Турция

10 лет Оджалану не дают видеться с адвокатами

Ибрахим Бильмаз, адвокат Абдуллы Оджалана, который последний раз виделся с ним в тюрьме на острове Имралы ещё в 2011 году, рассказывает о предвзятом и противоречащем закону обращении с курдским национальным лидером.

Курдский национальный лидер Абдулла Оджалан на протяжении последних 22 лет удерживается в тюрьме на острове Имралы, который принадлежит Турции. Всё это время он находился в одиночном заключении, причём в последние десять лет, не считая некоторых краткосрочных периодов, ему не позволяли видеться на регулярной основе со своими адвокатами.

Ибрахим Бильмаз, один из юристов, которому удалось встретиться с Оджаланом в 2011 году, рассказал о том, что происходит на Имралы, информационному агентству «Хавар».

 

«Начиная с момента последней встречи 27 июля 2011 года, власти врали каждую неделю в своих официальных заявлениях вплоть до 2016 года», – отметил он. Чтобы не разрешать встречи с адвокатами, они использовали главным образом два предлога: «Либо они говорили, что есть проблемы с водным транспортом, либо утверждали, что всё дело в плохой погоде». Так продолжалось до попытки военного переворота 15 июля 2016 года.

Власти приняли решение относительно Оджалана сразу же после неудачной попытки переворота. «Они приняли это решение на следующий день, как будто это было чем-то неотложным в той ситуации. Они ввели прямой запрет на встречи Оджалана с адвокатами на Имралы, не имея на то никаких юридических оснований. Также был введён запрет на любые контакты Оджалана с его родственниками. Когда бы мы ни направляли им очередной запрос на встречу, они предъявляли нам это постановление»

8 ноября 2018 года лидер Конгресса демократического общества (КДО) Лейла Гювен положила начало массовым голодовкам в знак протеста против изоляции, которые через 200 дней привели к тому, что запрет наконец был отменён и юристам позволили в 2019 году пять раз встретиться с Оджаланом.

«После этого, несмотря на отсутствие нового официального запрета, они вновь стали блокировать наши попытки посетить остров. Это абсолютный произвол», – добавил Бильмаз.

«Затем они перестали даже отвечать на наши заявления. Европейский комитет по предотвращению пыток (КПП) опубликовал доклад после своего последнего визита на Имралы в 2019 году. В этом отчёте Турция была серьёзным образом раскритикована. Критиковался и конкретно запрет на встречи с юристами и родственниками. Турецкое правительство было призвано информировать КПП о ситуации в тюрьме на Имралы каждый месяц на регулярной основе», – продолжил Бильмаз.

Он отметил, что Турция отреагировала на эти требования очередными сакнциями в отношении заключённых: «После этого наши клиенты в тюрьме на острове Имралы стали постоянно подвергаться дисциплинарным взысканиям, чтобы у властей появилась возможность для введения очередного запрета. КПП утверждает, что причины для вынесения наказаний не являются убедительными. В одном случае в отношении Оджалана и четырёх других заключённых были применены дисциплинарные взыскания за то, что они говорили друг с другом».

Бильмаз отметил, что сейчас они находятся в состоянии полнейшей неопределённости, власти не приводят никаких объяснений своим действиям.

«Запрет на встречу с адвокатами истёк ещё 23 марта, насколько мы знаем, – сказал он. – В то время как в соцсетях ходят слухи о состоянии здоровья Оджалана, мы продолжаем отправлять заявления каждый день, однако нам не дают ответа. Мы даже не знаем, существует ли сейчас какой-то официальный запрет или нет. Они ничего не говорят нам».