Эколог Бейза Устюн: пожары в Турции упорно не тушат
Неадекватная ситуация борьбы с пожарами вызвала резкую критику турецкого правительства.
Неадекватная ситуация борьбы с пожарами вызвала резкую критику турецкого правительства.
Между тем уже строятся планы будущего использования выжженных лесных районов. Эколог Бейза Устюн считает, что пожары в Турции не тушат систематически.
В средиземноморском регионе Турции лесные пожары бушуют уже 13 дней. Тысячи гектаров природных угодий сожжены дотла, бесчисленное множество живых существ погибло. Для борьбы с пожарами многие добровольцы выезжали в пострадавшие районы. Одной из них стала Бейза Устюн, политик Демократической партии народов (ДПН), которая оказалась под судом в рамках так называемого «дела Кобани» и была освобождена на условиях досудебного контроля в конце июня. В последние дни она совершает поездки между Датчей и Мармарисом. Устюн нашла время поговорить с «ANF» о текущей ситуации.
Эколог сказала, что пожары в Кёйджегизе, Ятагане и Милясе вокруг Мармариса и Муглы в районе Эгейского моря продолжаются. Несколько пожаров вблизи Мармариса были потушены пожарными и добровольцами. В регионе, где сейчас остановилась Устюн, с неба падает пепел от пожаров, бушующих в Бодруме. «В Датче все стало черным, как сажа, из-за пепла и дыма. Все здесь заняты делом. Некоторые помогают тушить пожары, в то время как другие принимают меры, обеспечивая добровольцам все необходимое. Я сама не была в зоне пожаров, я всего лишь привозила средства снабжения», – говорит эколог.
В течение восьми дней, по словам Бейзы Устюн, для тушения пожаров не использовались вертолеты. Потом они начали появляться время от времени. Отправлялись они, однако, не в леса, а к отелям в курортной зоне Мармариса и Ичмелера. Эколог отметила, что вертолеты важнее самолетов в деле пожаротушения: «В Мармарисе вертолеты использовались в первую очередь в зоне отелей. Лишь теперь они начали появляться время от времени. Здесь мы не видели самолетов, арендованных у России, Хорватии и Испании. Говорили, что они должны были приземлиться в аэропорту Даламана, но мы не замечали их здесь. Работают над ситуацией в основном муниципалитеты. Пожарные команды из всех провинций были направлены в районы пожара и делают свое дело достойно».
Бейза Устюн добавила, что еще до начала пожаров были выданы лицензии на добычу полезных ископаемых в нескольких районах, на данный момент затронутых этим бедствием. Кроме того, по ее словам, было открыто объявлено, что государственная жилищная компания ТОKI построит новые дома на выжженных территориях. Мэр города Гюндогмуш, состоящий в правящей партии ПСР, высказался в таком ключе: «ТОKI построит дома. Владельцы старых домов пожалеют, что их дома не сгорели тоже».
Устюн видит за бедствием и экологическую, и политическую подоплеки: «С точки зрения экологии сейчас стоит аномальная жара и дуют сильные ветра. Это в любом случае провоцирует пожары. Пожар мог быть вызван жарой и связан с ней, но самое главное – немедленно вмешаться, а этого не произошло. Пожары тушили огромными усилиями местного населения, добровольцев, которые ездили туда, а также при помощи местных пожарных команд. Сейчас пламя продолжает бушевать в Чине и Кёйджегизе, распространяясь по направлению к электростанции в Алиаге. Пожар в Манавгате недавно начал распространяться в направлении Антальи. Также пожары разгорелись в Дерсиме и Лидже. На это есть и политические причины. Прежде всего мы отмечаем, что меры не были приняты немедленно. В районах пожаров должны были быть вертолеты. Управление лесхозов должно иметь достаточно вертолетов, потому что пожарные не могут работать на возвышенностях. Эта мера была принята с большим опозданием. 28 июля, когда начались пожары, была опубликована инструкция о том, что развитие прибрежных и лесных районов становится компетенцией министерства культуры и туризма. До этого выдавались лицензии на добычу полезных ископаемых в нынешних районах пожаров. Тот факт, что затронутый пламенем район был объявлен зоной добычи ископаемых, и факт публикации этого документа, а также единовременное отсутствие противопожарных вертолетов создают впечатление, что здесь произошло политическое вмешательство. Я не говорю, что леса жгут намеренно, но по крайней мере ясно, что пожары не были ликвидированы сразу. Политическая сила не сделала усилий для борьбы с ними».
Бейза Устюн предупреждала о разрушении экологического баланса годами ранее, из-за этого она подвергалась репрессиям и арестам. Теперь она также призывает к срочному принятию директивы по экологической политике. Она считает, что правительство не готово к стихийным бедствиям, таким как землетрясения. Борьба за экологию – это политическая борьба, подчеркнула политик: «Среда обитания должна быть защищена, и это политическая борьба. Недостаточно просто собраться вместе и создать ассоциацию. Бороться нужно скорее в сфере политики. Мы все должны защищать эти ценности и бороться за нашу среду обитания, обороняя ее от капитализма и фашистского правительства».