Алдар Халил: Турция фабрикует оправдания оккупации

Член Совета сопредседателей ПДС Альдар Хелил указал на попытки Турции сфабриковать оправдания для новых атак вторжения: «Они стремятся изменить прикрытие атак».

Член Совета сопредседателей Партии «Демократический союз» (ПДС) Альдар Хелил отметил, что причиной углубления кризиса на Ближнем Востоке является тюремное заключение курдского лидера Абдуллы Оджалана в результате международного заговора. «За эти 24 года могло бы произойти переустройство Ближнего Востока и решиться все его проблемы», — подчеркнул Хелил.

Член Совета сопредседателей ПДС Хелил ответил на вопросы ANF о заговоре 9 октября, подходах сирийского режима, об Аданском соглашении, посещении ЕКПП тюрьмы на Имралы и турецком вторжении.

- Идет 25-й год международного заговора. Какой была политическая атмосфера в Сирии до заговора против Оджалана? Как был организован заговор? Какова была позиция дамасского режима и как относился к нему Оджалан?

- Как известно, у Оджалана были проекты по освобождению и установлению демократии. Это лидер, борющийся за свободу и эмансипацию. Представленный им план предусматривал решения всех существующих проблем на Ближнем Востоке. Мировые и региональные державы-гегемоны не прекратили свои атаки посредством Турции. Они не хотели мира и решения проблем. Турция осуществляла жестокие нападки как на курдское движение за свободу, так и на курдский народ. Это также несло угрозы Сирии. Когда турецкие власти поняли, что их атаки на курдское движение за свободу в рамках военных операций не принесут результатов, даже когда их планы по физическому устранению Оджалана в Дамаске провалились, они начали угрожать Сирии и старались выдворить Оджалана из Сирии и с Ближнего Востока.

После Второй мировой войны Сирия стала частью так называемого антизападного фронта, объединившегося в то время с Советским Союзом, социалистическими партиями и кругами. Освободительные и курдские движения могли воспользоваться этой ситуацией, по крайней мере, в Сирии и Ливане. Когда Турция начала угрожать сирийскому режиму, он больше не мог сохранять свои прежние позиции. После 1989—1990-х годов мир был уже не таким, как раньше. Советский Союз тоже не был прежним. Мировой порядок изменился.

В то же время угрозы Турции были серьезными. На самом деле опасность Турции для Сирии не была чем-то новым. То же самое происходило в 1937 году. Турция хотела вторгнуться в Сирию, развернув свою армию к границе. Турция сказала Сирии: «Либо вы отдаете нам Оджалана и выдворяете его, либо мы нападаем». Оджалан ответил: «Я бы никогда не хотел или не допустил, чтобы одно государство напало на другое, и из-за меня разразилась война». Он хотел, чтобы курдский вопрос был вынесен за пределы границ и решился на международном уровне. Своим уходом он не только предотвратил развязывание войны в Сирии, но и стремился сделать шаг к решению.

В конечном счете, Оджалану пришлось покинуть Сирию. Со времени заговора против него на Ближнем Востоке не было решено ни одной проблемы, напротив — они стали еще глубже. С помощью этого международного заговора они выдворили Оджалана с Ближнего Востока, а затем захватили его в плен. Из жизни народов Ближнего Востока выбросили 24 года. За это время могло бы произойти переустройство Ближнего Востока и решиться все его проблемы. Тем не менее, ближневосточный кризис углубился и усложнился. Вся причина кроется в том, что Оджалана взяли в плен.

- Как Аданское соглашение, подписанное между Дамаском и Анкарой, способствовало этому заговору и в чем причина его нынешнего обновления?

- Аданское соглашение было, по сути, одним из первых шагов заговора против Сирии. Во-первых, Турция оккупировала и захватила район Хатай-Искендерун. Этим соглашением Сирия фактически подорвала свой суверенитет. До Аданского соглашения администрация Дамаска говорила: «У нас есть регионы, находящиеся под турецкой оккупацией. Они должны быть освобождены». После Аданского соглашения Сирия больше не упоминала это. Итак, сирийское государство официально признало турецкую оккупацию и захват своей территории. Во-вторых, это позволило Турции проникать вглубь сирийской территории на 10 км, когда она пожелает, по любой причине, за исключением ранее оккупированных районов. Другими словами, суверенитет и целостность Сирии были утрачены. Сирия стала открытой для Турции.

Теперь Турция оккупировала такие регионы, как Идлиб, Баб, Азаз, Джараблус, Африн, Сарекание и Гре-Спи. Турция теперь хочет зайти в Сирию не только в пределах 10 км. Официально в соглашении упоминается буферная зона глубиной 30 км, но при возможности это расстояние увеличивается до 60-70 км. Это показывает, что у Турции есть проект оккупации и расширения своего влияния на другие народы Ближнего Востока.

По этой причине Аданское соглашение не отвечает интересам сирийского народа. Обновляя соглашение, Турция стремится воспользоваться слабостью сирийского режима, который, очевидно, не обладает большим суверенитетом над своей территорией.

Турция хочет диктовать свои условия администрации Дамаска, пользуясь противоречиями между Россией и Украиной, США, коалиционными силами, и связывая воедино иракский и сирийский вопросы. Посредством недавних попыток примирения с Сирией Турция хочет, как обновить Аданское соглашение, так и использовать режим в своем противостоянии Автономной администрации. Турция обратилась за помощью ко всем, чтобы напасть на Автономную администрацию и уничтожить курдский народ. Изначально она сотрудничала с «Джабхат ан-Нусрой»*, ССА и ИГИЛ*, а теперь просит помощи у сирийского режима. Турция никогда не прекратит свои инициативы в этом направлении.

- Миллионы людей по всему миру продолжают протестовать из-за усиленной изоляции Оджалана в тюрьме Имралы. Что заставило Европейский комитет по предупреждению пыток (ЕКПП) направить делегацию в тюрьму на Имралы после длительного перерыва? Почему ЕКПП не предоставляет информацию о визите делегации?

- В течение многих лет курды, народы региона и мира, интеллигенция, рабочие, трудящиеся, студенты, молодежь и женщины осознавали, что тюремное заключение Оджалана не является законным. ЕКПП был вынужден нанести визит, потому что кампании за свободу Оджалана не прекращались.

Они отправились в тюрьму Имралы после массовых акций протеста, но не разобрались с ситуацией с правовой точки зрения. Они должны были сделать официальное заявление. Они должны были сказать: «Мы здесь, такова ситуация, и налицо нарушение прав». ЕКПП заявил, что отчет будет опубликован через 6 месяцев. Какой же смысл посещать тюрьму Имралы? Несомненно, это предмет критики.

Мы можем рассматривать визит ЕКПП как достижение народных протестов в поддержку Оджалана. Но все эти институты связаны с мировым порядком и гегемонией. Эта гегемония уже управляет процессом заговора.

- Что следует сделать, чтобы положить конец оккупации Сарекание и Гре-Спи, которая длится третий год?

- Это оккупация, и так продолжаться не может. Люди были изгнаны из своих домов и деревень и вынуждены были мигрировать. Многие люди были арестованы, получили ранения или были убиты. Поэтому Турция должна покинуть эти регионы. Оккупации Африна, Сарекание, Гре-Спи и других районов (Джараблус, Баб и т.д.) должен наконец-то быть положен конец.

Мы должны освободить наши оккупированные земли. Чтобы жить свободно, мы должны усилить нашу борьбу и укрепить нашу организацию. Мы должны полагаться на нашу силу, а не на иностранные институты. Если бы эти державы заботились о нашей свободе, они бы не осуществили заговор 9 октября и не позволили бы Ближнему Востоку пережить такой кризис. Если наши земли находятся в оккупации, а все молчат об этом, это означает, что эти державы являются соучастниками оккупации.

- Что имеет в виду Турция, конкретно указывая на Манбидж после действий партизан в регионе?

- Турецкое государство и правительство — враги курдов. Они жестоко обращаются с курдами и угнетают их. Они хотят уничтожить весь народ. Но люди оказывают сопротивление. В течение многих лет дети этого народа совершали акты самопожертвования. Это священное дело. Это законное право на самооборону. Акция двух курдских революционерок в Мерсине была акцией возвращения достоинства. Эрдоган должен спросить себя, почему эти молодые люди жертвуют собой в столь юном возрасте. Вместо этого, он хочет выяснить, кто послал их.

В течение нескольких месяцев Турция совершает атаки и угрожает усилить их. Это государство стремится изменить прикрытие своих нападений. В настоящее время она хочет иметь обоснования для своих атак. Мерсин слишком далеко от Рожавы. Турецкие официальные лица продолжают утверждать, что партизаны отправились туда из Манбиджа. Они даже упоминают конкретное место. Это означает, что они ищут оправдания для новых атак.

Что делает турецкая армия в Запе, Авашине и Метене с апреля? Она нападает на мирных жителей после того, как пересекла границы на расстоянии 100—140 километров до Келара в районе Сулеймании. Почему турецкие войска убили курдскую исследовательницу, работающую в журнале и занимающуюся наукой о женщинах — жинеологией. Журналисты, политики, парламентарии становятся мишенью Турции, которая делала то же самое в северной и восточной Сирии. Вместо того чтобы указывать на место подготовки акции в Мерсине, Турции следует задаться вопросом: «Что же мы сделали этим людям, что они совершили против нас такую акцию?» Это легитимная акция. Люди должны защищать свое достоинство. Оккупанты хотят уничтожить этот народ. Неужели он не будет сопротивляться? Эрдоган всегда будет искать оправдания для продолжения своих варварских преступлений.

- В последнее время ИГИЛ возрождается. Как нужно бороться с этим?

- Очевидно, что Турция хочет возродить ИГИЛ. Она поддерживает ИГИЛ деньгами, оружием и боеприпасами. В частности, после нападения на тюрьму Синаа они хотели совершить новую атаку на регион. Однако силы безопасности и Автономная администрация северной и восточной Сирии были уже готовы к этому. Они помешали атакам. Это успех. Мы поздравляем их.

Не следует забывать, что ИГИЛ по-прежнему представляет опасность. Эта ноша не должна быть возложена только на Автономную администрацию и ее вооруженные силы. Это огромное бремя всего мира, которое таит в себе большую опасность. По этой самой причине все международные державы должны исполнить свой долг.

* - террористическая организация, запрещена в РФ