На встрече, состоявшейся в Дамаске 29 января, в которой приняли участие руководители «Хайят Тахрир аш-Шам»* (ранее известной как «Джабхат ан-Нусра»* и связанной с «Аль-Каидой»*), а также главари группировок, связанных с оккупационным турецким государством, Абу Мухаммед Аль-Джулани объявил себя президентом Сирии.**
Заместитель сопредседателя Исполнительного совета Демократической Автономной Администрации Северной и Восточной Сирии Хасан Кочер ответил на вопросы нашего агентства по данной теме.
В интервью с Хасаном Кочером мы обсудили влияние решений, принятых на встрече, на будущее Сирии, а также отношения между Автономной Администрацией и администрацией Дамаска.
— Вы следите за развитием событий в Сирии. Особенно сейчас интересует так называемая «Конференция Победы». Перед этой конференцией велись разговоры о необходимости участия всех сирийских граждан и некоторых политических групп после свержения режима Баас. Затем был предпринят шаг, противоречащий предыдущим заявлениям ХТШ и международным требованиям. Как вы, как Автономная администрация Северной и Восточной Сирии, прокомментируете этот шаг?
— Изначально речь шла в основном о проведении конгресса национального диалога. Однако нас удивила встреча, на которой присутствовали лидеры вооружённых группировок, чьи руки по локоть в крови большинства сирийцев. На этой встрече Ахмед аль-Шараа (Аль-Джулани) объявил себя президентом Сирийской Республики, что противоречит международному праву и нормам. Временные правительства работают над созданием переходного правительства в рамках конгресса национального диалога и формированием конституционного комитета с участием всех политических блоков, партий, культур, общин и национальных деятелей. Но нас удивило то, что в этом процессе участвовали исключительно лидеры вооружённых группировок и принимались лишь военные решения. Это противоречит международным нормам и принципам.
Революция — это не просто военные действия. Целью революции, начатой сирийскими народами в 2011 году, было достижение свободы и демократической системы, в которой участвуют представители всех народов. Однако шаг, о котором мы говорим, был предпринят неправильно. Уровень участия был крайне низким. В частности, отсутствовали женские и молодёжные движения. Такая ситуация противоречит социальной структуре Сирии. Естественно, данная конференция была односторонней встречей, организованной вооружёнными группами.
Среди участников были такие фигуры, как Абу Амша, причастный к убийствам сирийских граждан, и Хатим Абу Шакра, убивший генерального секретаря партии «Будущее Сирии» Хаврин Халаф. Это предательство народа. Это удар в спину жителям Северной и Восточной Сирии и огромный позор для всего свободного и демократического человечества. Другими словами, такая встреча противоречит всем законам и политическим нормам. Как Автономная администрация, мы заявляем однозначно: проведение национального диалога без участия представителей Северной и Восточной Сирии, алавитов, друзов, христиан и других конфессий лишь углубит кризис и не приведёт к решению для Сирии. Каждый, кто заботится о будущем Сирии, должен понимать, что важно опираться на мечты сирийского народа, заложенные в начале революции 2011 года.
Мы также освободились от диктаторского режима. Сирийский народ с радостью встретил свержение режима. Но эта встреча нас крайне удивила. Сначала были заявления о проведении конгресса национального диалога. Если подобное мероприятие проводится в нашей стране, представители всех этнических групп и конфессий Сирии должны принимать участие, чтобы обеспечить переход от временного правительства к переходному.
Отсутствие на встрече представителей Демократической Автономной Администрации Северной и Восточной Сирии свидетельствует о том, что это правительство является односторонним и не представляет интересы всей Сирии.
— По вашему мнению, произойдут ли какие-либо изменения в переговорах между Автономной администрацией и ХТШ? Вы высказывали предложение после свержения режима. До упомянутой встречи состоялись переговоры между командирами СДС и ХТШ. Произойдут ли какие-либо изменения в отношениях между Автономной администрацией и новой администрацией в Дамаске после встречи в Дамаске?
— Нет. Наша главная цель — провести переговоры с новым правительством. Однако администрация Дамаска не должна игнорировать регион Северо-Восточной Сирии, как это делал режим Баас. Если они собираются организовать национальный конгресс-диалог, мы и все наши жители должны принять в нем участие.
Демократическая Автономная Администрация представила свою декларацию. Наша цель — территориальная целостность Сирии и построение демократической, децентрализованной системы, основанной на демократической конституции. Это наши основные цели, и наши переговоры с правительством Дамаска будут строиться на этом.
— Сразу после свержения режима на международном уровне прозвучали призывы к участию всех сторон в политическом переходном процессе. Резолюция ООН 2254 также стоит на повестке дня. До завершения переходного периода осталось 18 месяцев. Несмотря на то, что они выступили против международных решений, ни одна из международных держав, действующих в Сирии, не выступила с заявлением об отказе или реакции после так называемой «Конференции Победы». Что вы думаете об этом молчании?
— Как Автономная администрация, мы заявили, что связаны этими статьями резолюции № 2254, и мы уже много раз заявляли об этом ранее. Таким образом, вопрос политического перехода наносит вред сирийскому народу в целом. Уже есть реакция со стороны друзов, алавитов, некоторых национальных деятелей и даже некоторых политических партий. Они не принимают правительство в Дамаске в его нынешнем виде. Если нынешняя администрация будет обращаться к избирателям подобным образом, она столкнется с более жесткой реакцией. Поэтому администрации Дамаска необходимо срочно провести конгресс национального диалога с участием всех сторон. Это наша главная цель.
Теперь перейдем к вопросу о международном отношении. В данной встрече приняли участие представители большинства групп, которые были или продолжают находиться в международных «списках террористов». Страны, обеспокоенные сирийским вопросом, особенно арабские и европейские страны, должны подходить к этому вопросу с учетом необходимости политического перехода со всеми компонентами Сирии, перехода, который зависит от сирийского народа.
Если упомянутые нами государства не смогут подойти к этому вопросу с такой же позиции, это нанесет ущерб политическому переходу. Должен произойти переход, в котором примут участие все стороны. Государства, имеющие отношение к Сирии, должны обратить внимание на этот вопрос и принять во внимание волю сирийского народа. Воля народа на этой встрече не была учтена. Все страны говорят, что сирийский народ должен принимать собственные решения, но сирийский народ не смог принять решение о своем собственном переходном правительстве. Некоторые группы собирались и принимали решения, касающиеся самих себя. Это неверно. Государствам необходимо учитывать тот факт, что не все сирийцы принимают участие в решении этого вопроса.
— Жители Сувейды открыто заявили о своем несогласии с происходящим. С другой стороны, была создана инициатива с участием 65 деятелей искусства и интеллектуалов по продвижению общественных свобод в Сирии. По вашей оценке, если ХТШ и администрация Дамаска будут настаивать на своей нынешней позиции, усилится ли реакция?
— В этом нет никаких сомнений. Это влечет за собой нарастающее недовольство. Потому что у сирийского народа есть надежда построить новую Сирию. Воля сирийского народа должна быть основополагающей. Создание народного собрания и переходного правительства, которое сможет управлять страной, также приведет к созданию демократической конституции. На это надеются не только жители Северной и Восточной Сирии, но и жители Сирии в целом. Неучастие представителей всех сторон на таких собраниях и игнорирование интересов избирателей вызовут резкую негативную реакцию. Потому что надежда этого народа — построить свободную жизнь и добиться создания демократической плюралистической системы. Сирийский народ состоит из мозаики всех культур и верований. Поэтому участие всех сторон в таких встречах очень важно. Если они не будут присутствовать на возможных встречах, возникнет сильная ответная реакция. Сирийский народ не принял диктаторский режим Башара Асада и его решения.
— Приведет ли эта ситуация к тому, что ситуация в Сирии вернется к тому, что было до 2011 года?
— Политические представители друзов открыто заявили: «Революция продолжается, если мы не достигли своих целей, мы не принимаем этот режим или другие режимы». Большая часть Сирии, включая все народы Северной и Восточной Сирии, хотят достичь демократической системы. Они говорят, что революция продолжается, потому что люди все еще не пришли к демократической системе, и они выступают против этого режима. Администрация Дамаска должна встретиться со всеми сторонами, чтобы избежать кризиса и более серьезных реакций.
Вернет ли попытка властей настоять на результатах встречи в Дамаске ту ситуацию в Сирии, которая была в начале кризиса? Игнорирование Северной и Восточной Сирии, алавитов и друзов вызывает сильную общественную реакцию. Это ясно, мы начали революцию, чтобы избавиться от централизации, режима и диктатуры, которые длились более 50 лет. Режим исключил все компоненты сирийской социальной мозаики. Но теперь, если новая администрация исключит эти компоненты, все вернется на круги своя, а это повлечет за собой кризис и гражданскую войну.
Многие вооруженные группировки в сирийских регионах стремятся посеять раздор между жителями. Например, на площади Омейядов в Дамаске прошла демонстрация против Северной и Восточной Сирии и Сил демократической Сирии (СДС). Это свидетельствует о том, что они пытаются посеять раздор между людьми. Мы не принимаем эти действия.
В начале революции мы заявили, что выступаем за территориальную целостность Сирии и единство социальной мозаики. Однако демонстранты на площади Омейядов хотят усугубить кризис. Правительство Дамаска несет ответственность за то, что позволило провести такую демонстрацию. Потому что подобные демонстрации показывают, что они хотят посеять ненависть и вражду между сирийскими жителями. В частности, они хотят представить себя как национальные силы и обвинять Силы демократической Сирии (СДС) в том, что это якобы ненациональная структура.
Именно Силы демократической Сирии (СДС) и Автономная администрация пытаются защитить социальную мозаику, образованную арабами, ассирийцами, туркменами, армянами и курдами. Мы живем так уже 13 лет. А как живут они (прим. — те, кто принял участие во встрече в Дамаске)? Большинство группировок, присутствовавших на той встрече, воевали против сирийского народа и убивали сирийцев. И не только это. Они отправили войска в Ливию, убивали ливийцев и устраивали массовые расправы над народом. Они изменили демографическую ситуацию в Африне, Гре-Спи, Сарекание и продолжают убивать мирных жителей.
Мы не приемлем национальность, определяемую ненавистью и злобой. Ответственность за это несет правительство Дамаска. Подобные демонстрации следует запретить. Потому что некоторые группы провоцируют демонстрации и разжигают вражду, чтобы начать войну между курдами, арабами, ассирийцами, христианами и мусульманами.
— Какие шаги вы предпримете как Автономная администрация в Северной и Восточной Сирии, по всей Сирии и на международном уровне, чтобы избежать возврата к исходной точке в сирийском кризисе?
— Наша основная цель и главные шаги — начать диалог по всем вопросам и не допустить возникновения военной войны. Потому что эта ситуация вернет Сирию на круги своя. Поэтому все стороны должны держаться подальше от военной напряженности и противостоять нападениям турецкого государства. Администрация Дамаска должна выступить против нападений на север и восток Сирии и продемонстрировать четкую позицию. Потому что турецкое государство открыто атакует с помощью военных самолетов. Оно собирает остатки боевиков ИГИЛ в Гре-Спи и на плотине Тишрин и заставляет их атаковать Северную и Восточную Сирию.
Прекращение атак на сирийскую территорию является обязанностью международных сил, а также администрации Дамаска. Потому что эти атаки имеют опасные последствия не только для народа Сирии, но и для всего международного сообщества. Причина — план турецкого государства по возрождению ИГИЛ. Учитывая эту ситуацию, как администрация Дамаска, так и международные державы должны вмешаться, прекратить атаки и занять определенную позицию.
Фактически обе стороны должны выполнить свои обязательства в отношении вмешательства турецкого государства в политические решения в Сирии. Мы сохранили целостность сирийской территории с начала революции. Это то, что предписывают нам делать наши национальные обязанности. Те, кто встал на сторону турецкого государства за деньги, утверждают, что Автономная Администрация является сепаратистской. Они хотят пропагандировать это, очернить Автономную Администрацию и создать конфликт между «Хайят Тахрир аш-Шам» и народом Северной и Восточной Сирии.
Мы вместе с арабами, курдами и ассирийцами северных и восточных регионов Сирии проведем диалог с администрацией Дамаска о ситуации в этих регионах. Цель тех, кто говорит, что «Автономная администрация является сепаратистской», — установить контроль над регионом, разжигая войну и кризис между курдами, арабами и ассирийцами.
Наш регион выступает за суверенитет и территориальную целостность Сирии в рамках конституционной и правовой базы, которая защищает права всех народов и отдает приоритет свободе женщин и участию молодежи в управлении. Это наша позиция, и мы обсудим этот вопрос с администрацией Дамаска на следующем этапе.
* - «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида» и ИГИЛ признаны террористическими организациями в ряде стран.