ЕКПП признал чрезвычайными условия содержания Оджалана
Генеральный секретарь Европейской ассоциации юристов за демократию и права человека (ELDH) Томас Шмидт сказал об этом в интервью агентству «Месопотамия».
Генеральный секретарь Европейской ассоциации юристов за демократию и права человека (ELDH) Томас Шмидт сказал об этом в интервью агентству «Месопотамия».
У Европейского Комитета по предупреждению пыток (ЕКПП) есть политические причины не обнародовать свой отчет о неожиданном сентябрьском визите в тюрьму, где содержится лидер Абдулла Оджалан. Об этом заявил ведущий член известной европейской ассоциации юристов.
Генеральный секретарь Европейской ассоциации юристов за демократию и права человека (ELDH) Томас Шмидт сказал об этом в интервью агентству «Месопотамия».
ЕКПП также признал чрезвычайными условия содержания Оджалана и еще трех заключенных, отметил Шмидт.
Оджалан отбывает пожизненное заключение с 1999 года, когда он был схвачен в ходе международной операции с участием ряда государств. Он и трое других заключенных на острове содержатся в условиях строгой изоляции. Они полностью отрезаны от внешнего мира уже более 21 месяца.
ELDH и ряд других европейских юридических организаций, все более обеспокоенных статусом заключенных, лишенных права переписки, обратились в ЕКПП после сентябрьского визита наблюдательной комиссии в Имралы с призывом к Турции выполнить рекомендации ЕКПП и прекратить незаконную изоляцию Оджалана и других заключенных.
Ограничения роли ЕКПП «часто неправильно понимаются», сказал Шмидт. По словам адвоката, ЕКПП может рассматривать отдельные случаи во время своих визитов, сообщать правительству о любых нарушениях прав человека и вносить предложения по их предотвращению, но не имеет прямой власти над странами.
Адвокат отметил, что невозможно заставить ЕКПП опубликовать свой отчет, но он может быть использован в качестве доказательства в национальных судах или в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ). Он добавил, что визит ЕКПП был «хорош с точки зрения привлечения внимания международной общественности», поскольку сам по себе неожиданный визит можно считать признанием необычных условий содержания в чрезвычайно изолированной тюрьме.
Отчеты ЕКПП по итогам его почти ежегодных визитов в Турцию могут выходить с задержкой, но задержка с отчетом за сентябрь «может вызвать проблемы», отметил Шмидт. Публичное заявление комитета о своих наблюдениях и о том, были ли выполнены рекомендации, «это то, что ЕКПП необходимо сделать сейчас», - добавил он.
Более ранние рекомендации еще не выполнены, продолжил Шмидт, и ЕКПП уже заявлял ранее, что условия в Имралы были «неприемлемыми». Часть рекомендаций ЕКПП заключается в том, что Оджалану и другим заключенным должны быть разрешены «контакты с внешним миром», а именно - свидания с семьей и адвокатами, которых не было уже почти два года. ЕКПП должен был определить это как нарушение прав, отметил адвокат.
Однако, добавил Шмидт, проблема в Имрали «требует политического решения», которое не лежит на европейских институтах. Европейский суд по правам человека, ЕКПП и Европейский совет «очень ограничены в том, что они могут сделать». «Курдский вопрос требует решения, которое может быть достигнуто только субъектами в Турции. Европейские и международные институты в этом вопросе являются в лучшем случае помощниками».
По словам Шмидта, лучшее, что может сделать ЕКПП, это выступить с публичным заявлением, чтобы подчеркнуть, как долго Анкара тянет с улучшением условий в Имралы. «Это то, что мы ожидаем от ЕКПП и призываем их сделать, потому что публичное заявление - это все, что у них остается, если они хотят, чтобы Турция выполнила их рекомендации».
По словам Шмидта, ЕКПП и Совет министров должны принять оперативные меры в отношении прав Оджалана, в отношении семейных посещений и встреч с юристами, и, тоже самое относится к другим заключенным в Имралы. «Я надеюсь, что будет найдено быстрое решение этой невыносимой проблемы изоляции» — отметил в заключении Шмидт.