Ильхам Ахмед: новые декларации Асада требуют серьезной дискуссии

Сопредседательница Исполнительного совета Ассамблеи демократической Сирии (АДС) Ильхам Ахмед сказала, что заявления Асада о необходимости системы, отличной от существовавшей до 2011 года, важны, но нуждаются в полноценном обсуждении.

Гражданская война, которая началась в Сирии десять лет назад, в марте 2011 года, разрушила города и унесла сотни тысяч человеческих жизней. До сих пор нет никаких новостей о судьбе десятков тысяч людей. Миллионы людей были вынуждены сменить место проживания. Многие города, поселки, деревни и другие населенные пункты были разрушены и попали под контроль наемников. Хотя десятки групп, которые утверждают, что отправились спасать Сирию от нынешней администрации Асада, меняли свои названия несколько раз, было доказано, что эти группировки действуют под контролем Турции и Эрдогана.

Многие страны, помимо Турции, были вовлечены во внутренние дела Сирии, и, таким образом, гражданская война всё ещё идёт, пока народам Сирии не дают возможности прийти к решениям, которые действительно пойдут им на пользу. Президент Сирии Башар Асад и его администрация, которые получили поддержку со стороны Ирана и России, таких решений разработать не смогли. В результате кризис лишь усугубился.

Недавно президент Сирии заявил, что «Сирия не вернется назад к 2011 году. Сирией может управлять децентрализованная администрация». Эта декларация стала предметом новой дискуссии. Её оценивают и обсуждают многие группы.

Сопредседательница Исполнительного совета Ассамблеи демократической Сирии (АДС) Ильхам Ахмед сказала, что признание о невозможности возвращения страны к состоянию до 2011 года – важный поворот, но ответ на вопрос о том, куда направится Сирия, так же важен, как и сама эта декларация.

Оценивая высказывания президента Асада, Ахмед прокомментировала ситуацию так: «Сирия не вернется в 2011 год. Это правда. Мы говорим об этом годами. Но куда направится Сирия – важный вопрос. Правильное определение проблемы – это половина ее решения. Правильный ответ на этот вопрос закроет проблему, решив её. Режим всегда говорил, что Сирия останется прежней, какой была ранее. Впервые президент изменил этот тезис и заявил, что Сирией нельзя управлять в рамках системы, существовавшей до 2011 года. Он добавил, что ею можно управлять посредством децентрализованной системы».

Ахмед добавила, что для того, чтобы заявления Башара Асада действительно можно было претворить в жизнь, Сирия должна пройти через изменения с точки зрения права, политики, культуры и экономики: «Если это произойдет, то можно будет отойти от централизованной системы и перейти к децентрализации. В своих заявлениях президент Сирии сослался на децентрализованную систему согласно статье 107. В соответствии с этой статьей управление должно осуществляться через местные органы власти, то есть муниципалитеты. Однако позднее суть этого закона была стерта. Он был лишен своего содержания. На деле губернатор, глава городского совета, мэр и т. д. избирался центральным правительством, лишив так эту статью её сути. Другими словами, предполагалось, что управленцы будут избираться в ходе выборов, но вместо этого они были назначены центральными органами власти».

Ахмед продолжала: «Во время всех наших встреч с режимом и сирийской администрацией, они говорили нам: «Давайте остановимся на системе, где управленцев будут назначать». Мы отвечали, что у нас также есть система, которая называется Автономной демократической системой. Если бы мы действительно говорили о новой системе, мы должны также говорить об этом, о том, что мы можем сохранить, а что – изменить. Но они продолжали говорить «нет, давайте обсудим статью 107». Мы не были против поговорить об этом. Мы также пытались обсудить то, что они называют статьей 107, но ни к какому решению прийти не удалось. Потому, что они не хотят менять конституцию. Если вы не измените конституцию, итоговых решений не будет, ничего не изменится».

Как бы там ни было, сказала Ахмед, «впервые президент признал, что Сирия не может вернуться к периоду до 2011 года. Мы можем сказать, что переговоры – это предмет, который требует долгих и глубоких дискуссий, и что это послужит поиску решения».