Демирташ готов баллотироваться на пост президента

Находящийся в заключении бывший сопредседатель ДПН Салахаттин Демирташ подчеркнул важность организации встречи с другими оппозиционными партиями на демократических принципах.

Салахаттин Демирташ, находящийся в заключении бывший сопредседатель Демократической партии народов (ДПН), заявил, что готов к борьбе за президентский пост на предстоящих выборах в том случае, если его выдвинет ДПН. Отвечая на вопросы Ирфана Актана, представляющего газету «Дувар», Демирташ прокомментировал различные вопросы, включая недавнее нападение на беженцев в Анкаре, подход ДПН к альянсу оппозиции, возможное участие в предстоящих выборах и ухудшающиеся условия содержания в тюрьме.

Демирташ продолжает отбывать свой срок в городе Эдирне в западной части Турции, где он находится с ноября 2016 года, несмотря на решение Европейского суда по правам человека от декабря 2020 года, согласно которому его должны были немедленно освободить. В вердикте суда было сказано, что те причины, которые приводит турецкая власть в качестве оправдания для срока, являются лишь прикрытием попыток задавить плюрализм в стране.

– Очевидно, что между различными социальными и политическими группами есть разногласия по поводу беженцев. Как, по вашему мнению, будет развиваться данная ситуация в связи с тем, что число беженцев в стране уже превысило четыре миллиона, а в их отношении растёт неприязнь, что показывает недавний инцидент в Анкаре.

– Случай в Алтундаге в Анкаре демонстрирует уровень неприязни к беженцам. То, что в этом сыграла важную роль политическая риторика, очевидно. Именно поэтому важно, чтобы все политики крайне осторожно подходили к произносимым словам и воздерживались бы от поведения, которое может подлить масла в огонь расизма или дискриминации на любой другой почве.

– Защита прав беженцев всё чаще подаётся как некое преступление, объявляется чуть ли не государственной изменой. Каким может быть выход из данной ситуации?

– Нам нужно строить различные планы – на короткие, средние и длинные сроки. Нужно рассчитать возможности Турции по устройству беженцев, подготовить необходимую инфраструктуру, создать условия для возможности получения медицинских и образовательных услуг, обеспечить им пропитание и безопасность. Невозможно преуспеть в этом без поддержки населения. Это тот вопрос, который требует особого отношения. Сотрудничество со странами, откуда они прибывают, а также проведение эффективных мер, направленных на то, чтобы положить конец конфликтам и хаосу и даже эксплуатации в этих странах, необходимы. Следует перейти от такой формы взаимодействия с Западом, когда в первую очередь учитывается их необходимость в дешёвой рабочей силе, к той форме, где взаимодействие будет основываться на общих принципах. Они также должны взять на себя часть ответственности за беженцев.

Что вы думаете по поводу роста числа случаев насилия в отношении беженцев и курдов?

– Я не считаю, что недавние обострения являются результатом проведения какого-либо систематического плана. Это больше похоже на отдельные инциденты, которые были подогреты расистской риторикой властей. Однако нам стоит быть очень осторожными и пытаться избегать любых обострений, которые могут повлечь за собой настоящий пожар.

– Альянс нации (объединение оппозиционных партий), который опасается сближения с ДПН, а Народный альянс (правительственная коалиция), который стремится добиться запрета ДПН. Какую стратегию должна выбрать ДПН перед предстоящими выборами?

– ДПН сделает об этом публичное заявление в сентябре, прояснив нашу стратегию. Там будут ответы на ваш вопрос.

- Не так давно Сирри Сюрейа Ондар (бывший член парламента от ДПН) заявил: «На что нам стоит рассчитывать, если нынешнее правительство скоро уйдёт, но придёт новое, которое будет вести себя так же». Как бы вы прокомментировали это?

– Я частично соглашусь с ним, к сожалению, это звучит правдиво в отношении большей части оппозиции, однако не для всей. Именно поэтому мы настаиваем – чтобы избежать подобных рисков – на организации встречи между оппозиционными партиями на демократических принципах.

Некоторые из племенных лидеров Курдистана не так давно выразили поддержку РНП. Рюстам Зайдан в Юксекове, Искандер Артуш в Элбаке (Башкале)... О чём это говорит? Ваш товарищ по камере Абдулла Зайдан как-либо комментировал это?

– Каждый свободен сам делать свой политический выбор. Мы не можем обвинять людей в связи с их выбором или тем более заставлять их делать какой-либо выбор. Мы сфокусированы на том, что делаем сами, и пытаемся расширить сферу нашего влияния. Насколько мы знаем, Абдулла Зайдан продолжает быть членом парламента от Джоламерг (Хаккари) и тем человеком, которого любят и уважают наши люди. Не так легко завоевать любовь людей. Для этого недостаточно принадлежать к семье Зайданов или Артушей.

– Готовы ли вы вновь баллотироваться на пост президента, если поступит просьба или предложение от ДПН?

– Для меня честь и удовольствие делать всё, что попросит ДПН и народ, я готов к этому. В том числе идти на президентский срок.

– Сабахат Тунджаль (отбывающая срок экс- сопредседатель Демократической партии народов и бывший член парламента) недавно рассказала своим адвокатам, что она и её коллеги подвергались серьёзной агрессии со стороны тюремной администарции. Был ли и у вас такой опыт?

– Мы рассматриваем агрессию в отношении Сабахат Тунджаль как оскорбление нас всех. Я осуждаю это, и я знаю, что юристы предпримут необходимые шаги, чтобы привлечь виновников к ответственности. В тюрьме, где мы находимся, действуют серьёзные ограничения, а в отношении нас постоянно раздаются угрозы. Тюрьмы превратились в настоящие репрессивные центры. На прошлой неделе мои юристы направили заявление, где поднимается вопрос условий содержания в тюрьме, в Комитет по предотвращению пыток (КПП).