Иск против немецкой полиции в связи с запретом на выезд делегации мира в Курдистан

Две женщины из Гамбурга подали иск в административный суд города Кельна против федеральной полиции Германии. Правоохранительные органы запретили им и еще 15 людям в июне 2021 года участвовать в миротворческой делегации в Курдистан.

1 июня 2022 года две женщины из Гамбурга подали иск в административный суд города Кельна против федеральной полиции Германии. В июне 2021 года правоохранительные органы запретили им и еще 15 людям выехать из страны в автономный регион Курдистан на севере Ирака. Таким образом полиция воспрепятствовала их участию в мирной делегации, собранной для того, чтобы добиться прекращения агрессивной войны Турции на курдской территории, которая продолжается до сих пор, – говорится в пресс-релизе. Запрет на выезд криминализирует приверженность миру и прозрачности в регионе и одновременно ставит под сомнение непричастность Германии к военной активности Турции.

 Незаконный запрет на выезд

 Заявление о подаче иска было оглашено сегодня на пресс-конференции международной инициативы «Защитим Курдистан» в Curio Haus в Гамбурге. Адвокат Корнелия Гантен-Ланге, представляющая интересы истцов, сообщила о юридических аспектах этого дела.

 Адвокат заявила, что запрет на выезд был обоснован в соответствии с паспортным законодательством, согласно которому, в принципе, возможно предотвратить выезд, если под угрозой находится внутренняя или внешняя безопасность Федеративной Республики Германия (ФРГ). Однако в обосновании отказа ничего подобного не упоминалось, а в качестве причины было названо то, что были затронуты «другие значительные интересы» ФРГ. Адвокат отметила, что в этой связи полицией приводились в основном утверждения и домыслы о якобы имевшей место «акции живого щита». Адвокаты и истцы считают запрет незаконным, поскольку в нем нет ничего, что бы его оправдывало.

 «С нами обращались как с преступниками»

 Ронья Х., одна из двух истиц, начала свое выступление с того, что посетовала, на то, что, несмотря сложность сопоставления боевых действий на Украине и в Курдистане, внимания к ним приковано не в равной степени, и, в связи с этим, она ощущает собственное бессилье. Еще в 2021 году война Турции в Курдистане практически не получала освещения в СМИ. По словам женщины, она спонтанно решила присоединиться к делегации, чтобы поддержать мирные усилия на местах. Она заявила, что ее уже давно вдохновляли движения за демократизацию, которые противостоят как исламистскому террору, так и автократическим режимам.

 Рассказывая о процедуре в Дюссельдорфе, Ронья Х. заявила следующее: «После паспортного контроля меня и еще около 20 человек остановили. Офицеры начали допрашивать меня только после того, как самолет уже улетел. Нас задержали на несколько часов, коридор не проветривался, и было очень жарко. Только через полтора часа нам дали воды, которую мы к тому времени просили уже несколько раз. С нами обращались как с преступниками. В туалет нам разрешали ходить только в сопровождении полицейских. Около полудня меня отпустили с запретом на выезд из страны сроком на один месяц. Проверка досье, которую впоследствии запросили, не имела большого значения. Свобода передвижения, отнятая на основании несостоятельного обвинения, является посягательством на наши фундаментальные права». Она добавила, что теперь подает в суд, чтобы выяснить, почему брать на себя обязательства по защите мира оказалось запрещено.

 «Меня лишили части моего права высказаться»

 «Почему делегация мира, которая позиционирует себя борцами против нападений, нарушающих международное право, должна наносить ущерб дипломатическим отношениям – и что это говорит об этих отношениях? Что должно наносить ущерб отношениям с Турцией, так это то, что турецкие военные нарушают права человека, причем нередко с помощью боевой техники немецких оружейных компаний. Запретив мне выезд из страны, федеральная полиция лишила меня возможности работать на благо мира. Тем самым они также лишили меня части моего права голоса в отношении будущего и настоящего нашего глобального общества. Я не могу, не хочу и не буду с этим мириться», – сказала Ронья Х.

«Курдская идентичность подвергается насильственной ассимиляции»

Теда Охлинг, вторая истица, также объяснила свои мотивы участия в мирной делегации. Она заявила, что в свое время, работая учителем, много лет общалась с курдскими учениками и имела представление о проблемах культурной и политической ситуации прибывающих в Германию семей и причинах их бегства с родной земли. «Попытки Турции силой ассимилировать курдский язык и всю курдскую идентичность являются частью политики, против которой и восстал курдский народ».

 Структуры самоуправления – объект турецких атак

 В Южном Курдистане существуют структуры самоуправления, которые пропагандируют курдский язык как родной, продолжила Теда Охлинг: «В то же время эти структуры неоднократно становились объектом турецких нападок. Например, лагерь беженцев Махмур во время военного наступления в 2021 году был атакован беспилотниками. Поводом принять участие в поездке стали тревога за мирную делегацию, а также желание получить представление о гуманитарной ситуации, сложившейся в результате турецкой агрессивной войны против гражданского общества, и поддержать заботу о стабильном мире в регионе».

 «Я буду продолжать отстаивать демократические цели»

 «Лично я восприняла задержание в Дюссельдорфе как акт запугивания и лишение свободы. Тем не менее, я буду продолжать отстаивать демократические цели, будь то здесь, в Германии, или в Курдистане. Пока не ясно, кто отдал приказ о применении этой незаконной меры, и чтобы выяснить это, я решила выступить в качестве истца».

 Охлинг отметила, что попытка установить мир путем переговоров и дипломатии и предотвратить экспансию турецкого государства была торпедирована немецким правительством, которое поставляет Эрдогану оружие и хорошо на этом зарабатывает. «Есть подозрения, что правительство курдского автономного района на севере Ирака действовало в тесном сотрудничестве с турецкими и немецкими ведомствами по предотвращению нежелательной политической деятельности, чтобы не допустить гамбургскую мирную делегацию в Курдистан».

«Женщины имеют исключительное значение в мирных процессах»

 В заключение д-р Мехтхильд Эксо рассказала о пребывании делегации в Южном Курдистане. По ее утверждению, из-за препятствий со стороны властей число участников из двенадцати стран мира было сокращено примерно вдвое от запланированных со 150 человек. Делегация встретилась с членами важнейших политических партий и многочисленных общественных организаций, с родственниками жертв войны, а также с представителями экологических и женских движений. «Особенно впечатляющей для меня была встреча с матерями мира, которые потеряли своих детей в этой войне и теперь работают во благо мира. У этих женщин есть четкий анализ войны и турецкой политики уничтожения. Из феминистского анализа конфликтов хорошо известна исключительная важность участия женщин в мирных процессах. Мир нуждается в демократическом участии на всех этапах процесса».

 ДПК на стороне оккупационной войны, нарушающей международное право

 Помимо запретов на въезд, ДПК пыталась помешать деятельности делегации мира на месте. Участников задержали в гостинице и не позволили провести пресс-конференцию перед зданием ООН в Эрбиль.

 Мехтхильд Эксо добавила: «ДПК, которую контролирует семья Барзани, уже давно ведет себя как враг собственного народа, а также как враг всех людей, стремящихся к свободе и самоопределению. Ради собственного обогащения и сохранения власти она отдает народ на растерзание империализму и ненависти турецкого правительства. Она грабит ресурсы страны, продает нефть Турции ради собственной выгоды, а теперь еще и ставит свои собственные силы безопасности рядом с турецкими военными в оккупационной войне, которая нарушает международное право».

 «Подтолкнуть к прекращению хороших отношений с Турцией»

 Мехтхильд Эксо продолжила: «Год назад делегация стала препятствием для дальнейшей эскалации войны. Сегодня такая мирная делегация снова необходима в связи с непрекращающимися атаками Турции. В настоящее время вновь происходит резкое увеличение применения химического оружия, бомбардировок, уничтожения природы и убийств с помощью беспилотников. Турецкие оккупанты угрожает дальнейшим вторжением и оккупацией территорий на севере Сирии. В тени конфликта в Украине страны НАТО, включая Германию как главного партнера Турции, позволяют этим преступлениям против международного права и прав человека продолжаться без каких-либо возражений. Мы не должны позволять Турции требовать усиления репрессий против курдских политических и социальных структур, в том числе в Финляндии и Швеции, а также в Германии. Вместо этого мы должны использовать все имеющиеся в нашем распоряжении средства, чтобы добиться предъявления обвинений Турцию в его преступлениях. Если людям, выступающим за мир, включая немецких парламентариев, запрещено законом покидать страну лишь на том основании, что в противном случае могут пострадать дипломатические отношения Германии с Турцией, то следствием этого может быть только массированное давление с целью прекращения этих хороших отношений с нынешним турецким правительством».