Курдистан

Дух сопротивления 14 июля живет в тюрьмах и горах

К 39-й годовщине сопротивления 14 июля фашистское правительство ПСР/ПНД стремятся достичь целей, которых не смог достичь фашистский переворот 12 сентября. Тысячи курдов вновь подняли знамя сопротивления 14 июля.

После военного переворота под руководством Кенана Эврена в Турции 12 сентября 1980 года жизнь в северном Курдистане и во всей Турции превратилась в ад.

Перед лицом несправедливостей и угнетений, число которых стало только больше в результате сентябрьского фашистского переворота, курдский народ, представленный Рабочей партии Курдистана и отрядами бойцов, выбрал сопротивление, как и его первые лидеры – Саид Реза, Шейх Саид, Кази Мухаммед и другие.

В то время РПК вела неустанную борьбу во всех городах северного Курдистана. Можно сказать, что движение за свободу смогло начать и наладить повсеместное сопротивление против притеснений и преследований со стороны фашистского турецкого правительства, пришедшего к власти.

Одним из наиболее важных мест, в котором сопротивление достигло апогея, развернулось во всю мощь и оставило историческое наследие для продолжения борьбы, стала городская тюрьма Амед.

После сентябрьского фашистского переворота турецкий режим арестовал десятки лидеров Рабочей партии Курдистана и посадил их в тюрьму. Турецкое правительство стремилось заглушить голос движения за свободу и уничтожить зарождающееся сопротивление, отправив в тюрьму главных лидеров.

Однако борцы-первопроходцы, такие как Мазлум Доган и его товарищи, проявили твердую волю и мужество и сорвали планы турецкого фашистского режима. 21 марта 1982 года Мазлум Доган, член Центрального комитета Рабочей партии Курдистана, своей жертвой зажег искру жизни в движении сопротивления.

Великое сопротивление: голодовка до летального исхода

После смерти Мазлума Догана в течение нескольких месяцев борцы за свободу Мухаммад Хайри Дормуш, Кемаль Пир, Акиф Йилмаз и Али Чичек подняли знамя свободы и не дали погаснуть пламени сопротивления.

14 июля 1982 года член Центрального комитета Рабочей партии Курдистана Мухаммад Хайри Дормуш рассказал в суде государственной безопасности Турции в Амеде о пытках, которым они подвергались. В тот же день Дормуш выдвинул лозунг «Мы победили ... мы победим» и объявил своим товарищам, что они начинают голодовку до летального исхода. После объявления забастовки Кемаль Пир, Акиф Йилмаз и Али Чичек также присоединились к этой голодовке.

Передовые члены РПК превратили тюрьму в главную сцену сопротивления фашизму турецкого правительства и режиму Кенана Эврена. За это они были подвергнуты жестоким пыткам, которыми их пытались вынудить покинуть ряды РПК.

Эхо тюремного сопротивления громко разнеслось по всей стране и стало источником вдохновения для курдского народа, который требовал соблюдения своих законных прав и противостоял фашистскому правительству Турции. В ответ турецкое правительство лишь активизировало свои усилия. Сначала оно пыталось отговорить от продолжения сопротивления, применяя жестокие пытки, а позже прибегло и к злонамеренным и грязным методам психологической войны в попытке подорвать волю борцов за свои права.

На 55-й день сопротивления, которое началось 14 июля, ряды павших героев пополнил и его лидер Мухаммад Хайри Дормуш. Перед своей героической смертью он произнес свою знаменитую фразу: «Я должник своего народа». Герой попросил написать ее на своем надгробии.

7 сентября 1982 года Камаль Пир последовал за своим товарищем, и он произнес перед смертью: «Всевышний, которого я знаю и в которого я верю, способен творить и созидать даже в самых мрачных и трудных обстоятельствах».

15 сентября 1982 года за ним последовал Акиф Йылмаз, а последним стал молодой борец за свободу Али Чичек, который 17 сентября присоединился к колонне героев сопротивления 14 июля.

Человеку нелегко пожертвовать своей душой и телом, чтобы написать благородную историю для своего народа. Жертвы, на которые пошли лидеры РПК, не дали движению заглохнуть или быть ликвидированным, напротив, оно росло и становилось все более мощным. Те, кто дали жизнь сопротивлению 14 июля, пожертвовали своими жизнями и душами, чтобы добиться лучшего будущего для всех курдских детей. Этот факт был воплощен в словах героя Камаля Бира, который сказал: «Мы так любим жизнь, что готовы пожертвовать ради нее своими».

Мухаммад Хайри Дормуш, один из первых бойцов сопротивления 14 июля, сказал по поводу решения объявить в тюрьме голодовку до летального исхода: «Эхо крика этого сопротивления должно сломать стены тюрьмы и вырваться наружу». Фактически семена сопротивления, проросшие в стенах тюрьмы Амед, распространились повсюду, где находится курдский народ. 15 августа один из лидеров РПК Махсум Коркмаз (Агит) вновь поднял знамя вооруженной борьбы против турецкого фашизма в горах Курдистана и возродил сопротивление 14 июля.

Оджалан: 14 июля было большим шагом

О важности сопротивления 14 июля курдский национальный лидер Абдулла Оджалан сказал: «14 июля было действительно большим и правильным шагом. Что это было? Там, где необходимо умереть, человек должен принести себя в жертву. Он должен принять это решение, и, как бы трудно это ни было, человек должен пожертвовать собой. Именно это они и сделали».

Он продолжил: «Это было их решение, решение партии и всего народа. Когда мы объявили о продолжении борьбы 15 августа, мы сказали, что должны продолжать делать это, поддержать это важное решение, которое открывает перед нами путь к новой истории и жизни. Конечно, ради этого человек пойдет на все. Когда мы услышали о решении наших товарищей, мы стали активнее бороться, провели вторую конференцию и приняли решение вернуться на родину. В этих трудных обстоятельствах, ни на секунду не забывая о наших товарищах, мы смогли добраться до своей родины. Рывок 15 августа и герои, которые отдали свои жизни, побудили нас принять новые решения. Когда 28 марта 1986 года наш товарищ Агит погиб, мы заявили, что укрепим ряды партизан во всех уголках нашей страны».

В связи с 39-й годовщиной сопротивления 14 июля фашистские Партия справедливости и развития и Партия националистического движения ужесточили условия ареста, наложенного на лидера Абдуллу Оджалана в тюрьме на острове Имралы, чтобы полностью изолировать лидера от народа. Однако подобно тому, как сопротивление 14 июля в тюрьме Амед сорвало фашистские планы Кенана Эврена, тысячи членов РПК по-прежнему поднимают знамя сопротивления 14 июля даже в тюрьмах. Сопротивление 14 июля 1982 года началось с четырех борцов за свободу и продолжается сегодня благодаря сопротивлению тысяч членов Рабочей партии Курдистана.

Тысячи идут по стопам четырех героев

21 ноября 2020 года тысячи членов РПК объявили о начале голодовки в правительственных тюрьмах Турции, чтобы потребовать прекращения изоляции, наложенной на Абдуллу Оджалана и нарушений прав человека в отношении политических заключенных, а также в знак протеста против политики турецкого правительства в отношении курдского народа.

Члены РПК полны решимости продолжать сопротивление политике турецкого государства.

В горах Авашина, Метины и Запа, а до этого в Гаре и Хафтанине сподвижники героев Кемаля Пира, Мухаммада Хайри Дормуша, Акифа Йылмаза и Али Чичека воспевают их героизм и сопротивление геноцидным нападениям со стороны Турции.

Дух сопротивления 14 июля стал источником вдохновения для всего курдского народа и борцов за свободу в стремлении к свободной и достойной жизни.

Сопротивление 14 июля стало курдскому народу сигналом о том, что время капитуляции, подчинения и отчаяния прошло и пора начать новую эру сопротивления в Курдистане».