Сопредседатель Исполнительного совета Ассоциации обществ Курдистана (АОК) Джамиль Байык дал оценку уникальным аспектам революции в Рожаве. Он подчеркнул, что принципы демократической коммуны, свободы женщин и экологического общества, лежащие в основе революции, представляют собой модель решения не только для Северной и Восточной Сирии, но и для всего Ближнего Востока.
Байык отметил:
«Революция в Рожаве — это конкретный пример демократического модерна, противостоящего капиталистическому модерну. Она основана на трансформации менталитета общества».
По его словам, устойчивость революции, несмотря на многочисленные атаки и эмбарго, является результатом приверженности народа её принципам.
«Революция в Рожаве развивается не только благодаря военному сопротивлению, но и благодаря революционному осмыслению, основанному на изменении общественного менталитета», — подчеркнул Байык, добавив, что эта система представляет собой альтернативную модель для Сирии и всего региона Ближнего Востока.
Он также подчеркнул значимость всенародного сопротивления против атак со стороны Турецких оккупантов:
«Будущее Рожавы зависит от сопротивления народа и революционных сил. Если атаки Турецких оккупантов удастся полностью остановить, революция продолжит свой путь, становясь ещё более сильной».
Далее представлена четвёртая часть нашего интервью с сопредседателем Исполнительного совета АОК Джамилем Байыком.
«ПРЕДПОСЫЛКИ СТРЕМИТЕЛЬНОГО КРАХА В СИРИИ: СПЛАНИРОВАННЫЙ ПРОЦЕСС?»
Процесс в Сирии, начавшийся с терактов в Алеппо 27 ноября и набравший обороты с отходом Асада от власти, продолжается. Как эти события развивались так быстро? Как следует интерпретировать позицию режима и поддерживающих его стран (Россия, Иран)? Существует ли соглашение между блоком во главе с Россией и силами, возглавляемыми США? Какой должна быть новая Сирия?
Процесс, приведший к падению баасистского режима в Сирии, развивался стремительно, но подготовка к нему велась задолго до этого. Это был быстрый процесс, но не внезапный. Он стал результатом долгосрочной подготовки. Тот факт, что Иран и Россия не оказали сопротивления, что сирийская армия отступила без боя, и что Башар Асад покинул страну, противоречит нормальному ходу событий. Это указывает на то, что были достигнуты договоренности и проведены переговоры. Конечно, нужно рассматривать ситуацию каждой из вовлеченных держав по отдельности.
Дата начала нового процесса на Ближнем Востоке — 7 октября 2023 года. После этой даты США, Великобритания и Израиль решили воплотить в жизнь свои планы на Ближнем Востоке. В этом контексте власть Ирана в регионе оказалась под угрозой. Проиранские силы, такие как ХАМАС, «Хезболла» и «Хуситы», подверглись нападению со стороны США, Британии и Израиля с жестокостью, превосходящей все ожидания. Израиль, возможно, был выдвинут на первый план в качестве ударной силы, но настоящим дирижером этой войны были США, а за ними — Великобритания. Иран, с другой стороны, оказался неподготовленным к этому процессу. Как Россия была удивлена войной на Украине, так и Иран испытал аналогичный сюрприз. Весь остальной мир также был потрясен войной на Украине. Например, турецкие генералы говорили, что Россия вторгнется в Украину в течение нескольких дней. Это показывает, что никто не предсказал план США и не ожидал, что администрация Байдена быстро станет доминировать в НАТО. Все думали, что это был план России и Путина. Возможно, у России был свой план, но позже она поняла, что столкнулась с гораздо более сложной ситуацией. То же самое случилось и с атакой Израиля на ХАМАС. Все ожидали, что прекращение огня произойдет в течение нескольких дней, а не недель. Однако этого не случилось. После того как ХАМАС был ослаблен, война переместилась в Ливан, где «Хезболла» оказалась под ударом. После разрушения «Хезболлы» и заключения перемирия с Ливаном ситуация в Сирии стала более напряженной.
«НАИБОЛЕЕ ПОСТРАДАВШЕЙ ДЕРЖАВОЙ БЫЛ ИРАН»
Важно, что власть «Хезболлы» была сломлена до того, как возникла ситуация в Сирии. Без этого события развитие ситуации в Сирии было бы другим. Даже если падение режима было запланировано, оно не произошло бы так стремительно. Преследование и ослабление ХАМАС и затем «Хезболлы» значительно ослабило влияние Ирана в регионе. Присутствие «Хезболлы» позволяло Ирану эффективно действовать в Сирии, но без неё Иран столкнулся с трудностями. В такой ситуации Иран был вынужден вступить в войну как государство, но, похоже, не принял такого решения. Иран не принял меры для того, чтобы выйти из сделки, и, возможно, этим отсрочил или предотвратил угрозу для себя. Тем не менее, Иран стал державой, которая больше всего пострадала от этого процесса. Он потерял своё влияние в Сирии и подвергся угрозе в Ираке.
Новый процесс на Ближнем Востоке начался с нападения ХАМАС, но с войной на Украине стало ясно, что силы, возглавляемые США, стремятся переделать мировую систему или ускорить завершение процесса, начатого ранее. Это было предсказано нашим движением. Кнопка для этого была нажата с украинской войной. Эта война стала трясиной для России. США не только ослабили Россию, но и сорвали проект энергетического маршрута, который должен был пройти через север. В такой ситуации Россия не могла пойти против плана США, Великобритании и Израиля в Сирии, пытаясь завершить конфликт с Украиной. Сейчас обсуждается вопрос, заключила ли Россия сделку с США. Очень вероятно, что Россия заключила такую сделку, возможно, с администрацией Байдена, или даже с Трампом. Очевидно, что Россия, учитывая обстоятельства, постаралась выйти с наименьшими потерями или получить максимально возможную выгоду. На данный момент её базирование на северо-западе Сирии прекращено. Неясно, продолжится ли это в будущем, или её вытеснят. Однако можно утверждать, что Россия выбрала наименьшее из двух зол, и её влияние на Ближнем Востоке и в Восточном Средиземноморье серьёзно ослабло.
Не ожидалось, что режим Баас останется эффективным без Ирана и России. Он давно утратил свою силу и волю. Режим Баас мог только заключить соглашение с курдами и администрацией северо-востока Сирии, предпринять демократические шаги и преобразоваться. Однако он не проявил такой мудрости. Несмотря на наличие условий для этого, режим оказался неподготовленным к переменам. Это произошло из-за влияния иностранных держав и своей догматической структуры, которая не была готова к изменениям.
Таким образом, ситуация в Сирии соответствует плану передела Ближнего Востока. Будущее Сирии и система, которая будет в ней править, будут определяться развитием событий в рамках этого плана.
«ЦЕЛЬ НАПАДЕНИЙ — ЛИКВИДАЦИЯ АВТОНОМНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ»
Параллельно с атаками боевиков ХТШ на сирийские города турецкие оккупанты и боевики СНА начали атаки на автономные районы, особенно Минбидж. Как следует понимать этот параллелизм? Какова политика международных держав в отношении Рожавы и Северной и Восточной Сирии?
Следует проанализировать позицию Турции и правящей партии Партии справедливости и развития (ПСР) и Партии националистического движения (ПНД) по поводу ситуации в Сирии. Очевидно, что Турции теперь не отводится та же роль в переделе Ближнего Востока, как раньше. Турция пытается укрепить свои позиции, вовлекаясь в ситуацию в Сирии, но неясно, будет ли это успешным шагом. Позиции Турции в Сирии укрепились, но, возможно, это временно. До саммита G-20 в Индии Турция была исключена из проекта IMEC, и её политика стала открытой оппозицией. Президент Эрдоган заявил, что не допустит проекта, в котором Турция не участвует. Несколько месяцев спустя произошёл нападение ХАМАС, и США, Великобритания и Израиль использовали это как повод для реализации заранее подготовленного плана. Всё было организовано заранее, и после атаки ХАМАС они продвинули свои действия через Турцию. Мы не можем точно знать, позволил ли Эрдоган использовать себя в этих целях сознательно или это было неосознанно.
Очевидно, что Турция готовила свои бандформирования, называемые Сирийской национальной армией (СНА), для атак на Рожаву. Их цель — ликвидация автономной администрации. Таким образом, Турция использует СНА для осуществления своих нападений.
Как только ситуация в Сирии изменилась, критическими местами стали Шахба и Тель-Рифат, где были лагеря, размещавшие людей, бежавших из Африна. Иран и Россия занимали территорию между этими лагерями и Алеппо, но после их ухода из региона, Тель-Рифат оказался окружён. Силы Демократической Сирии пытались установить связь с этим регионом, но им это не удалось. В результате было принято решение эвакуировать людей из этого района. Турецкие оккупанты и СНА пропагандировали, что они заняли эти территории в ходе войны, но на самом деле это было сделано по соглашению.
В других районах, где происходили атаки, продолжается сопротивление населения и бойцов Сил Демократической Сирии. В Тишрине и Каракозаксе бойцы оказывают серьёзное сопротивление и наносят врагу большие потери. Турецкие оккупанты осознало, что полагаться только на СНА не даст успеха, и теперь оно оказывает давление на «Хайят Тахрир аш-Шам», чтобы заставить её противостоять СДС.
Будущее Рожавы и Сирии зависит от сопротивления народа и революционных сил. Народы этих регионов должны подготовиться к войне и обеспечить свою оборону. Если народ и революционные силы объединятся и будут сопротивляться, враг не сможет достичь своих целей. Народ Рожавы и его друзья должны быть солидарны с ними, проводить демонстрации и оказывать политическое давление, чтобы остановить атаки Турецких оккупантов.
«РЕВОЛЮЦИЯ РОЖАВА ДОБИЛАСЬ ЗНАЧИТЕЛЬНОГО ПРОГРЕССА».
- Революция в Рожаве продолжается уже 13-й год. Каков уровень системного и социального строительства революции в Рожаве, Северной и Восточной Сирии? Как следует понимать, что она может выжить благодаря собственным силам, несмотря на атаки и эмбарго, которые продолжаются в 2024 году? В свете последних событий, какие опасности подстерегают автономную администрацию и общество в новом году? Какие возможности создала новая ситуация для курдов и их союзников, борющихся за статус?
- Конечно, выживание революции Рожавы под всеми этими атаками - само по себе большое событие. Это, безусловно, результат огромных усилий и работы. Прежде всего, это право должно быть признано. Как мы видим, режимы падают, государства рушатся. Атаки, которым подвергается Рожава, ничуть не меньше, чем у других, и во многом даже превосходят их. Но революция Рожава устояла перед всеми этими атаками и смогла сохранить свою жизнь. Действительно, революция Рожава — это как оазис в пустыне. Гораздо сложнее существовать в качестве альтернативной силы в центре Ближнего Востока, в географии, где самые мощные мировые державы ведут свои расчеты. Безусловно, положение — это не единственный критерий. У революции есть цели и принципы. Ее следует рассматривать и оценивать в соответствии с этими целями и принципами. Однако оценка не может быть сделана в отрыве от условий и атак.
Если мы хотим оценить революцию Рожавы, мы должны учитывать ее уникальные аспекты, цели и принципы. Прежде всего, революция Рожава не действует в рамках традиционной парадигмы социализма. В отличие от государственно централизованных моделей, она не пытается передать всю собственность и власть государству, не ориентируется на использование госаппарата для преобразования общества. Рожава не считает эти методы правильными, поскольку они не привели к результатам в реальном социализме. Вместо этого революция Рожавы стремится строить общество на основе демократических коммун и свободной личности, преобразуя общество через вовлечение людей. Она опирается на принцип свободы женщин, считая, что социализм и революция могут быть реализованы через новое понимание жизни, построенное на основе свободы женщин. Экология и экологический образ жизни также являются фундаментальными принципами этой революции. Это все вместе стремится создать демократическое общество, противопоставляя его капиталистической современности.
Кроме того, революция в Рожаве пытается преодолеть националистическую, сектантскую и монистическую ментальность, навязанную национально-государственным капиталистическим модерном, и развивает понимание демократической нации.
Оценивая революцию Рожавы с учетом этих принципов и стратегий, можно с уверенностью сказать, что достигнут значительный прогресс. Во-первых, в Северной и Восточной Сирии удалось наладить совместную жизнь между народами на основе демократического национального понимания. Это первый такой опыт на Ближнем Востоке, который постепенно становится моделью для всей Сирии и региона. Второй важный успех — это достигнутый прогресс в области свободы женщин. Женщины в Рожаве значительно опередили мировые стандарты в этой области, и развитие их роли в революции будет иметь серьезное влияние на будущее Ближнего Востока.
Несмотря на все трудности, продолжаются усилия по строительству революции: организуются народные собрания, коммуны, комитеты. И хотя постоянные нападения, блокада, переселения и оккупации негативно сказываются на общественной жизни, защита революции от внешних угроз выходит на первый план. В настоящее время главная угроза исходит от Турецких оккупантов. Если атаки Турции будут остановлены благодаря тотальному сопротивлению, революция в Рожаве сможет продолжить развиваться и служить примером для всей Сирии. Этот опыт, накопленный в Северной и Восточной Сирии, должен быть использован для поиска правильного решения для Сирии в целом.
«ВОЗМОЖНОСТЬ ДЕЗИНТЕГРАЦИИ ИРАКА».
- В рамках соглашения между Турцией, ДПК и Ираком продолжаются нападения на Движение за свободу. В то же время в Южном Курдистане прошли выборы, и ДПК не смогла набрать большинства для формирования власти. В Ираке продолжаются внутренние проблемы, такие как нерешенные вопросы Киркука и Шенгала. Каким был 2024 год для Южного Курдистана? Как на общество повлияли оккупационные атаки? Какой год ожидает Южный Курдистан в будущем?
- Ирак — одно из государств, наиболее пострадавших от событий на Ближнем Востоке. Ожидается, что он окажется в числе тех, кто наиболее сильно пострадает от новой ситуации в Сирии. Иран стал целью для вмешательства США, Великобритании и Израиля, что нацелено на ослабление его влияния в регионе. В этом контексте, Ирак, учитывая влияние Ирана, скорее всего окажется в сложной ситуации, и возможность его дезинтеграции становится реальной.
Иракская проблема остается нерешенной с тех пор, как в 2003 году был свергнут режим Баас. Конституция не разрешила многих противоречий, включая вопросы по Мосулу и Киркуку. В результате Турция и Иран пытались усилить свое влияние на Ирак. Прогнозируется, что если ситуация в Сирии продолжит развиваться, Ирак может стать следующим объектом для перераспределения силы в регионе. Возможность распада Ирака возрастает.
Турецко-иракское соглашение должно стать уроком для Ирака. Вспоминаем, как в 1958 году, после свержения иракского королевства, был немедленно отменен Багдадский пакт, поскольку отношения с Турцией привели страну к катастрофе. Возвращение к этим отношениям сейчас является невыгодным и неправильно интерпретированным шагом.
Демократическая партия Курдистана (ДПК) в Южном Курдистане связана с турецким государством и правительством Партии справедливости и развития (ПСР), действуя в интересах Турции, а не курдского народа. Это сотрудничество подвергает Южный Курдистан большой опасности, создавая ситуацию, где народ остается без надежды, а ресурсы региона используются для материальных выгод. Демократическая партия Курдистана оказывает поддержку врагу в его оккупации и действиях против патриотов региона. Эта предательская линия делает врага гораздо опаснее.
Главной угрозой для курдского народа является не только внешняя агрессия, но и предательская политика, проводимая внутри страны. Необходимо создать патриотическое сопротивление этой политике, чтобы объединить усилия всех патриотических сил и вывести борьбу на новый уровень.
ИРАН – САМАЯ УГРОЖАЕМАЯ ДЕРЖАВА
- В течение всего года продолжалась война между Израилем и силами, находящимися под влиянием Ирана, так называемым «Шиитским полумесяцем» или «Осью сопротивления». Иран также был вовлечен в этот конфликт. Эти силы были значительно ослаблены. Внутри страны существует серьезная социальная оппозиция к политике Ирана. Особенно активное сопротивление оказывает восточный Курдистан, начиная с восстания Жины Эмини. В иранских тюрьмах также идет сопротивление, особенно со стороны женщин-политзаключенных. Как вы оцениваете это сопротивление? Как текущие региональные события влияют на Восточный Курдистан? Каких событий можно ожидать в Иране и Восточном Курдистане в ближайшее время?
- Стремление к свободе и демократической жизни велико в Иране. Иранское общество и народ Восточного Курдистана всегда стояли на ногах. С появлением лозунга «Женщина, жизнь, свобода» борьба вступила в новый этап, и роль женщин в лидерстве значительно возросла. У иранских народов за плечами столетие борьбы и опыта. Против шахского режима велась общая борьба, и шах был свергнут. Падение шахского режима, который был полностью под контролем капиталистической системы, стало великой победой общества над капитализмом. В этом контексте 1979 год стал важным переломным моментом в истории. Однако последующие события носили контрреволюционный характер. Под знаменем исламского правления произошел отход от линии революции, и поиск демократических путей развития оказался затрудненным. Таким образом, проблемы в Иране не решались и продолжали усугубляться. Сегодня Иран сталкивается с усугубившимися социальными проблемами.
Баланс сил, который Иран создал с помощью внешних сил, не был основан на прочном фундаменте. Иран усилил свое влияние в регионе не благодаря собственным усилиям, а воспользовавшись незавершенным или не до конца реализованным планом по развитию Ближнего Востока, оставленным капиталистической современностью. После распада Советского Союза вопрос о переделе Ближнего Востока стал важным в контексте американской интервенции в Ираке. Однако эта интервенция не охватила весь регион и осталась незавершенной. Систему, охватывающую весь регион, создать не удалось. Такая ситуация привела к возникновению пробелов на Ближнем Востоке, особенно в Ираке. Иран воспользовался этим вакуумом и усилил свое влияние в регионе с помощью своих аффилированных сил. Турецкие оккупанты приняло аналогичный подход. Однако наша борьба не позволила Турции установить слишком большое влияние в регионе. Иран же, к сожалению, ошибся, рассматривая свои достижения на Ближнем Востоке как результат исключительно своей изобретательности. Он считал, что его активность в Ираке и Сирии была следствием только его собственных усилий. Такой подход привел к игнорированию тех успехов, которые были достигнуты нашим движением в регионе. Теперь стало очевидно, что ситуация далеко не такова, как думал Иран. Когда был реализован план передела Ближнего Востока, охватывающий весь регион, то ось, которую Иран формировал и считал прочной, оказалась под ударом и распалась за очень короткое время.
* - «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида» и ИГИЛ признаны террористическими организациями в ряде стран.