Карамус: курды хотят получить официальный статус

В 1923 году Лозаннский договор санкционировал раздел Курдистана на четыре части, что лишило курдский народ избирательных прав. НКК стремится на конференции в Швейцарии выступить против этого и потребовать официального статуса для курдского народа.

Лозаннский договор санкционировал раздел Курдистана 24 июля 1923 года. С тех пор курды подвергались геноциду, ассимиляции и резне под суверенитетом государств Турции, Ирака, Ирана и Сирии. Соглашение заложило основу для игнорирования курдского народа и отрицания его существования. Национальный конгресс Курдистана (НКК) использует столетие подписания договора как возможность показать, почему курдское общество не принимает навязанный договор и требует своего права на самоопределение. Чтобы донести до общественности курдскую точку зрения на статус-кво национальных государств, различные организации, политические партии и группы со всех частей Курдистана в прошлом году разработали общешвейцарский план действий, который включал программу конференций, панельных дискуссий, акции протеста, информационные вечера и культурные мероприятия. Предварительным событием серии станет международная конференция 22 и 23 июля. Ахмет Карамус, сопредседатель НКК, ответил на вопросы ANF.

- Приближается столетие подписания Лозаннского договора. Как НКК, вы организуете важную конференцию, чтобы отметить это событие. Как идет подготовка?

- Наша деятельность не ограничивается этой конференцией, это, по сути, итоговый съезд. С момента запуска нашего плана действий состоялись различные симпозиумы, форумы, выставки и различные встречи. Но мы придаем большее значение этой конференции, это правда. Мы называем это «конференцией Курдистана» и рассчитываем, что в ней примут участие все курдские структуры из четырех национальных государств. Мы планируем включить в конференцию политические партии, отдельных лиц, организации, а также различные религиозные общины и этнические группы. Мы интенсивно работаем над этим уже более полутора лет. Наша деятельность в этом отношении уже привела к важным результатам. Мы видим успехи в реализации наших требований. Нашей главной заботой является представительство всех жителей Курдистана на нашей конференции. Мы хотим выполнить это требование в любом случае. Широкий комитет, состоящий из различных лиц, инициатив, групп и организаций, недавно собрался снова, чтобы сообщить о последних приготовлениях. Они идут полным ходом и касаются не только конференции, но и декларации, которая будет опубликована 24 июля перед Дворцом Румин, местом, где Курдистан был разделен на четыре части столетие назад.

- С кем вы проводили встречи, о которых говорили, и какие силы задействованы в плане действий?

- Был сформирован совместный Комитет действий «100 лет Лозаннскому договору». Основным ядром действий, вокруг которого собрались курдские силы, чтобы выступить против Лозаннского договора с их точки зрения, являются партии и организации, число которых недавно увеличилось до 157. Часть процесса участия, который в равной степени включали подготовку нашего стратегического плана, это не только политические структуры, но и историки, художники, интеллектуалы и люди из различных других слоев общества. Мы также обеспечили включение диаспоры в работу. С этой целью во всем мире были установлены отношения с ассоциациями, которые действуют ради политического представительство курдов. Мы осознаем большую ответственность, которую мы взяли на себя при подготовке этой конференции. Наш идеал – провести национальную конференцию.

- По какой причине?

- Наша цель — внутрикурдская перспектива, общая позиция и всеохватывающая оппозиция Лозаннскому договору. Это начинание требует общего проекта всех курдов, в том числе в диаспоре. Мы провели переговоры со 175 организациями во всех частях Курдистана и в изгнании, независимо от их идеологии и партийной принадлежности. Были проведены обсуждения и собраны различные предложения. Мы также общались с высокопоставленными лицами и представителями веры и религиозных общин, вождями племен, учеными, работодателями, активистами, художниками и журналистами. Таким образом, мы приложили усилия, чтобы принести на нашу конференцию все краски Курдистана. На сегодняшний день свое участие подтвердили около 500 организаций и частных лиц. Мы надеемся, что все курдские партии будут представлены на мероприятии.

- Какие партии или организации отказываются сотрудничать с комитетом и почему?

- Мы хотим развеять идею о том, что курды не могут сформировать единство. Мы должны быть едины, нам нужно сплотиться на национальном уровне, ведь для нас многое поставлено на карту в мире XXI века. Хотя конференция проводится под знаменем НКК, настоящими организаторами являются многие деятели Курдистана. Хозяином этой конференции является весь курдский народ. Наши враги не жалеют средств и усилий, чтобы помешать нам преодолеть наши внутрикурдские разногласия, выработать общую позицию и объединиться в один голос. Они также подходят к этому проекту с намерением его саботировать, а мы стремимся сорвать такие усилия.

Мы не будем руководствоваться интересами небольшой группы или политической партии. Это национальный вопрос нашего народа. Мы рассматриваем конференцию как область национальной ответственности и полны решимости сформулировать национальную оппозицию Лозаннскому договору к его 100-летию. Мы работаем с этим убеждением.

Мы хотим ликвидировать трагедию курдского народа, которая продолжается уже столетие. С этой целью мы будем прилагать усилия до последнего момента, чтобы включить в эту конференцию все курдские силы. Мы хотим, чтобы курдская идентичность и статус нашего народа были признаны. Поэтому мы не будем называть партии, которые отказываются от участия. Мы не удовлетворены таким положением дел, но продолжаем прилагать усилия, чтобы их переубедить. Я пользуюсь этой возможностью, чтобы обратиться ко всем заинтересованным сторонам, с которыми мы как комитет не связались, они приглашены на конференцию и должны в любом случае присутствовать. Этот проект открыт для всех, кто хочет объединиться и высказать возражения против Лозаннского договора.

- Какова цель этой конференции?

- Мы будем не только говорить и анализировать. Давайте оглянемся назад: по Каср-и-Ширинскому договору Курдистан был первоначально разделен на две части в 1639 году. В 1916 году правительства Великобритании и Франции заключили секретное соглашение Сайкса-Пико, которое создало основу для Лозаннского договора. Этот договор признал сегодняшнюю Турцию крупнейшей державой в Курдистане в соответствии с международным правом. Договор разделил районы курдских поселений между четырьмя государствами.

Британцы закрепили за собой территории на территории нынешнего государства Ирак, а французы взяли Сирию под свое крыло. Таким образом, Лозаннский договор стал стартовым сигналом для многочисленных трагедий и создал причины для бесконечных конфликтов, которые преследуют Курдистан и его народ по сей день: массовые убийства, геноцид, насильственное переселение и изгнание, изменения в демографии. Соглашение — черная глава в истории. Ответственность за это и за 100 лет разрушений в Курдистане несут державы-победительницы в Первой мировой войне. Именно они отрицали самобытность, культуру, историю и существование курдского народа. Мы хотим объяснить все эти события гражданскому обществу и сделать видимыми общие требования курдской нации.

- Что ждет курдов в связи с годовщиной этого договора? Как они будут действовать?

- В переговорах в Лозанне участвовали и курдские депутаты. Это должно было создать впечатление, что они представляют курдский народ. Фактически они были слугами турецкого государства. Курды не были включены в договор, их права, статус и идентичность до сих пор отрицаются. Курдский народ никогда не принимал этот навязанный договор. Они восстали против этого соглашения, бунтовали и воевали. Даже сегодня они претендуют на статус нации. Курдский народ отвергает свое угнетение по Лозаннскому договору.

На этой конференции курды продемонстрируют свою позицию против всех массовых убийств и геноцидов, совершенных в Курдистане за 100 лет. Мы, курды, хотим официального статуса в четырех частях Курдистана с нашим существованием, идентичностью и языком. У курдов есть важные возможности в политике Ближнего Востока, и это признают народы мира. Мы не должны упустить эту историческую возможность.

Важно построить внутрикурдское национальное единство. Мы должны разработать национальную стратегию защиты прав курдского народа. Мы можем противостоять Организации Объединенных Наций, Европейскому союзу и Лиге арабских государств, предлагая политические пути и методы. Эта конференция очень важна для всех курдских структур, чтобы выработать общую позицию.