Байындыр: мы не сдадимся
Несмотря на решение Конституционного суда, Джан Аталай, депутат и политик от Рабочей партии Турции, был лишен мандата. Депутат от ДПР Байындыр назвал эту процедуру «механизмом государственного переворота».
Несмотря на решение Конституционного суда, Джан Аталай, депутат и политик от Рабочей партии Турции, был лишен мандата. Депутат от ДПР Байындыр назвал эту процедуру «механизмом государственного переворота».
30 января прямая трансляция из турецкого парламента ненадолго прервалась. В парламенте начались бурные протесты фракций ПНРД (Партия народного равенства и демократии), TIP (Рабочая партия Турции), НРП (Народно-республиканская партия) и Saadet (Партия счастья) против неконституционного решения лишить мандата Джана Аталая, который в данный момент находится в тюрьме. Трансляцию прервали, чтобы народ не увидел протесты. Депутаты направились к вице-спикеру парламента и министру юстиции Бекиру Боздагу, скандируя «Свободу Джану Аталаю!». В председателя парламента бросили турецкую конституцию.
Принцип разделения властей в Турции не стоит бумаги, на которой написан
Адвокат и правозащитник Джан Аталай был приговорен к 18 годам лишения свободы за «заговор против правительства». Вердикт был вынесен в 2022 году по результатам процесса, связанного с протестами в парке Гези. Аталая обвинили в поддержке филантропа Османа Кавалы, который был приговорен к пожизненному заключению с отягчающими обстоятельствами за «заговор». Кавалу, в свою очередь, приговорили к лишению свободы в ходе политического суда.
На парламентских выборах 14 мая 2023 года Аталай получил место в парламенте, баллотируясь от Рабочей партии Турции. Недавно его приговор был утвержден Кассационным судом. Аталай должен был выйти на свободу после своего избрания, однако, Кассационный суд отказался его освободить. После ходатайства Аталая Конституционный суд, последняя инстанция в таких процессах, счел, что Кассационный суд нарушил право заявителя баллотироваться на выборах и право на политическую деятельность, и постановил освободить политика. И снова ему отказали в освобождении, что представляет собой очевидное нарушение норм конституции. Затем Кассационный суд пошел ещё дальше, и конституционные судьи столкнулись с обвинениями в «превышении юрисдикции». Однако, фактически собственную юрисдикцию превысил Кассационный суд, принимая решение лишить Аталая мандата. Такое решение может принять только парламент. 30 января большинство ПСР/ПНД провело это решение.
Байындыр: «Мы не сдадимся»
Сопредседатель Партии демократических регионов (ДПР) Кескин Байындыр метко назвал случившееся «переворотом» и заявил, что подобные инциденты будут неизбежны до тех пор, пока курдский вопрос не будет решен. Он обвинил правящий режим в том, что тот не признает и не исполняет даже свои собственные законы, игнорируя народную волю.
Он напомнил о предыстории этого подхода: «Мы уже не в первый раз видим этот механизм переворота в действии. Это прямое посягательство на волю народа и путь демократической борьбы уходит корнями в 1990-е годы. В 1994 году в результате подобного политического переворота пострадали депутаты от Демократической партии, и сегодня то же самое происходит при прямом участии правительства ПСР/ПНД. И если в 1990-е годы власти стремились помешать борьбе курдского народа за демократию, устраивая аресты депутатов и запрещая политические партии, то сегодня режим полностью игнорирует волю народа. Политический переворот против ДПН (Демократической партии народов) произошел 4 ноября 2016 года, после чего были лишены мандатов Лейла Гювен и Муса Фарисогуллари. Эти события нельзя забывать».
Политик подчеркнул, что тюремные сроки для избранных народных представителей и назначение лояльных режиму лиц в демократические муниципалитеты силовым решением – попытка узурпировать волю народа. Он добавил: «Причина, по которой этот механизм переворота продолжает функционировать, заключается в том, что настоящая борьба еще не началась, её механизмы не были созданы. Именно поэтому мы настаиваем на решении курдского вопроса. Правительство игнорирует волю курдов и оказывает давление на общество, действуя по своему усмотрению. Пока курдский вопрос остается нерешенным, подобные события неизбежны, а демократическая политика будет продолжать страдать. Должно быть ясно, что это решение [по делу Джана Аталая] не имеет никакой силы в наших глазах. Мы не признаем это решение и не сделаем ни шагу назад перед лицом подобной политики. Мы продолжим борьбу за демократию против правительства, которое открыто нарушает закон».