Дарар: помощь нужна всей Сирии
Сопредседатель Ассамблеи демократической Сирии (АДС) Рияд Дарар заявил, что во время встреч в Риме будут обсуждаться вопросы, связанные с обеспечением доставки помощи всем сирийцам и открытием пропускных пунктов.
Сопредседатель Ассамблеи демократической Сирии (АДС) Рияд Дарар заявил, что во время встреч в Риме будут обсуждаться вопросы, связанные с обеспечением доставки помощи всем сирийцам и открытием пропускных пунктов.
Он отметил, что слабый интерес недавних саммитов к сирийскому кризису может быть связан с незначительностью сирийской проблемы во внешнеполитических приоритетах Вашингтона в настоящее время.
Он также призвал международное сообщество включить вопрос об иностранных наемниках ИГИЛ (организация, запрещенная в РФ) и их семей в лагере «Хол» в проблематику сирийского урегулирования. США будут председательствовать на встрече по Сирии, которая пройдет 28 июня в столице Италии при участии основных стран, заинтересованных в сирийской проблематике, на полях встречи международной коалиции против ИГИЛ.
Соединенные Штаты расширили список приглашенных на встречу, включив в него министров иностранных дел «большой семерки» и «малой группы», а также Турцию и Катар, которые известны своей негативной ролью в Сирии и регионе в целом. Так, доклады международных организаций подтвердили причастность этих двух стран к поддержке террористических организаций. Посланник ООН в Сирии Гейр Педерсен представил два предложения: первое – формирование международно-региональной группы постоянных членов Совета Безопасности для обсуждения сирийской проблематики. Второе предложение сводится к сближению России и США в отношении Сирии.
Наше информационное агентство взяло интервью у сопредседателя Ассамблеи демократической Сирии Рияда Дарара.
– Международная «малая группа» проводит встречу по Сирии на фоне интенсивного движения в международных отношениях. Каких результатов вы ожидаете от этих встреч?
– «Малая группа», представленная министрами иностранных дел Египта, Германии, Франции, Иордании, Саудовской Аравии, Соединенного Королевства и США, считается представителем наиболее важных западных и арабских стран. Предполагается, что она будет содействовать политическому урегулированию в Сирии и поддерживать процесс восстановления после войны. Этот процесс идет параллельно деятельности по сирийскому урегулированию и предлагаемым решениям. В своем последнем заявлении эта группа осудила преступления, совершенные в Сирии, где погибли сотни тысяч человек, миллионы стали перемещенными лицами, а гуманитарная ситуация усугубилась из-за нападений на школы, больницы и другие гражданские объекты.
«Малая группа» выразила сожаление по поводу того, что Совет Безопасности не согласился с призывом защищать гражданских лиц, соблюдать нормы международного гуманитарного права, предоставлять доступ к гуманитарным услугам. Представители «малой группы» постоянно призывают ООН не мириться с какими-либо случаями применения химического оружия в Сирии, они всегда подчеркивали свою приверженность делу продолжения борьбы с терроризмом и стремление найти политическое решение в Сирии.
На мой взгляд, эта конференция в расширенном формате также направлена на обеспечение безопасного и беспрепятственного гуманитарного доступа для всех сирийцев, открытие переходов или поиск альтернативы им, а также отказ от каких-либо попыток осуществить преднамеренные демографические изменения.
Подобные позиции определяют направления этой конференции заставляют искать ее решения с тем, чтобы создать баланс добавленных к ней стран, продолжать бороться с терроризмом и сдерживать русское решение. Решение кризиса, предложенное Россией, опирается на Астанинский формат, и состоит оно в разделе сирийских земель на несколько территорий, чтобы затем вернуть их одну за другой под лозунгом номинальной легитимности под контроль режима.
– Идут разговоры о приглашении Турции и Катара. Как вы оцениваете это в свете негативной роли этих двух стран в сирийском кризисе и региональных кризисах в целом?
– Приглашение Турции и Катара нацелено на то, чтобы перекрыть дорогу Москве, которая недавно стремилась заключить сделку по восстановлению членства сирийского режима в Лиге арабских государств через Турцию и Катар. Это также является результатом дестабилизации доверительных отношений между Москвой и Анкарой. Приглашение является попыткой привлечь Турцию, которая снова пытается восстановить свои отношения с США и с НАТО, и открыть новую страницу в ее отношениях с Египтом и Саудовской Аравией.
Катар и Турция оказывают заметное влияние на события в Сирии, и их включение в «малую группу» и список стран, приглашенных в Рим.
– Было проведено несколько встреч по Сирии – в Женеве, Астане. В чем сходство этих встреч, достигли ли они каких-либо позитивных результатов для сирийцев?
–Существует разница между Астанинским процессом и «малой группой». «Малая группа» призывает к возобновлению женевского процесса и выполнению международных резолюций таким образом, чтобы обеспечить эффективное участие сирийцев в жизни страны и оказать давление на режим Асада с тем, чтобы он принял более серьезное участие в деятельности по поиску политического решения при осуждении преступлений, совершенных в Сирии. При этом сотни тысяч людей погибли, а миллионы были перемещены. Члены «малой группы» работают над обеспечением доступа к гуманитарным услугам. Кроме того, борьба с терроризмом продолжается, а политическое решение в Сирии имеет решающее значение.
Таким образом, мы считаем, что «малая группа» продолжает поддерживать специального посланника Генерального секретаря ООН в Сирии в достижении политического решения в соответствии с резолюцией 2254 Совета Безопасности ООН. Конечно, они также призывают к эффективному участию всех сирийцев в политическом процессе и поддерживают усилия, направленные на освобождение политических заключенных, а также на создание благоприятной обстановки. Следующие шаги в области безопасности и беспристрастности будут подразумевать шаги по разработке конституции страны и проведению честных, свободных, справедливых и заслуживающих доверия выборов под наблюдением властей и ООН.
Они также подчеркивают важность привлечения к ответственности в любых усилиях, направленных на достижение устойчивого, всеобъемлющего и мирного урегулирования конфликта. Участники группы поддерживают усилия по обеспечению того, чтобы все виновные в нарушениях международного гуманитарного права и прав человека подверглись преследованию и были привлечены к ответственности, включая тех, кто несет ответственность за гуманитарные преступления. Текущая цель – обеспечить безопасный и беспрепятственный гуманитарный доступ для всех сирийцев и не допустить никаких попыток преднамеренных демографических изменений.
– Что вы думаете о международной активности и встречах по сирийской проблематике?
– Примечательно, что недавние встречи на высшем уровне между Байденом и главами стран НАТО, а также с Путиным и Эрдоганом показывают слабый интерес к сирийскому кризису и не включают Сирию как независимую страну в повестку дня. Возможно, это из-за того, что Сирия сейчас занимает незначительное место во внешнеполитических приоритетах США.
Эта негативная позиция, которая сохраняется в течение многих лет, не требует серьезного вмешательства в трагическую ситуацию. Возможно, существовала тенденция использовать сирийскую проблематику в качестве козыря для получения уступок от наиболее важных участвующих сторон. Я имею в виду уступки от Ирана в ядерном досье, от Турции в вопросе курдского анклава, от российского руководства в отношение смягчении его позиции по гуманитарному досье и международной помощи нуждающимся и пострадавшим, а также по вопросу открытия переходов. Также есть компромиссы с Россией в более чем одном регионе перед лицом соперничества с Китаем на Украине. Отношения России и США могут быть восстановлены при отсутствии существующего конфликта.
Что касается стран, они работают на свои интересы, и это то, что мы видим во всех ситуациях на встречах и конференциях. Каждый стремится решить свои проблемы за счет сирийской земли и сирийского кризиса.
– Рассчитывают ли сирийцы на эту активность и что от них требуется для решения конфликта?
– Сирийцы должны выработать единую позицию для защиты своих интересов, поскольку ее отсутствие заставляет других решать их судьбу. Разделение позволяет другим играть с ними, и нет решения, кроме соглашения с оппозиционными силами, которые многочисленны и разнообразны. И мы не должны забывать о крупнейших силах на севере и востоке Сирии. Ассамблея демократической Сирии (АДС) должна разработать стратегию противодействия произошедшим изменениям и накопившимся неудачам в виде ряда конференций, семинаров и встреч представителей.
Сирийцы должны скорректировать курс, прежде чем решение о восстановлении режима возобладает над международным решением кризиса и революция провалится, а ее усилия, усилия ее сыновей и кровь тех, кто жертвует, пропадут зря.
– После этой встречи международная коалиция против ИГИЛ проведет еще одну встречу. Что на ней панируется?
– У меня есть лозунг «малой группы» глобальной коалиции против ИГИЛ, в котором говорится: «Наш альянс движим общим желанием остановить бедствие в лице ИГИЛ. Мы будем использовать все доступные средства для достижения этого со всей нашей силой, единством и решимостью. Мы стремимся противостоять ИГИЛ в глобальном масштабе и изменять наши методы реагирования в свете различных потребностей на местах».
Таким образом, изменение методов реагирования теперь требует принятия мер против задержанных членов ИГИЛ в Автономной администрации после падения последнего пункта террористов в Бахузе. Потому что без решения этого вопроса есть опасения, что ситуация пойдет не в то русло, а ИГИЛ, который не сворачивал свою деятельность и продолжал восстанавливать свои силы перед лицом нового противника, вернется.
Кроме того, необходимо урегулировать гуманитарную ситуацию в лагере «Хол», где семьи и дети ждут реабилитации. В противном случае появляется новое поколение, которое невозможно будет контролировать, если мы основательно не позаботимся об их судьбе.
Это срочный вопрос, и он был рассмотрен всеми заинтересованными странами, а ООН должна принять решение по нему и назначить международного представителя для включения его в свое досье для решения кризиса в Сирии и проведения справедливого судебного разбирательства на сирийской земле. Тем самым будет выработано некое решение в части невозвращения этой террористической организации.