После нападения перед зданием суда Чаглаяна 6 февраля члены Grup Yorum Резан Шенгюль и Ведат Доган были задержаны. Их оставили под арестом по обвинению в «членстве в террористической организации». В двух отдельных обвинительных заключениях, подготовленных прокуратурой, не содержалось никаких конкретных обвинений, связанных с нападением в Чаглаяне, а в качестве обоснования преследования музыкантов указывалась деятельность группы. После ареста мужчины оказались в тюрьме города Мармара (Силиври), а примерно через месяц они были переведены в тюрьму строгого режима в Кыршехире.
После перевода Шенгюль и Доган объявили голодовку, требуя закрытия тюрем типа Y, S, R и перевода в тюрьмы, расположенные ближе к местам проживания своих семей. Музыканты требовали реализации этого же права и для своих товарищей. Голодовка Шенгюля началась на 180-й день, а Догана – на 175-й.
Первое слушание по делу Шенгюля состоится в 25-м высоком уголовном суде Чаглаяна 26 сентября, а первое слушание по делу Догана –во 2-м высоком уголовном суде Бакыркёя 16 октября.
Башер также начала голодовку, которую держит уже 27 дней, чтобы поддержать своих друзей. Она подчеркнула, что тюрьмы строгого режима, которые власти называют тюрьмами «хорошего типа», представляют собой места, где заключенных обрекают на смерть. «В отличие от обычных тюрем, в этих тюрьмах стены высотой 12-13 метров. Время проветривания в этих заведениях ограничено 1-2 часами в сутки, и вы находитесь там в одиночестве, без посторонних. Вы не можете проветрить помещение, там нет солнца, а когда вы стираете свои вещи, вам некуда их повесить. Там нет людей, а ваши письма никуда не уходят» – сказала девушка, подчеркнув, что условия жизни в этих учреждениях очень тяжелы.
«Они похудели до 38 килограммов»
Музыканты начали голодовку с законными требованиями, подчеркивает Башер. Они делают это, желая, чтобы их требования были выполнены. По словам девушки, на узников, объявивших голодовку, оказывается сильнейшее давление, а состояние их здоровья достигло критической стадии: «Сейчас это уже крайняя стадия, что означает, что состояние их здоровья ухудшилось до предела и у них начались постоянные проблемы. У них немеют ступни, колени и ноги. Они испытывают очень сильные мышечные боли. Люди, объявившие голодовку, употребляют воду, сахар, лимоны. Поскольку им постоянно дают гнилые лимоны и они вынуждены принимать их в пищу, у них начинаются расстройства желудка. У них учащенное сердцебиение, боли в сердце и проблемы со зрением. Жизнь в камере изнурительна, и оба они находятся в одиночестве, так как им не позволяют находиться вдвоем. Они не могут провести стоя даже 10 минут, вот насколько ухудшилось их состояние. Они не могут выжать лимон, почистить зубы или позаботиться о себе. Ведат потерял слух на левое ухо и утратил мимику, потому что его лицевые мышцы ослабли. В общем, им очень трудно сидеть, вставать и стоять. И сегодня их вес составляет 38 килограммов, а может быть, даже немного меньше».
Даты первых слушаний
Шура Башер добавила: «Слушания по делу Резана Шенгюля назначены на 26 сентября и начнутся в 10:40 в 25-м суде присяжных в здании суда Чаглаяна. Слушания по делу Ведата Догана запланированы на 16 октября и должны начаться в 14:00 во 2-м суде присяжных Бакыркёя. Мы обращаемся ко всем – к нашей интеллигенции, членам парламента, людям культуры и искусства, ко всему нашему народу. Мы призываем всех вас поддержать Резана Шенгюля, Ведата Догана и нашу музыкальную группу. Сегодня наши друзья могут умереть, но мы хотим, чтобы они жили и не уходили из жизни».