Курдское политическое движение в Турции поддержало на парламентских выборах, прошедших в стране 14-го мая, Зелёную левую партию, однако в итоге ЗЛП не удалось добиться желаемого процента голосов. После второго тура президентских выборов партийные органы начали проводить внутренние собрания, объявив о процессах, предусматривающих критику и самокритику. Также партийные органы сообщили, что вторая фаза обсуждений состоится в рамках провинциальных и районных ассоциаций, а в третьей фазе примет участие вся широкая общественность.
Все представители курдской политики на данный момент проводят встречи в провинциальных и районных отделениях, чтобы подготовиться к новому процессу и получить нужную критику и предложения от населения. Одной из политиков, принимающих участие в собраниях, является Салиха Айдениз, сопредседательница Демократической партии регионов (ДПН). Курдский политик рассказала в интервью информационному агентству «Фират» о продолжающемся дискуссионном процессе.
- Как после выборов был организован процесс проведения необходимых встреч?
- В послевыборный период встречи вначале прошли на центральном уровне. Во время этих обсуждений стало понятно, что необходимо запустить процесс критики и самокритики. Основываясь на этой необходимости, мы дали комплексную оценку случившемуся в рамках наших провинциальных и районных организаций, в рамках исполнительных комитетов политических партий и институтов, а также во время обсуждений с нашими друзьями, которые активно работали во время выборов. Мы пришли к выводу о необходимости запуска процесса критики и самокритики. В соответствии с выводами, к полученными во время встреч на местном уровне, мы решили запустить такой процесс, в котором смогут принять активное участие и местные жители. Мы оформим этот процесс серией встреч, главной идеей которых станет наше стремление быть народной партией и вести единым фронтом народную борьбу. Через самокритику и раскрытие выявленных проблем и недостатков мы выработаем новую линию действий.
- Как определялось планирование и содержание обсуждений на разных уровнях?
- Встречи должны были пройти в семи регионах. В рамках каждого региона была сформирована своя делегация с сопредседателями и членами партийного совета. Затем встречи были проведены в провинциальных и районных отделениях партии. Данные встречи привлекли внимание очень большого числа людей. Встречи проходили как в общем порядке, так и в рамках женской организационной структуры. В обоих случаях женщины принимали активное участие и внесли серьёзный вклад в развитие процесса. Помимо оценок того, что произошло на выборах, мы также занимались самокритикой и внесением предложений относительно новых методов и на тему того, как преодолеть трудности и недостатки, проявившиеся во время процесса реструктуризации. Я участвовала в обсуждениях в регионе Ширнах. У нас ещё не было возможности сравнить результаты встреч во всех регионах в рамках одного обсуждения, однако, судя по отдельным разговорам, создаётся впечатление, что почти везде был достигнут желаемый качественный уровень дискуссии. Во время всего это процесса критики и самокритики мы, разумеется обращали внимание и на себя лично и оценивали нашу ответственность. Мы предполагаем, что наши структуры сумеют добиться поставленных целей по итогам дискуссий с массами.
- Какие моменты подверглись критике со стороны народных масс?
- Методы отбора кандидатов до выборов, невыдвижение собственного кандидата в президенты, а также вопросы, связанные с альянсом, всё это часто становилось причинами для критики. Стало очевидно, что политика Третьего пути не получила должного признания. Наша политика в рамках альянса была стратегически верной, однако во время обсуждений на местном уровне нам часто говорили об ошибках, допущенных при воплощении этой политики в жизнь. Один из моментов заключался в том, что, вместо того чтобы формировать Третий путь в рамках общества, мы придерживались старых способов, предписываемых существующей государственной системой. В отношении женской освободительной борьбы мы подверглись критике в связи с тем, что не принимали волю женщин как базис и что мы не были достаточно активны, из-за чего нам не хватало свободы. Также нас критиковали за то, что мы не действовали в соответствии с уставом. Нам говорили о том, что местная база не проявляла достаточно инициативы. Шла дискуссия на тему того, что местные федерации не действуют без получения рекомендаций из центра и что таким образом происходил отрыв от улицы. Часто говорили о необходимости определять политику коллективно и организованным способом.
- Как вы думаете, привели ли эти обсуждения и дискуссии к необходимым результатам?
- Эти встречи были важны в плане укрепления механизма критики и самокритики, в том, что касается поиска собственных сильных сторон в отношении организации. Полученные результаты в значительной степени касаются именно этого. С 2014 года власти проводят систематические нападки на наших ведущих членов и передовые кадры. Всё это привело к нашему ослаблению, однако и в рамках самой организации присутствовал стереотипный подход. Через самокритику мы пришли к выводу, что мы можем успешно выйти из этого процесса, усилив организацию и начав более активно привлекать массы. Самый важный вывод заключается в том, что лидерскую роль масс не ставили во главу угла. Тот факт, что мы пришли к подобному выводу, на мой взгляд, свидетельствует о достижении желаемых результатов по итогам встреч.
- Кажется, встречи продолжатся и дальше. Какой путь был выбран?
- Мы начали со встреч в Анкаре. После серии встреч с соруководителями, представителями исполнительных комитетов, депутатами и членами партийного совета была подготовлена программа встреч в провинциях и районах. Представители центра вводили в курс дела, оценивали проходящие процессы, упоминали недостатки, выявленные в центре, и затем давали высказаться тем, кто пришёл на встречу. Таким образом, мы оказались в позиции слушателей. Эти встречи были целиком и полностью посвящены критике и самокритике, комментариям со стороны представителей районных и провинциальных отделений. В рамках продолжения мы проведём встречи с широкими массами, используя те же самые методы.
- В результате всего этого Курдское политическое движение выберет новый курс? Или же можно внести изменения в тот курс, которого оно придерживается прямо сейчас?
- Требования, критика и подход представителей местных ассамблей либо помогут усилить нынешний курс, либо определят новый курс. Пока что слишком рано утверждать что-либо наверняка. Однако стоит сказать, что в ходе подготовки к местным выборам для нас важно не только добиться на них победы, но и заложить основы долгосрочной организации. В рамках ДПР мы должны дать себе критическую оценку в связи с тем, что не смогли правильно ответить на имеющиеся вызовы и оказать необходимую идеологическую поддержку ДПН. У нас впереди отличные перспективы. Эти перспективы касаются переустройства жизни в рамках общего плана. Разумеется, у нас есть свои проблемы и недостатки. Наши политические партии и институты должны были ещё раньше сконцентрироваться на укреплении политики Третьего пути, представляющей основу нашей организационной модели, и работать, исходя из нужд борьбы, а не избирательного процесса. Сейчас мы выберем вместе с массами этот путь, чтобы избежать повторения нынешней ситуации. Наш путь будет вести в направлении, указанном людьми, и в этот раз мы очень осторожно подойдём к тому, чтобы не совершать – при наличии правильной парадигмы – тактических ошибок.