Сопредседатель Ассоциации обществ Курдистана (АОК) Джамиль Байык заявил, что смертельная голодовка 14 июля доказала, что врага можно победить даже в самых сложных условиях, и подчеркнул: «Это пример борьбы освободительного движения и веха в истории революции Курдистана. Если мы хотим добиться прогресса в Курдистане, взяв за основу опыт наших революционных предшественников, то это можно сделать, лишь приняв их стратегию».
Прошел 41 год со дня великой смертельной голодовки участников РПК в тюремных застенках Амеда (Диярбакыра). Они начали сопротивление 14 июля 1982 года; в результате Мехмет Хайри Дурмуш, Кемаль Пир, Акиф Йылмаз и Али Чичек погибли в этой борьбе. Этот день имеет огромное историческое значение для освободительной борьбы народа курдов, и сопредседатель Исполнительного совета АОK, ветеран курдской политики Джемиль Байык написал статью, которая напоминает о значимости этого сопротивления.
Байык пишет:
«Сопротивление 14 июля – это великая акция противостояния угнетению, жестокости и пыткам, которая оказывает влияния на события по сей день. Это один из величайших актов сопротивления в истории человечества, нашей партии и нашего народа. Участники сопротивления 14 июля показали нашему народу и движению путь к победе. Они заняли верную сторону в борьбе с фашизмом и колониализмом и стали примером подлинного благородства и защиты человеческих ценностей, примером человечности в условиях жестокости, угнетения и пыток. Поэтому сопротивление 14 июля имеет огромное значение для человечества. Я с уважением и благодарностью чту память участников партии – Мехмета Хайри Дурмуша, Кемаля Пира, Акифа Йылмаза и Али Чичека, – и почтительно склоняюсь перед их историческими деяниями. Я чту память всех павших героев революции и борцов за демократию в их лице. В этот день я повторяю обещание добиться успеха, данное павшим товарищам. Я приветствую всех соратников, которые сопротивлялись в тюрьмах колониального режима, чувствуя поддержку духа 14 июля. Я шлю сердечный привет партизанам, которые сопротивляются вторжению, и высоко ценю их стойкость и упорство. Истина, о которой говорит нам опыт 14 июля, заключается в следующем – человеческое достоинство можно сохранить, а враг может быть побежден путем сопротивления, в каких бы тяжелых условиях вы ни находились.
Борьба за независимость Курдистана в тяжелейших условиях
Великое сопротивление 14 июля требует понимания своей сути и всестороннего осмысления. Эта акция – пример самопожертвования, героизма и мужества. Её участники выбрали благородную позицию противостояния жестокости, преследованиям и произволу. Они стали на защиту жизни и человеческих ценностей. Это была великая борьба за освобождение курдского народа. Заключенные турецких застенков доказали свою преданность общему делу, партии и товариществу. Преданность освободительной борьбе, независимости Курдистана и стратегии борьбы РПК сформировала духовный стержень этих людей. Именно поэтому они отстаивали общее дело в самых тяжелых условиях и продолжали борьбу, не сдаваясь на милость врага. Чтобы понять значимость 14 июля во всех его аспектах, нам необходимо понимать бойцов этого сопротивления. Я постараюсь кратко остановиться на событиях, последовавших за сопротивлением 14 июля, на партии, её участниках и бойцах.
Главной целью 12 сентября было подавление освободительного движения
Чтобы понять ход сопротивления 14 июля и последовавшие за ним события, необходимо знать и понимать условия, которые привели к этому историческому акту борьбы. Сопротивление 14 июля – это акция борьбы против режима фашистской хунты 12 сентября. Режим 12 сентября был создан, чтобы уничтожить курдов. Борьба за социализм и освобождение угнетенных народов и классов, поднимавших голову в мире, вспыхнула в Турции и Курдистане в начале 1970-х годов. Эти события привели к распространению революционных настроений, особенно среди молодежи. Когда турецкое государство не смогло предотвратить революционный подъем с помощью военизированных фашистских структур, оно совершило военный переворот при поддержке НАТО 12 сентября 1980 г. Началось подавление социалистической борьбы, развернувшейся в Турции; революционеров истребляли при режиме фашистской хунты, воцарившемся в результате военного переворота. Турецкий режим делал всё возможное, чтобы не допустить распространения национального самосознания в Курдистане. Освободительная борьба не должна была захватить массы, чтобы власти могли завершить геноцид курдов. Таким образом, главная цель военного режима 12 сентября – подавить развивающееся освободительное движение и завершить геноцид курдов. После переворота власть принялась делать конкретные шаги, чтобы достичь этой цели. В Турции и Курдистане начались операции по подавлению любого инакомыслия. Волны насилия распространились повсеместно.
В результате многие революционеры оказались в тюрьмах. Оставаться в стране было опасно, и многие были вынуждены уехать за границу ради спасения своих движений. Фашистский режим казнил десятки революционеров, чтобы продемонстрировать свою власть. Пленные подвергались пыткам, чтобы выбить из них раскаяние и добиться признания. Пытки в тюрьмах стали обыденностью, и многие политические заключенные погибли в этих условиях. Там, где сопротивление не успело охватить умы людей, многие ломались; это сказывалось негативно как на заключенных, так и на обществе за стенами тюрем. Массы пытались запугать открытыми методами насилия. Общество охватила безнадежность. В этом и состояла цель фашистской хунты.
Режим подталкивал людей к бегству из страны
После переворота условия пребывания в стране стали крайне сложными; вести борьбу в прежнем ключе не представлялось возможным. Многие связи были выявлены, патриотов, сочувствующих и работников партии арестовывали каждый день. Оставаться на родине и защищать партию стало невозможно, опасность резко возросла. Многие движения, которые не смогли принять меры или промедлили, были уничтожены. Отъезд за границу стал единственным выходом для многих. Многие революционеры приняли решение оставить Турцию. Так начался отток участников революционных движений с территории страны. Конечно, не все уезжали с одинаковыми целями. У многих борцов и организаций уже не было условий для борьбы. Были люди, которые уехали в Европу и остались там, столкнувшись с долей беженцев.
Конечно, Европа означала отказ от борьбы, от поиска индивидуального жизненного пути. Это было равнозначно принятию жизни в рамках капиталистического модерна и согласию существовать в условиях либерализма, ведь Европа была центром системы капиталистического модерна. Борьба за демократию и социализм, которая шла более 150 лет, все социальные ценности, созданные в Европе, были истреблены идеологией либерализма. Никто из отправившихся туда не мог избежать столкновения с этой реальностью. Пионеры турецких социалистических движений оказались именно в таких обстоятельствах, уехав в Европу, и борьба, которую вели в Турции, пошла на спад. Этот шаг нанес революционным перспективам ущерб, который не преодолен и сегодня. С другой стороны, дверь в Европу оставили открытой для революционеров сознательно. Люди получили некоторые финансовые возможности, чтобы уехать. Следует понимать, что Европа находилось под контролем системы. Жизнь в этих странах шла по правилам капиталистического модерна, и борьба не имела к ней никакого отношения. Поэтому режим 12 сентября никогда не был против отъезда участников революционных движений из страны – это означало отказ от борьбы.
Наше движение предпочло остаться на Ближнем Востоке
Абдулла Оджалан также счел нужным уехать за границу, чтобы защитить освободительное движение от уничтожения, но выбрал для этого Ближний Восток. Оджалан рассматривал выезд за границу как подготовку к новому этапу борьбы. Революционеры, пережившие подъем хунты, отправятся за рубеж, пройдут профессиональную подготовку, получат идеологические знания и военные навыки и вернутся в страну, чтобы продолжать борьбу, используя новую тактику. В этом заключалась идея народного лидера курдов. Поэтому всё движение предпочло отправиться на территорию Ближнего Востока.
Ближний Восток считался сердцем борьбы и эпицентром революционных движений. Среда палестинских организаций была привлекательна для тех, кто хотел развивать борьбу. Это давало определенные возможности. Конечно, это не были материальные жизненные возможности, которые могли помочь индивидуалисту, как это было в Европе. Ближний Восток мог предложить условия для занятий, идеологической и военной подготовки. Оджалан рассматривал отъезд за границу как подготовку к возвращению на родину, и поэтому выбрал этот регион. Он также считал опасным путь эмиграции в Европу и нередко возражал против подобных решений. Он вел эту борьбу как внутри организации, так и вне её, чтобы другие революционные движения не делали неверных шагов.
Оджалан предвидел угрозу переворота 12 сентября
Оджалан уехал за границу ещё до переворота 12 сентября и планировал постепенно привлекать к работе новых участников движения, так как предвидел грядущие события. Он делился своими опасениями с другими движениями, подчеркивая, что необходимо принять меры предосторожности. Значительная часть революционеров попала в тюрьмы режима еще до переворота. Иными словами, аресты в Курдистане начались до 12 сентября. После переворота все, кто ещё были на свободе, попали в розыск. В итоге в плену оказались практически все соратники, кроме тех, кто уехал за границу. Не только сами революционеры, но и сотни сочувствующих делу освободительной борьбы сторонников и патриотов были схвачены и брошены в фашистские застенки.
Предвидя такое развитие событий, Абдулла Оджалан выехал за границу и попытался создать возможности для перебазирования движения, а также искал средства для проведения идеологической и военной подготовки. Эту работу он делал в условиях весьма ограниченных связей и возможностей. У Оджалана не было готовых связей и путей, и он создавал эти возможности самостоятельно. Когда наступило 12 сентября, движению удалось перебазироваться на Ближний Восток благодаря этой дальновидности. Этот успешный шаг вселял во все сердца уверенность в том, что у борьбы есть будущее. Все товарищи верили, что Оджалан способен найти выход из самых непростых ситуаций.
Пытки революционеров и антикурдский характер турецкого режима
Фашистский военный переворот произошел 12 сентября 1980 г. Его целью было восстановление колониального строя и установление господства государства над обществом. Воцарившийся режим стремился к абсолютному порабощению и подавлению населения страны; на общество обрушилась волна насилия. В умах людей не осталось и памяти об идее свободы, и страсть к ней была вытравлена из общественного сознания в целом. Безусловно, основной мишенью военно-фашистского переворота были революционеры, ведь именно они заложили в умы идею свободы и были пионерами борьбы. Революционеры и революционные движения стали самыми первыми мишенями хунты. Многие попали в тюрьмы и оказались под пытками. Тюремные комплексы стали центрами пыток. Режим стремился уничтожить источник надежды и веры общества, чтобы народы начали сожалеть о том, что верили в революцию, вынуждая людей смириться с подчинением колониальному порядку под угрозой геноцида. Одной из этих пыточных была военная тюрьма в Амеде (Диярбакыре), где содержались участники РПК и сочувствующие партии люди. Пытки, применявшиеся в этой тюрьме к товарищам из РПК, её сторонникам и курдским патриотам, можно объяснить только абсолютно антикурдским характером колониального турецкого государства.
Оджалан предложил пути для дальнейшей борьбы
Пока заключенные и народ столкнулись с репрессиями, пытками и расправами, против революционеров развернулась идеологическая атака. Их стремились отвлечь от борьбы, посеяв в революционной среде отчаяние. Выбирая пути временного отступления, Абдулла Оджалан стремился не допустить развития подобной ситуации; Ближний Восток должен был стать местом подготовки к возвращению на родину.
Но и отъезд не во всем складывался благополучно. Идеологическая атака на революционеров стала повсеместной. В их среде сеяли безнадежность и правые идеи. Те же тенденции взращивались на Ближнем Востоке. Более того, эта деятельность велась по большей части именно на Ближнем Востоке, потому что те, кто отправлялись туда, планировали вернуться в страну и продолжать борьбу. Последствия, конечно же, наступили – некоторые левые организации, приехавшие из Турции на Ближний Восток, пытались переманить революционные движения в Европу. В те дни многие структуры, обладавшие большими возможностями, чем РПК, обратили свои взоры к Европе, и некоторые революционеры сочли это решение наиболее подходящим.
Были такие мнения и в курдской революционной среде. Четин Гюнгёр (Самир) продвигал именно этот подход в нашей среде. Пока Оджалан пытался подготовить уехавших к возвращению в страну, Самир и его соратники стремились в Европу и подталкивали товарищей в партийной среде к этой мысли – стать беженцами. Эти дискуссии негативно сказывалось на обстановке и моральном духе борцов. Существовала серьезная опасность провокаций, и Оджалан вел напряженную идеологическую борьбу против своих оппонентов. Конечно, это было нелегко, особенно в сложившихся обстоятельствах. Самир уводил партию вправо, отравляя атмосферу в рядах организации. Революционные меры и принципы, известные нам сегодня, ещё не были выработаны на тот момент. Однако, добиться прогресса было возможно при постоянной, напряженной идеологической и организационной борьбе. Вся эта деятельность требовала недюжинных усилий. Партийный центр не справлялся с провокациями Самира, и эта проблема отяготила и без того тяжелое бремя Оджалана. Он взвалил на себя практически всю борьбу. Поддержка со стороны центра была очень ограниченной.
Борьба была возможна только при условии преданности делу освобождения Курдистана
Члены партии, прибывшие на Ближний Восток, были честными, самоотверженными, ответственными людьми, готовыми возглавить борьбу. Все товарищи испытывали подобные чувства. У других революционных движений, кроме нашего, было такое же сильное желание идти путем борьбы. Однако, ушедшие вправо участники движений пыталось запутать умы и направить революционеров путем индивидуализма.
Безусловно, это были крайне непростые условия. Переворот 12 сентября стал угрозой для всех инакомыслящих. Демократические права более не работали даже в ограниченном объеме, никакие законы не соблюдались. Тех, кто высказывал хоть малейшее возражение, могли открыто расстрелять посреди улицы; другим исходом была тюрьма. Значительная часть товарищей оказалась в плену. Политзаключенные подвергались жестоким пыткам. Тюрьмы стали центрами пыток. Против переворота не звучало возражений, никто не оказывал противодействия извне. Напротив, господствующие силы были на стороне путчистов. Военный переворот 12 сентября был осуществлен при поддержке США и НАТО, после чего Курдистан стал эпицентром подавления освободительных движений. Наиболее жестокие формы пыток применялись в военной тюрьме Диярбакыра. В таких условиях было непросто напомнить людям о справедливости и побудить их к борьбе. Обстоятельства были тяжелыми, а возможности – очень ограниченными. Единственная возможность, которая была у нас на ближневосточном направлении, – это базирование в лагерях некоторых дружественных палестинцам организаций, идеологическая и военная подготовка. Других возможностей не было вовсе. В этих условиях можно было принять решение бороться лишь при условии глубокой преданности народу, товарищам и делу освобождения Курдистана. Оджалан понимал всю сложность ситуации. Он вел идеологическую и организационную борьбу за то, чтобы это понимание развивалось в нашей среде. С одной стороны, он пытался преодолеть трудности, побуждая движение укреплять волю, а с другой – напоминая о патриотизме и революционных настроениях. Это было нелегко.
Пока мы были за границей и работали над возвращением и тактикой нашей борьбы, из страны приходили тяжелые вести. Каждая новость из тюрьмы Диярбакыра была чудовищной. Там применялись жесточайшие пытки, людей пытались вынудить сдаться и сделать признание. Заключенные прибегали к различным методам сопротивления; порой они объявляли голодовки. Однако, прекратить пытки не удавалось. За это время были убиты многие наши соратники и товарищи, сочувствующие делу освободительной борьбы и патриоты. Акция Мазлума Догана против капитуляции 21 марта 1982 года и известие о его гибели поразили всех. Затем пришло известие о том, что совершил Дертлер. Выбор товарищей, находившихся в плену и избравших такой путь, их гибель в результате борьбы вызвали в нашей среде серьезные дискуссии. Мы возненавидели врага ещё сильнее. Желание сделать что-то как можно скорее, откликаясь на крики товарищей, доносящиеся из фашистских застенков, росло. Абдулла Оджалан принялся работать над подготовкой бойцов ещё активнее, желая ускорить возвращение в страну.
Политзаключенные смогли оказать поддержку Оджалану
Оджалан намеревался вступить в бой как можно скорее из-за тяжёлой ситуации в тюрьмах; при этом наибольшая поддержка этих усилий исходила именно оттуда. В этом и заключается диалектика освободительного движения: борьба друзей и сопротивление в тюрьмах и усилия Оджалана на Ближнем Востоке дополняли друг друга. Сопротивление 14 июля помогало усилиям партии. Сопротивление друзей, отказавшихся сдаться в условиях тяжелейших пыток, разрушило концепцию уничтожения, разработанную военной хунтой, и фашистский режим проиграл. Сопротивление 14 июля осудило всякую слабость и нерешительность. Эта твердость духа и мужество революционеров обеспечили внутреннее поражение режима 12 сентября. Сторонники хунты рассчитывали добиться того, чтобы общество сдалось и подчинилось фашистскому режиму, но сопротивление друзей в подземелье не оставило от этого плана ничего. Революционные организации устояли, стратегия освободительного движения и сопротивление стали доминирующими принципами борьбы.
Безусловно, сопротивление 14 июля имело огромный эффект в стране и за её пределами. Оно заявило во всеуслышание о том, что народное дело продолжится любой ценой. Это оказало огромное влияние на общественность. Участники партии вернули себе веру в то, что борьба будет развиваться и достигнет успеха. Таким образом, план хунты захватить власть над всем обществом потерпел поражение. Помимо этого, сопротивление 14 июля помогло укрепить решимость в умах общества. Когда люди поняли, что революционеры РПК не сдаются даже в самых тяжких условиях и жертвуют жизнью ради общего дела, они поддержали эту борьбу. Это стало важной вехой в истории освободительного движения.
Сопротивление политзаключенных оказало влияние на всю партию
Сопротивление 14 июля оказало положительное влияние на атмосферу как в партии, так и вне рядов РПК. Сомнения развеялись, и решимость вернулась в умы и сердца. Конечно, наибольший вклад в это внёс товарищ Оджалан. Он вел активную работу по подготовке кадров, пока Самир делал всё, чтобы вывести партию в Европу и помешать развитию партизанской борьбы. Это был оппортунизм, который по сути означал капитуляцию перед режимом 12 сентября. Конечно же, Самир не действовал открыто, но стремился провоцировать создание такой атмосферы. Оджалан вел идеологическую и организационную борьбу против этой позиции. Сопротивление 14 июля повлияло на ход событий, и после подведения итогов Самир уже не мог скрываться. Он открыто выступил против партии и оставил ряды революции. Так отвага наших соратников и их борьба в фашистских застенках оказали оздоравливающее влияние на партию.
Товарищи Хайри, Кемаль, Акиф и Али, погибшие в ходе сопротивления 14 июля, были людьми, которых очень хорошо знала и любила большая часть партийного состава. Все они внесли большой вклад в развитие освободительного движения.
То, что они оказали сопротивление режиму в условиях пыток, довели задуманное до конца, отдав жизни за общее дело, глубоко тронуло всех членов партии. Слова Хайри Дурмуша, сказанные им на суде, вошли в историю. Он подвел итоги акции 14 июля и обозначил стратегию сопротивления РПК.
Это сопротивление стало основой революции
Оджалан начал партизанское наступление 15 августа, и тогда борьба 14 июля получила свое развитие. Эта стратегия указала путь революции Курдистана, став началом воскрешения и базисом для ценностей, созданных сегодня.
Великое сопротивление 14 июля – это стратегия нашей борьбы. В основе этой стратегии лежат мужество, сопротивление и победы путем борьбы. Товарищи, пожертвовавшие собой, доказали, что врага можно победить, сопротивляясь даже в самых сложных условиях. В этом и есть суть и стиль РПК и революции Курдистана. Если мы хотим добиться прогресса в Курдистане, если мы рассчитываем сохранить самобытность партии и сделать её частью этой борьбы, то эта стратегия должна оставаться основой нашей деятельности.
Очень важно понять стратегию 14 июля с точки зрения борьбы с фашизмом ПСР/ПНД и продолжать борьбу на этой основе сегодня. Фашизм ПСР/ПНД – наследник колониально-фашистского режима геноцида, рожденного 12 сентября. Как и фашистский режим 12 сентября, правительство ПСР/ПНД считает своей главной целью геноцид курдов. Поэтому режим Эрдогана продолжает политику геноцида и усиливает нападения. Абдуллу Оджалана держат в полной изоляции, стремясь ликвидировать все созданные нами достижения и уничтожить освободительное движение, чтобы завершить геноцид курдов. Для победы над античеловеческим фашистским режимом нам, движению и народу, необходимо и дальше развивать нашу борьбу против фашистского правительства ПСР/ПНД. Это реальная задача. Для её решения мы должны следовать стратегии 14 июля. Всем нашим товарищам и соратникам необходимо продолжать сопротивление в этом ключе.