают свободу вероисповедания и гендерное равенство и работает над построением стабильного и мирного общества. Я не думаю, что Эрдоган может решать, кто из них террорист. Очевидно, что он намерен использовать этот термин в своих интересах, и что поддержка ХАМАС с одной стороны и убийства жителей северо-восточной Сирии с другой стороны говорят о его лицемерии и о том, что он хочет заполучить эти территории. Предполагать, что все жители этих районов Сирии являются членами РПК, просто смешно. Очевидно, он говорит об этом, чтобы обеспечить себе прикрытие и продолжить совершать преступления.

Районы на северо-востоке Сирии, в которые он вторгся, уже пострадали. Здесь одни из худших гуманитарных условий во всей стране. ООН, Human Rights Watch, Amnesty International – все они зафиксировали признаки ужасных преступлений против религиозных и этнических меньшинств в этих районах, и особенно пострадали женщины... Это почти как если бы он создал аналог халифата ИГИЛ в Африне, Сарекание, и теперь стремится вернуться и сделать это снова. И если вы посмотрите на карту, учитывая его слова о наступлении на северо-восток Сирии, то увидите, что это территории проживания всех общин местных религиозных меньшинств. То есть речь идет об уничтожении всех оставшихся деревень езидов и старейших христианских общин в мире. США и международное сообщество не могут просто молчать, наблюдая, как Турция использует любые термины и демарши для достижения своих целей, будь то поддержка ХАМАС, с одной стороны, или уничтожение населения северо-восточной Сирии, с другой. Оба этих варианта должны быть неприемлемы для международного сообщества.

- Автономная администрация представила обширный доклад в несколько международных инстанций. Его составители рассказали о значительном ущербе и жертвах, причиненных недавними военными действиями турецких войск. Беседовали ли Вы с кем-либо на эту тему во время Вашего визита?

- Мы говорили об этом, и я рада, что Автономная администрация не стала молчать и сделала заявление, которое, несомненно, правдиво. То, как Турция поступает с людьми, живущими на северо-востоке Сирии, представляет собой военное преступление в соответствии с Женевской конвенцией. Организация Объединенных Наций должна признать этот факт. В некоторых из своих предыдущих докладов они признали преступления, совершаемые Турцией в регионе, и они должны осудить турецкие власти за эти воздушные удары. Если Турция заявит, что собирается атаковать снова, это будет возможностью для международного сообщества сказать «нет». Если они не проведут эту черту, которую нельзя пересекать, сейчас, Турция продолжит действовать в прежнем ключе, причем не только против жителей Сирии, но и во всех других местах. Умиротворяя такого агрессора, как Турция, вы не сможете успокоить его на достаточно долгий срок. И очевидно, что это не отвечает целям и задачам Соединенных Штатов на севере Сирии и в регионе.

Сейчас, когда в Израиле идет ужасная война, и мое сердце болит за каждого из мирных жителей, погибших и пострадавших от военных действий, эта часть Сирии становится ещё более стратегически важной территорией. Она имеет значение, как зона блокирования сухопутного пути из Ирана. И, конечно, северный Ирак – ещё одно место, которое нуждается в защите потому, что если северный Ирак и северная Сирия получат поддержку, это помешает иранцам сохранять контакт с «Хезболлой» на суше и не позволит продвинуться к Израилю. Есть много других причин, в связи с которыми поддерживать народ северо-восточной Сирии, правительство этих территорий и СДС, которые являются нашими союзниками, в интересах Соединенных Штатов. Мы не видели со стороны СДС ни одной внутренней атаки против США. Они всегда были надежными партнерами. Мы разделяем одни и те же ценности, и всё, чего они хотят, – это возможность построить общество, в котором представители всех национальностей, полов и религий будут иметь одинаковые права, а их человеческое достоинство будет защищено. Это удивительная модель для всего мира, тем более сегодня, когда условия свободы вероисповедания продолжают ухудшаться во всех уголках света. То, что было создано здесь, впечатляет, и нам стоит многому поучиться у этого региона. Тот факт, что мы смотрим в сторону и позволяем разрушать эти ценности, недопустим. Конгресс США и народ Америки, всё международное сообщество должны сказать «довольно!» и подвести черту, чтобы Турция прекратила совершать преступления».

* - террористическая организация, запрещена в РФ