Курдистан

Байык: свобода женщин и защита окружающей среды – базис нашей борьбы

Джемиль Байык рассказал о роли курдской молодежи, эмансипации женщин и долге патриотов в борьбе против особой войны, ведущейся в Курдистане.

Во второй части обширного интервью сопредседатель Исполнительного совета Ассоциации обществ Курдистана (АОK) Джемиль Байык рассказал о роли курдской молодежи в борьбе против фашистских захватчиков в Курдистане.

Байык подробно объяснил значимость борьбы против эксплуатации и разграбления природных ресурсов региона и, наконец, рассказал о том, почему ДПК стремится отложить выборы и какие интересы правящая партия Южного Курдистана преследует в настоящий момент.

Первую часть интервью можно прочитать здесь.

- Революционная молодежь играет роль авангарда в Северном Курдистане, Рожаве и за рубежом, и она уже добилась важных результатов. Молодые активисты достойно встретили Науроз, приняли участие в муниципальных выборах в Северном Курдистане и Турции, а недавно поддержали народное восстание в Ване. Как вы оцениваете нынешнее состояние курдской молодежи?

- Курдская молодежь не похожа на молодых людей других стран. Сегодня курдский народ идет дорогой жизни, оставляя смерть за своими плечами. Курдские девушки и юноши – дети этого народа. Поэтому они не могут жить в рамках существующей системы, которая не предусматривает для них иного пути, кроме смерти. Они должны жить вне этих рамок. Тогда они смогут повести за собой курдский народ и помочь ему выжить. Против курдов проводится политика геноцида. Особый долг молодежи – выступить против этой политики, так как именно новое поколение определяет будущее нации. Если молодые люди хотят сберечь будущее своего народа, они должны вести его за собой. Именно так они смогут сохранить свои перспективы и всё общество.

Мы – молодежное движение. Оджалан однажды сказал: «Мы начали молодыми, и мы добьемся успеха молодыми». Молодежь курдского народа должна взять этот лозунг за основу. У нашего движения есть своя история борьбы, и молодежь никогда не откажется от поставленной цели. От наших молодых соратников требуется сопротивление на базе нашей истории. Революционная молодежь должна действовать, не признавая никаких препятствий, которые ставит перед курдами государство, предатели или даже их собственные семьи. Поэтому я обращаюсь ко всем семьям: патриотизм требует от нас заботы о себе, о своей стране, о своих детях и противостояния врагу. Неправильно, когда семьи считают себя патриотами и в то же время ставят препоны на пути своих детей, предлагая им жить в границах системы, которая убьет их физически или культурно. Это не патриотизм. Режим хочет уничтожить курдский народ и начинает с молодежи. Губернатор Сиирта сказал: «Лучше стать проституткой, чем партизанкой». Он открыто заявил об этом. Именно в этом заключается политика турецкого государства, потому что они стремятся уничтожить наш народ.

Так почему же они хотят уничтожить нашу молодежь? Если они лишат будущего новое поколение, они смогут уничтожить всё курдское общество. Если молодые люди не выполняют свои обязанности перед народом и страной, если они не участвуют в борьбе, не выступают против оккупации и ассимиляции, государство ставит их в ситуацию, которая лишает их любого будущего. Семьи же убеждают их существовать в рамках системы вместо того, чтобы показать своим детям путь к свободе. Система уничтожает вас. Патриотизм и человечность не позволяют с этим смириться. Поэтому я призываю все семьи: не обращайтесь так со своими детьми, позаботьтесь о них. Расскажите им, что представляет собой курдская действительность. Не позволяйте им становиться марионетками в руках врагов. Держите их подальше от наркоторговли, работы на турецкие власти, проституции и ассимиляции. Молодые люди живут под игом враждебного государства. Турция предлагает им другую культуру – арабскую. Молодежь не должна мириться с попытками ассимиляции. Молодые революционеры должны противостоять этому, бороться и выполнять свой исторический долг. Это то, чего мы от них хотим. Они должны сражаться, где бы они ни находились, и вступать в ряды партизан. Они должны организовывать своих знакомых и проводить акции протеста. Именно так зарождалось и развивалось освободительное движение.

- Как вы уже говорили, в Северном Курдистане проводится политика особой войны, особенно против курдских женщин, молодежи и даже детей. Юноши и девушки пытаются дать отпор этой политике. Что можно сделать в такой ситуации?

- Если турецкое государство уделяет так много внимания женщинам, молодежи и детям, за этим кроются определенные причины. Все эти страты нашего общества – будущее курдского народа. Другая причина заключается в том, что Оджалан говорил, что и молодежь, и женщины – авангард борьбы. Поскольку фашистский турецкий режим стремится уничтожить курдский народ и Курдистан, в стране проводится соответствующая политика. Желая достичь этой цели, наши оппоненты атакуют женщин, молодежь и детей. Каждый день где-то убивают детей. Вы не увидите этого в Турции, только в Курдистане. Это говорит о враждебном отношении к курдам. По улицам курдских городов ездят бронированные автомобили, и дети гибнут в ДТП. Курдов пытаются запугать и заставить подчиниться с самых ранних лет. Так они стремятся уничтожить наш народ. Женщинам и молодежи предлагают арабскую культуру, наркотики, проституцию, «работу» агента и ассимиляцию. Это откровенная попытка лишить курдов возможности сражаться и лишить наш народ внутренних связей, разрушая наши сообщества.

Именно поэтому режим Эрдогана избрал политику войны, которую власти проводят в школах, на улицах, повсюду. Снимаются телесериалы, сценарии которых направлены против курдского общества, женщин и молодежи. Так наши противники пропагандируют «единство нации», убеждая каждого исподволь, что вы можете быть лишь турком. Их цель – лишить курдский народ корней, страны и человечности и заставить служить режиму. Порой они организуют фестивали, пропагандируя свой язык, культуру и историю, как сверхдостижения. Они уничтожают и запрещают всё, что служит курдскому патриотизму и напоминает о революции. Они не позволяют развиваться курдскому театру, курдской музыке и языку; иными словами, делают всё, чтобы уничтожить наш язык, культуру и самобытность. При этом они не видят никаких границ.

Женщины и молодежь должны отстаивать себя, свою страну и общество. Они должны бороться против оккупации и геноцида, защищать свой язык, культуру, самобытность, страну и будущее. Они должны вести свой народ за собой, противостоять политике турецкого режима, просвещать и организовывать людей, чтобы те могли защитить себя от турецкой политики и обрести свободу и самобытность. Вот что от них требуется.

- Сохранение экосистем – ещё один фундаментальный столп вашей парадигмы. Факт войны против Курдистана наиболее очевиден, когда мы видим разграбление его природных ресурсов. Зачем враг так активно атакует природную среду?

- Построение демократического общества возможно только путем эмансипации женщин и при условии идеологической борьбы. В противном случае вы не сможете построить демократическое общество; вы не сможете достичь своих целей – свободы и демократии. В курдской культуре заложено бережное отношение к окружающей среде. Те, кто не защищают природу, не смогут добиться свободы. Турецкий режим грабит природные богатства Курдистана, уничтожая средства к существованию. Власти строят горнодобывающие предприятия, сжигают леса Курдистана, вырубают деревья, строят плотины, отключают электричество в Урфе и Мардине, чтобы помешать развитию сельского хозяйства. Они пытаются вынудить население бежать, чтоб повлиять на демографическую ситуацию в Курдистане.

Например, все знают, что произошло в Иличе; это продолжается в Ширнаке, Габаре, Хаккари и Дерсиме. В Хаккари, деревне Маринос, люди выступили против грабежа. Я высоко ценю их усилия. Курды должны защищать свои земли, ценности и жизни, как это делают жители Мариноса. Они не должны допустить победы оккупантов. Может быть, какие-то шаги уже предпринимаются и в других провинциях, но пока что этого недостаточно. Защитите свою жизнь и свое будущее. Государство разрушает жизнь курдского народа. Например, при добыче полезных ископаемых они используют яды. Вода загрязняется, люди не могут заниматься сельским хозяйством, деревья умирают, и всё это наносит огромный ущерб жизням и психологическому состоянию людей. Если вы не организуетесь, вы не сможете предотвратить грабеж или геноцид. Турция хочет сделать Курдистан своей вотчиной, и для этого власти намерены уничтожить курдский народ. Защищайте свои реки, свою землю и свой регион. Это равнозначно защите своего будущего и свободы.

Вы не можете жить в Курдистане и терпеть происходящее. Вы не должны позволять врагу забирать ваши природные ресурсы, вы не должны давать ему возможность уничтожать ваши средства к существованию. Курдский народ отстаивает свои земли. Говорят, что в Ширнаке наиболее загрязненная атмосфера в Турции. Как же так вышло? Государство не оставило здесь лесов. Здесь были построены нефтеперерабатывающие заводы. Турецкий режим оправдывает грабеж в Курдистане. Не так давно чиновники заявили: «Прежде РПК не позволяла нам открывать новые места добычи полезных ископаемых; партизаны мешали нам использовать богатства Курдистана». Они солгали, что «за РПК стоят иностранные державы, которые помогали партизанам, чтобы помешать нам получить эти богатства». Так они хотят мобилизовать турецкое общество против РПК и курдского народа, обманывая людей. Они намерены узаконить геноцид курдского народа и массовые убийства. Другими словами, режим стремится заручиться поддержкой народов Турции, пропагандируя шовинизм. Так режим рассчитывает завершить геноцид в Курдистане. Народы Турецкой Республики должны это понять. Сейчас в стране нарастает голод, распространяется нищета. Ситуация стала очень серьезной. Это результат политики государства в отношении курдского народа. Этот режим не может ничего дать турецкому обществу, занимаясь грабежами и войнами. Народы Турции должны осознать это. Их глаза открываются с каждым днем, но они должны увидеть суть происходящего как можно скорее.

Если они хотят, чтобы голод прекратился, выход заключается в том, чтобы противостоять политике турецкого государства в отношении курдов. Тогда голод и нищета будут побеждены. Власти же стремятся привлечь экологические движения к своей стратегии, чтобы скрыть происходящее в Курдистане. Они проводят масштабную работу в этой области. Никто не должен попасть в их ловушку. Не ждите, что государство будет бороться с проституцией, наркоторговлей, шпионажем, миграцией и голодом, потому что все эти правонарушения – следствие государственной политики. Как же можно этому помешать?

Некоторые люди выдвигают требования к власть предержащим, говоря: «Государство должно сделать то-то и то-то, принять такие-то и такие-то меры». На данный момент подобные заявления вызывают стыд и смущение, особенно когда звучат из уст курдов. Просить и ожидать от такого государства нельзя ничего. Этот режим убивает курдов каждый день, стремясь уничтожить наш народ. Как курд может просить что-то у режима? Курды должны бороться за то, что им нужно. Они добьются своих целей благодаря собственной борьбе, поэтому они не должны ничего требовать от государства. Вы не должны просить государство бороться с проституцией и коррупцией, потому что режим сознательно развивал эту политику в Курдистане.

- Выборы в Южном Курдистане снова отложены. Почему ДПК и семья Барзани выступают против выборов? Какую опасность эта политика представляет для Южного Курдистана и Ирака?

- Барзани заявляют, что «влияние РПК грозит Южному Курдистану утратой статуса». Однако, именно Барзани могут лишить статуса Южный Курдистан. Барзани полностью связали свою судьбу с ПСР и ПНД. Если Барзани хотят, чтобы выборы были отложены, для этого есть несколько основных причин. Первая – предательство курдов, которое они совершили. Поскольку они действуют на стороне Турции, они не только враждебны партизанам, они также враждебны курдскому народу. Их политика показала всем их истинное лицо. Они были разоблачены.

Вторая причина заключается в том, что после муниципальных выборов в Северном Курдистане и Турции ПСР понесла серьезные потери, а Барзани были ослаблены. Именно поэтому они хотят, чтобы выборы были отложены. Они знают, что если выборы состоятся, они могут проиграть так же, как проиграл Эрдоган. Они сделали выводы из случившегося в Турции. Они понимают, что если сейчас пройдут выборы, они могут лишиться власти, и не хотят терять те возможности, которые у них есть. Сейчас в Южном Курдистане фактически нет правительства. Клан Барзани правит, используя все ресурсы, занимаясь безудержным грабежом. Так же как ПСР богатеет за счет разграбления ресурсов Северного Курдистана и Турции, Барзани грабят всё и вся на юге. У них на счетах миллиарды долларов, они владеют несколькими домами в Америке, у них есть огромные виллы. Население Южного Курдистана голодает и беднеет с каждым днем, пока семья Барзани богатеет день ото дня. Почему? Потому, что там нет легитимного правительства, нет контроля над властью, и на юге правят Барзани. Они делают всё, что хотят, всё, что им нравится. Нет ни закона, ни справедливости. Если бы они действительно боролись за будущее курдов, за народ Южного Курдистана, если бы они были демократами и свободными людьми, зачем им откладывать выборы? Чего они боятся? Они боятся, потому что им есть, что скрывать. Они не хотят, чтобы об этом узнали, опасаясь потерять свои возможности. Вот почему они хотят отложить выборы.

Ещё один момент, на который я хотел бы обратить внимание: они не говорят, что выборов не должно быть, они говорят, что этот вопрос следует отложить до конца года. Почему? Потому, что Эрдоган заявил: «Мы займем новые районы в Южном Курдистане». Очевидно, что они реализуют эту программу. Они ждут, когда турецкие войска дислоцируются на юге Курдистана. Как только они займут Южный Курдистан, возможность выборов будет исключена, и Барзани сохранят свою власть. Именно так они себе это представляют. Как министр юстиции Турции говорил, что в тюрьме на Имралы нет никакой изоляции, так и Барзани говорят, что в Южном Курдистане всё работает идеально, а в местных тюрьмах «нет никого, кто был бы лишен права на связь с внешним миром». Пока они говорят об этом, они препятствуют людям в их праве на свидания. Даже адвокатам ставят препоны в том, чтобы видеться с клиентами. Они преследуют людей.

Народ Южного Курдистана заплатил высокую цену в Бехдинане и Соране. Тысячи пешмерга были убиты. Они сражались против Саддама и отдали жизни не для того, чтобы турецкий режим пришел к власти в Южном Курдистане. Они делали это, чтобы избавиться от диктатуры и жить в свободном демократическом мире. Но мы видим, что сегодня семья Барзани сдает Южный Курдистан Турции. Они заменяют Саддама турецким режимом. Какое отношение это имеет к патриотизму? Почему Южный Курдистан должен с этим мириться? Наш народ очень патриотичен, жители Южного Курдистана упорно сражались и отдали много жизней. Они не могут принять турецкую оккупацию. Я убежден, что все они, особенно жители Бехдинана, глубоко возмущены правлением и диктатурой Барзани и хотят жить в свободной и демократической обстановке. Они должны защищать свою историю, ценности и статус. Барзани рассчитывают ликвидировать статус Южного Курдистана, сдав регион в руки Турции.

Именно партизаны защищают Южный Курдистан и платят за это высокую цену. Они отдали много жизней не только за Южный Курдистан, но и за весь Ирак. Это знают все. Порой некоторые люди говорят: «Барзани не предатели, их соратники тоже гибли на полях сражений». Но пешмерга и сторонники Барзани погибли не для того, чтобы ДПК служила турецкому фашизму и превратила Южный Курдистан в провинцию Турции. Это нужно понимать. Если бы кто-то другой сделал это, он был бы осужден за предательство. Но этого не говорят о Барзани. Почему? Потому что такие люди получают деньги от Барзани, вот почему. Наш народ должен сохранять бдительность. Те, кто не выступают за свободу Оджалана, за Курдистан, против турецкого режима и против измены, не могут быть патриотами. У курдов должны быть критерии. Главный критерий – патриотизм. Патриотизм означает борьбу с оккупацией, враждебной политикой и предательством. С этими словами я обращаюсь ко всем патриотам.