Член Исполнительного cовета Ассоциации обществ Курдистана (АОК) Хебат Андок отметила, что демократический конфедерализм, по существу, основан на парадигме демократического, экологического и женского либертарианского общества, и сказала: Нынешнее название — национальное государство. Система социальных слоев - демократический конфедерализм. АОК происходит в Курдистане, что-то еще происходит в других местах, но суть его не меняется. Суть его в том, чтобы установить негосударственный строй, соответствующий природе человека и общества».
Член Исполнительного cовета Ассоциации обществ Курдистана (АОК) Хебат Андок ответил на вопросы ANF о системе Демократического конфедерализма, ее организационной модели, ее функционировании, вариантах решения и возможностях для практики независимо от государства. Вот вторая часть разговора:
— Что такое демократический конфедерализм?
— Демократический конфедерализм — это система организации демократического общества. Это не движение или партия, а социальная система. Она может воплотиться в Турции, Ираке, Иране, Сирии, а также в Курдистане. Если мы обобщим это еще больше, то эту систему можно реализовать на Ближнем Востоке, Европе, Америке и Африке. АОК — это демократический конфедерализм Курдистана. То же самое возможно для Ирана, Ирака, Сирии или любой другой страны. Все народы, этнические группы, культуры и религии на Ближнем Востоке. Короче говоря, если все общество и народы захотят взять такую систему за основу, тогда возможно установить такой конфедерализм по всему Ближнему Востоку в рамках Ближневосточной демократической народной конфедерации или структуры под другим названием. Возможно создать нечто подобное в Америке, Европе, Африке или на другом континенте. Если установить эту систему по всему миру, то это будет Всемирная демократическая народная конфедерация. Это система, в которой все элементы общества участвуют в самоуправлении.
— В чем состоит суть демократического конфедерализма?
— Поскольку это система, альтернативная существующему национальному государству и господствующей государственной системе в целом, суть состоит в самоорганизации народа. Само понятие состоит из двух слов. Первое — демократия/народовластие, а второе — конфедерализм. Конфедерализм — это очень гибкая система взаимоотношений, основанная на добровольном участии. Здесь нет написанной конституции. В этом нет никакого принуждения. Общность реализуется на добровольной основе, как и отделение.
— Кто объединяется на основе гибкости и добровольности?
— Демос, то есть народ. Общество включает в себя все этнические группы, представителей разных культур и религий, мужчин и женщин, любую организацию, которая формировалась для решения любой проблемы общества и т.д. Короче говоря, все слои общества участвуют в самоуправлении. Правят не монархи. Это система, в которой все сегменты общества объединятся в контексте конфедеративных отношений на основе самоуправления. Это две основы.
— Все слои общества должны быть организованы.
— Конфедерализм — это форма взаимоотношений. Нет никаких отношений, основанных на угнетении, принуждении или идеологической гегемонии. Союз, основанный на равноправной и свободной основе.
Организованное общество должно быть другим. Все сегменты общества могут быть этими мельчайшими единицами, а все идентичности и этнические группы могут объединиться. Они самоорганизуются автономно на основе понимания местной демократии и на основе конфедеративных отношений, чтобы установить более сильное единство в этих организациях. Таким образом, демократический конфедерализм — это система, в которой все социальные сегменты в Курдистане, регионе и во всем мире создают самоорганизацию, в том числе как общность вне государства. Это как местная, так и универсальная система социальной организации. Для Курдистана, а также для региона, а также для всего мира, всех народов мира.
— Как работает эта демократическая форма организации и организованное демократическое общество?
— Это не организационная система, основанная на централизованно управляемой парламентской системе. Она отличается от всех существующих форм правления. Это начинается с самой маленькой единицы, например деревни, с улицы, уличных организаций, деревенских организаций, фабричной организации, домашней организации, короче говоря, все ассоциации, в которых люди существуют вместе.
От коммуны к народному конгрессу
Самая маленькая организационная единица — коммуна. Она подразумевает совместную жизнь. Это наименьшая единица прямой демократии, в которой люди непосредственно управляют собой. Коммуна — эта самая маленькая общность. Таким образом, в Конвенции АОК или существующей теории демократического конфедерализма коммуна соответствует сельским советам в организации улицы или деревни. Допустим, деревни формируют организацию, над ней возникает городской совет. Люди должны собираться, поскольку все проблемы общие для всех и необходимо находить общие решения — районная организация через сельские и городские организации, региональная организация через провинциальную организацию. Над ними стоит народное собрание. Таким образом, есть советы в региональном контексте. Это может быть народный конгресс, который применяет решения от имени народа. Собрание разных народов — это народный конгресс. В контексте всего мира, это будет конгресс всего мира.
Это система прямой и радикальной демократии
Короче говоря, это система собраний. Например, в Турции есть только один парламент. Опять же, в Германии, например, есть федеральная система, существует больше одного парламента (в ФРГ имеются выборные собрания каждой из земель). Это система, в которой задействованы тысячи, может быть, десятки тысяч общин и собраний, где все они обсуждают все свои проблемы, пытаются найти решения, они связаны друг с другом. Следовательно, иными словами, демократический конфедерализм — это тоже система собраний. Это система прямой демократии. Это система, в которой никто ни над кем не властвует. Это система, в которой каждый участвует в самоуправлении. Это не система, в которой каждый несет ответственность. Это система, в которой каждый рассматривает проблемы общества, ищет и находит решения и поручает выполнять решения. Это система, в которой вся власть находится у людей. Это система прямой демократии. Ее также можно определить как радикальную демократию, потому что она не зависит от государства.
Равенство и свобода — это единство
Эта система, которую можно назвать общинной демократией. Восприятие демократии здесь проявляется не только в том, что кто-то говорит при принятии решения. Эта система основана на свободных, равноправных отношениях. Опять же, если человек хочет выразить предложение, то в этой системе все люди объединены. Потому что общество должно быть вместе. Это единство различий. Здесь никто не является более важным, чем другие. Ни у кого нет никакого превосходства над другим. Систему можно назвать единством различий.
— Почему демократический конфедерализм?
— Именно Абдулла Оджалан сформулировал демократический конфедерализм таким образом. Он народный лидер. Он — человек, который боролся и продолжает бороться за решение проблем существования и свободы курдского народа. Мы — люди, которые верят в этот проект и считают, мы решим наши проблемы так. На протяжении всей истории были такие люди, как мы, которые боролись за равенство, свободу, демократию и существование. Эта борьба была всегда. Эта борьба ведется во всех аспектах. Согласно нашему прочтению истории, следующей стадией после неолита является иерархическая стадия. С возникновения государства этот период длится уже 7 тысяч лет. Первые одна или две тысячи лет этого были инкубационным периодом проблем социального процесса, с которыми люди в настоящее время сталкиваются. Это период, в который государство еще не возникло, но формируется идеология мужского господства, властолюбие и индивидуализм. Это период, который породит государство и классы, но рабства в известном смысле пока нет. Государство возникло около 5500 лет назад.
Государственная система — это источник проблем
В Уруке возникло протогосударство на территории современного Ирака. Эта система, заложенная там, является источником всех социальных проблем, с которыми люди в настоящее время сталкиваются и не могут адекватно решить из-за своего менталитета. Например, властолюбие, национализм, угнетения, классовые противоречия и т.д. Если мы обратим внимание, сегодняшние проблемы огромны, а нынешний образ мышления не может решить эти проблемы. История начинается с того дня, как возникли эти проблемы. Появились правители. Они стоят над обществом. Они хотят господствовать. Они хотят сделать это по-своему. Это реальность, оторванная от коллективной сущности общества и человеческого бытия. Правители — индивидуалисты, они хотят повелевать и господствовать. Человеческая природа, с другой стороны, против этого, она либертарная и эгалитарная. Люди всегда боролись за равенство и свободу. Раньше люди жили свободно в естественных социальных условиях, но после того, как они отказались от свободы, они боролись и сопротивлялись тем, кто принуждал их.
Мы — продолжение этой борьбы
Эта борьба за равенство, свободу и демократию продолжается с тех пор. Теперь мы являемся его продолжением. Мы не будем ни первыми, ни последними. Пока существует власть, доминирование, сексизм, субъектно-объектный менталитет, разделяющий общество, люди будут бороться за свободу. Поэтому мы изучаем историю. На нынешнем этапе в мире существует неравенство. Курды, женщины, молодежь — все они угнетены. В мире погибло много народов. Людям пришлось покидать свои земли. Миллионы людей гибнут на войнах. Сто лет идет геноцид курдов. Десятки миллионов курдов были уничтожены. Убивали армян. Но борьба за существование велась. Проблема заключается не в том, что борьба недостаточно сильная. Это вопрос формы сопротивления. Сейчас власть организована в форме государства; они не допускают появления других идей, поскольку они создают гегемонию во всех формах жизни — в идеологии и политике. Даже когда вы боретесь против системы, кажется, что вы боретесь с идеологией системы. Вы смотрите на вещи с их точки зрения. Нельзя достичь своих целей их средствами.
Государство принадлежит угнетателям
Угнетенные хотят равенства, справедливости, свободы и гуманной жизни во всем мире. Ни один правитель не хочет этого, потому что они создают проблемы. Угнетенный и угнетатель мыслят по-разному. У них разные мечты, социальные проекты и утопии. Этот индивидуалистический, эгоистичный, самовластный дух правителей породил государство. Государство — это наиболее организованный институт из всех правящих классов. На протяжении всей истории могут быть исключения, но в целом почти все, кто боролся за равенство, свободу, демократию, гуманную жизнь и справедливость, стремились создать государство. Мы ясно видели это в национально-освободительной борьбе XX века. Мы видели это во всех трех версиях марксизма, который пытается создать мир угнетенных. Угнетенные хотят справедливости, равенства, демократии, но этот инструмент не подходит ему. Этот инструмент, возникший в результате индивидуалистического и эгоистического господства. Государство принадлежит правителям. У вас отнимают возможность думать по-другому, поэтому вы мыслите, как правящий класс.
В рамках государства нельзя найти равенство
Ваш инструмент борьбы не принадлежит вам. Наш лидер сказал: «Свобода требует чистых средств и целей». Государство грязное, деспотичное, насильственное, жестокое, монопольное. Это одна из причин всех социальных проблем. Равенство не исходит ни от какого государства. В мире так много государств, которые называют себя демократическими и свободными. Какое государство решило проблемы справедливости, свободы, равенства и демократии в пределах своих границ? Никакое. Это невозможно. Это неизбежное зло. Она не может быть хорошим инструментов в чьих-то руках. История достаточно показала нам это.
У нас не было инструмента борьбы
Когда мы переходим от такого прочтения истории, мы видим следующее: угнетенные всегда боролись. Они не смогли найти средство, форму социальной организации, подходящую для реализации своих целей. Демократический конфедерализм — это модель, которая подходит для удовлетворения требований всех социальных слоев и всех угнетенных. Это негосударственная система, потому что является продуктом угнетенных, она соответствует их воле. Пусть борьба всех угнетенных на протяжении всей истории достигнет цели. Все революции совершаются народом, но не могут выйти за пределы государства. Освободите себя от идеологии правителей и найдите инструмент, подходящий для духа равенства и свободы. Это система демократического конфедерализма. Таким образом, это самодостаточная система, в которой общество самоорганизуется вне государств.
Это исторический факт
Эти демократические ценности существовали на протяжении всей истории. Равенство означает, что все жертвы, которые принесли в ходе борьбы за свободу, так или иначе принесли свои плоды. Цели борьбы за демократические общественные ценности, равенство и свободу на протяжении всей истории реализуются. Это историческое противостояние. Это формирование народной системы против 7000-летней иерархической государственной системы, против системы правителей.
Решение находится за пределами правительства
Мы — курды. У нас есть проблемы существования и свободы. Мы — народ, который хотят уничтожить. Мы боремся с этим уже столетие. Курды отдали десятки тысяч жизней в этой борьбе за существование и свободу. Если они не решат эти проблемы существования и свободы, они могут подвергнуться геноциду. Подвергнусь я геноциду или нет, полностью зависит от самоорганизации народа. В противном случае, гегемонистские силы колониализма и капиталистической современности примут решение о геноциде курдов.
РПК, как ведущая сила народа, у которого есть проблема существования и свободы, также ведет борьбу. В этой борьбе погибли десятки тысяч человек. У партии очень сильные ценности, которые исходят из ядра общества. РПК не хочет, чтобы ее борьба пропала даром, точно так же, как и все социальные слои, которые сражались до нее. В нынешней ситуации РПК сосредотачивается на том, как решить курдский вопрос за пределами государства, чтобы ее 50-летняя борьба могла принести результаты. Формула решения — это демократический конфедерализм. Это система, в которой курды будут жить свободно во всех Курдистана и имеют свободу выражения мнений и ассоциаций. Куда вас ведет правительство? Мы видим это не только на примере курдов. Мы видим это также в реальном социализме и Вьетнаме. Мы видим это в каждом, кто вел национально-освободительную борьбу. Мы видим это в каждом, кто пришел к власти.
Мы добьемся целей
Как мы уже упоминали, система демократического конфедерализма основана на народовластии. Это означает, что мы не сливаемся с системой, чтобы среди курдов не появились правители, землевладельцы и угнетатели. Курды вели борьбу за равенство и свободу, они требовали справедливости. Они борются за то, чтобы их существование было признано. В противном случае, есть пример Южном Курдистана. Там у курдов тоже есть проблемы с существованием. Там велась такая большая борьба. Была установлена династическая система, есть выборы, но это полностью обман. Пусть отношения будут равными, свободными. Нужно стремиться к бесклассовости. Никаких классов. Да восторжествует справедливость. Пусть все люди будут деятельны. Пусть все люди управляют обществом. Пусть все люди будут подотчетны друг другу. Демократический конфедерализм — это реальный вариант решения для нас.