В своём заявлении исполнительный комитет Народного демократического конгресса (НДК) напомнил о том, что во многих странах мира были освобождены десятки тысяч людей, в их числе и множество политических заключённых.
НДК заявил: «Турция в настоящее время стала одним из эпицентров пандемии Ковид‑19 с более чем 120 тысячами подтверждённых случаев заражения коронавирусом, при том что первый случай был зафиксирован 11 марта; число погибших от коронавируса в Турции составляет 3300. Вполне вероятно, что в многочисленных тюрьмах на территории Турции, где заключённые содержатся в антисанитарных условиях, вирус может унести многие жизни, значительно увеличив количество жертв по всей стране. В апреле 2020 года правящая Партия справедливости и развития (ПСР) и находящаяся в коалиции с ней Партия националистического движения (ПНР) ускорили проведение реформы уголовного правосудия, направленной на освобождение около 90 тысяч заключённых с целью уменьшения распространения пандемии в тюрьмах. Однако выработанный законопроект нарушал принцип равенства перед законом, поскольку, несмотря на возражения оппозиционных партий, неправительственных организаций, организаций по правам человека и медицинских учреждений, данный проект исключал освобождение политических заключённых.
Несмотря на все призывы и предупреждения, в Турции разработка законопроекта о заключённых проводилась не на прозрачной основе, что привело в итоге к принятию дискриминационного законопроекта."
Одобрение этого закона означало, что лишь ограниченное число заключённых будет освобождено, что само по себе является дискриминационным.
В Турции более 40 000 политзаключённых, большинство из которых курдские политики, члены парламента, руководители городов, журналисты, представители гражданского общества, учёные и активисты левого фронта. Большинство из них обвинены в терроризме, при этом сами обвинения выстраивались с опорой на весьма расплывчатые и неясные трактовки такого понятия, как «терроризм», под который в последнее время в стране стали подводить всё что угодно. В то время как данные группы людей подвергаются смертельному риску заразиться коронавирусом, одобренный законопроект позволяет выпустить на волю тех, кто был обвинён в убийстве, контрабанде, насилии, взяточничестве, обмане, растрате, членстве в преступных организациях, фальсификации результатов торгов и тендеров и в похищении детей.
Санитарные условия внутри турецких тюрем вызывают особенные опасения. Тюремная администрация не обеспечивает заключённых бесплатными средствами гигиены, которые необходимы для того, чтобы хотя бы уменьшить риск заражения коронавирусом. Заключённые должны покупать эти средства по высоким ценам. Что ещё хуже, их не обеспечивают масками и другими защитными средствами. Заключённые, имеющие проблемы со здоровьем, сталкиваются с всё большими трудностями в отношении доступа к лечению, а их требования об освобождении остаются без ответа.
Это не единственное следствие для политических заключённых. Правовая реформа также подразумевает новые инструкции для тюрем, которые приведут к тому, что базовые права заключённых будут ограничены ещё сильнее. Новые инструкции позволяют тюремной администрации ограничивать заключённым общение с представителями прессы, посещения тюрем членами семьи и адвокатами, не позволяют заключённым присутствовать на слушаниях дел в суде, а также позволяют использовать наказания, выходящие за рамки норм пенитациарной системы. Таким образом, правовая реформа, о которой идёт речь, была введена скорее не как мера, направленная на защиту прав всех заключённых на жизнь, а напротив – как мера наказания с целью лишения определённых групп заключённых их основных прав и свобод.
Политические заключённые должны быть освобождены. Мы отмечаем, что правовая реформа должна быть изменена согласно принципам равенства, как это сказано в статье 5275 Закона о заключённых. Конституционный суд должен в ближайшее время принять решение о том, что нынешний законопроект противоречит Конституции. Конституционный суд в данном случае должен действовать беспристрастно и вынести решение, руководствуясь в первую очередь правом на жизнь и правом на получение медицинской помощи, которыми обладают заключённые. Мы считаем, что международные правозащитные организации просто обязаны проявить солидарность и выступить против дискриминационного законопроекта, который ставит под угрозу жизни тысяч узников».